«Вам все вершины были малы!»
Живая сила стихотворения «Генералам 12-го года» М.И.Цветаевой и сегодня не оставляет равнодушными сердца, открытые для поэзии и романтики.
«Сегодня утром я написала стихи героям 1812 г. и главным образом Тучкову IV – прекрасному, как Серёжа», – записала Марина Цветаева в дневнике 26 декабря 1913 года. Трагическая и романтическая история погибшего на Бородинском поле генерал-майора Алексея Александровича Тучкова трогает до глубины души. И таких историй о любви и битвах, в которых гибнут лучшие надежды, в годы наполеоновских войн было немало. Военные всех стран Европы, русские – особенно, сражаясь за Отечество и свободу, умели высоко ценить любовь: именно она давала им волю к победам. Их отвага, мужество, душевное благородство, изысканные манеры воплощали во многих лицах мужской идеал, о котором во все времена мечтали женщины. Марина Цветаева выразила свои чувства восторженно и прямо – за всех.
Целое поколение молодых и прекрасных офицеров сражалось за высокие идеалы и светлый мир. Это была эпоха «славы и восторга», и она принадлежала им. Видеть лучшее и высокое даже в серой повседневности, среди побоищ, среди боли и горьких утрат – помогают поэзия, музыка, живопись – любое душевное творчество.
Поделюсь небольшим опытом – краткими историями о храбрецах и героях, победителях и защитниках Отечества.
Эти тексты были использованы на выставке «Вам все вершины были малы» из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва» в московском Доме-музее Марины Цветаевой, их озвучили молодые артисты московских театров, вложив свои уникальные таланты и яркие эмоции. И сейчас на сайте Музея-панорамы в разделе «Коллекции-онлайн» можно найти эту выставку и прослушать истории.
В качестве иллюстраций использованы портреты из собственного собрания.
Князь Васильчиков был единственный человек в России, который по всем делам и во всякое время имел свободный доступ и свободное слово к монарху… Император Николай I не только любил его, но и чтил его, как никакого другого.
Барон Модест Андреевич Корф
Луи де Сент-Обен
Портрет князя Иллариона Васильевича Васильчикова
Фототипия из альбома «Тридцать девять портретов 1808-1815 г.», издание великого князя Николая Михайловича. 1902
Илларион Васильевич Васильчиков – красавец, лихой кавалерист, утончённый знаток искусств и опытный администратор. Этот человек достиг в своей жизни таких высот, о каких не мог и мечтать.
Вступив в военную службу в 16 лет, Илларион Васильевич к 25 годам выслужил чин генерал-майора и должность генерал-адъютанта императора. В 62 года он исполнял высшие в империи должности Председателя Государственного Совета и Комитета министров. За заслуги получил графский, а потом и княжеский титул.
В личной жизни военачальника и царедворца тоже всё было прекрасно. Рано овдовев, в 40 лет он женился во второй раз на московской красавице Татьяне Васильевне Пашковой. Юная дева отвергла уже не одного поклонника, в том числе графа Александра Ивановича Кутайсова. Но перед лихим генералом в гусарском мундире устоять не смогла: она видела его самый пышный триумф. Летом 1814 года Илларион Васильчиков привёз в Москву известие о взятии Парижа. Москва ещё не оправилась от пожара 1812 года, но это была её победа! Колокола звонили во всех московских храмах. На богатом обеде в честь «истинного виновника торжества России и спасения Европы» признательное московское дворянство подарило Васильчикову осыпанную бриллиантами табакерку с надписью: «Вестнику мира», а купечество поднесло на вызолоченном блюде целую гору червонцев.
В конце жизни Илларион Васильевич не любил рассказывать о своих победах. Пышным собраниям предпочитал тихие беседы с друзьями, разговорам о политике – квартеты Бетховена и Боккерини.
Тихая кончина сиятельного князя Васильчикова по-настоящему опечалила его искреннего друга –императора Николая Первого…
Люди с властью и богатством должны так жить, чтобы другие прощали им эту власть и богатство.
М.С. Воронцов
Луи де Сент-Обен
Портрет князя Михаила Семёновича Воронцова
Фототипия из альбома «Тридцать девять портретов 1808-1815 г.», издание великого князя Николая Михайловича. 1902
Перед нами – скромный, довольно коротко, по английской моде, стриженый молодой человек, полный твёрдой уверенности в себе. Благодаря происхождению, образованию и воспитанию к такой уверенности были веские причины. Однако, несмотря на знатность и богатство, характер Михаила Семёновича Воронцова всегда отличался «особой скромностью и сокровенностью».
Отец Михаила – русский посланник в Британии Семён Романович Воронцов – готовил его к государственной службе. И для этого учил языкам, с особой тщательностью – русскому, а также истории, математике и другим важным наукам. Но главным в жизни и службе Воронцовы всегда считали твёрдое понятие чести.
Особенно ярко это качество проявилось, когда в 1816-1818 годах 33-летний генерал-майор Михаил Семёнович Воронцов исполнял должность командующего отдельным оккупационным корпусом (в составе международного военного контингента) на территории Франции. Твёрдая дисциплина и порядок, точное соблюдение уставов и русских обычаев – так была организована жизнь в нашем корпусе. Ни одна жалоба местных жителей на русского солдата или офицера не осталась без внимания, ни один проступок не остался безнаказанным, но никого не наказывали напрасно. Всё это заслужило Воронцову искреннюю любовь и уважение со стороны подчинённых, французов и офицеров союзных армий.
Особенно много обсуждали во всех европейских гостиных то, как командующий русским корпусом при выходе наших войск из Франции из собственных средств оплатил все долги своих офицеров.
Но в Париже случилось для Михаила Семёновича и самое главное личное событие – здесь он встретил и сразу женился на Елизавете Ксаверьевне Браницкой – тонкой и придирчивой польской красавице. Уже в старости умудрённый огромным жизненным опытом светлейший князь Воронцов скажет, что 36 лет жизни с ней был по-настоящему счастлив…