Do what you can, with what you have, where you are.
Theodore Roosevelt
Чтобы понять, «зачем» я создал этот проект, надо начать с «когда».
2016 был сложным годом для меня. Я заканчивал обычную московскую школу и поставил всё на то, чтобы поступить в самый престижный бизнес-университет США: Babson College. Мой отец, будучи успешным российским бизнесменом и, в свою очередь, закончив Стэнфорд, вкладывал большие ресурсы в то, чтобы это стало реальностью.
Два года усиленной подготовки с тремя репетиторами, пять сданных экзаменов и более пятнадцати написанных эссе. И вот в середине 2016 года я получил предложение от университета.
Я уехал учиться в США.
Но спустя 7 месяцев обучения бизнесу я был абсолютно потерян.
Уроки по финансам, бухгалтерии и статистике были полезными, но я не понимал, зачем учиться чему-то, что приобретается исключительно с опытом. Более того, я начал думать о том, что всё это время я старался «ставить галочки» и делать то, что должен, а не то, что действительно хочу. Я не был уверен, что хочу быть предпринимателем и пойти по стопам отца.
Я хотел найти свой путь.
В университете нас учили интересным вещам. Я с удовольствием посещал курсы по финансам, предпринимательству, бухгалтерии, но одна мысль не давала мне покоя: профессора – люди, которые сами никогда не делали бизнес и не руководили им. Они понятия не имеют о том, что значит строить бизнес, и преподают исключительно теорию, которую сами выучили из учебников.
Чем больше я сидел в своей комнате американского общежития и читал истории успеха других людей, тем больше я понимал, что сейчас – самые важные годы моей жизни. Стив Джобс создал Apple в 20 лет. Билл Гейтс запустил Microsoft в 19. Именно сейчас надо делать что-то, что станет основной для моего будущего успеха. Именно сейчас у меня максимальное количество энергии, к тому же абсолютно нечего терять.
Я чувствовал, что в университете трачу время впустую.
Долгие разговоры с моими однокурсниками из разных уголков планеты не помогали. Они были согласны со мной во всём и так же, как и я, чувствовали, что нужно делать что-то большее, чем просто сидеть за учебниками четыре года. Но они не могли ничего поделать. Их грызли ожидания родителей, общества, обязательства перед собой. Они чувствовали, что «должны».
«Надо закончить университет, получить диплом, а потом уже что-то делать», – говорили их родители и мои. Но я чувствовал, что это необязательно должно быть так.
Можно по-другому. Помню, как я сидел в комнате своего общежития и думал об этом. Я тогда взял ручку, листок бумаги и нарисовал вертикальную линию, разделив бумагу на 2 столбика. Я назвал левый столбец «за», правый – «против».
Далее я принялся составлять список всех аргументов, по которым мне стоит уйти или остаться в университете. Прошло 2 минуты. Внезапно я перестал писать и поднял голову.
Я понял, что просто искал рациональные причины остаться, хотя сам уже принял решение. Я встал из-за стола, порвал листок и выбросил в мусорку, которую делил с двумя своими соседями по общежитию. Так я решил уйти из университета и вернуться в Москву.
И так как мой путь к обучению в США был не только и не столько моим, сколько моего отца, я написал ему письмо. Вот фрагмент этого письма:
Дорогой папа!
Я хочу разговаривать с тобой как взрослый со взрослым. Как совершеннолетний сын с отцом. Как ты 20 лет назад хотел поговорить со своим отцом.
Я принял решение уйти из Бабсона.
Когда я делал выбор в пользу Бабсона, я смотрел на рейтинги топовых бизнес-вузов США. Увы, сейчас я разочаровался в бизнес-вузах в целом. Я не понимаю и отказываюсь понимать, что значит «учиться бизнесу». Ценность образования в 17–20 лет ничтожна, потому что оно выбрано неправильно. А иначе и не бывает в таком возрасте.
У меня нет сомнений на тему «потерянного времени»: время никогда не «потеряно», покуда ты уверен в правильности своих действий. Два года я был уверен в правильности своего намерения. Последние 6 месяцев сомневался, а теперь окончательно понял, что нет. Значит, пора что-то менять.
Я воспитан тобой мыслить индивидуально, иметь независимость мышления.
Это первое серьёзное решение в моей жизни. Если тебе это всё кажется бредом, незрелостью, то твоё решение уйти в МГУ из МИСиСа твоему отцу казалось таким же. Вспомни себя 20 лет назад.
Когда ещё, если не сейчас, пробовать и ошибаться? У меня аж дух захватывает от мысли о том, что я могу жить по своим правилам сейчас.
В конце концов, я просто хочу быть счастливым и жить свою жизнь, как ты учил:)
Верь в меня. Я тебя очень люблю, пап.
Твой сын,
Сергей Фалдин
Я нажал кнопку «Отправить» и пошёл собираться. Тогда я ещё не понимал, насколько это письмо могло звучать категорично.
Через пару часов я получил ответ:
Прочитал. Два раза прочитал. И вот что я тебе скажу.
Я понял и принял это твоё решение. Оно твоё и только твоё, как и все последующие. You are on your own now. И тебе – только тебе – нести ответственность. Жизнь одна, и тебе её жить.
Березовский как-то сказал: «Нам некому передать свои достижения и не на кого списать свои ошибки».
Максим Фалдин
Эта переписка стала началом моего взросления.
Несколько дней спустя, летя в самолёте рейсом Нью-Йорк – Москва, я усердно думал над тем, что буду делать дома.
«Как продолжить учиться, не сидя в университете?»
Учиться надо, исходя из цели. Я это понимал. Я думал о том, как часто я в детстве представлял себе картинку успеха. Я видел картинку, но совершенно не понимал, какой путь за ней стоит.
«Вот бы спросить у кого-нибудь из успешных людей, как именно они добились успеха…»
У многих успешных людей, чьи истории я скрупулёзно читал в Бабсоне, были менторы. Мне тоже нужен был ментор: кто-то, кто направит меня на правильный путь, даст совет и ответит на все мои вопросы. Кто сказал, что образование должно быть только формальным? Это могло бы стать моим образованием.
Всё детство я был окружён успешными людьми: предпринимателями, коллегами, друзьями и партнёрами семьи.
«Что если я просто спрошу у них и у таких же, как они?»
Более того: что если я задам все вопросы, которые меня интересуют, не одному, а, скажем,