1.1 От села Семчино до Петровской земледельческой и лесной академии
Тимирязевская академия это уникальный научный, учебно-практический комплекс, сложившийся в течение столетий на севере Москвы. Для открытия старейшего в России сельскохозяйственного учебного заведения высшего уровня была выбрана именно эта территория, на которой по сей день сохранились исторические здания и земли. История формирования базы для открытия будущей Тимирязевки началась в XVI веке.
Первые упоминания о данной местности встречаются в писцовых книгах 1584 года. Из этих документов мы знаем, что на месте нынешней Тимирязевки находилась пустошь Семчино, относящаяся к селу Топорково, место принадлежало князю Александру Ивановичу Шуйскому (ум. В 1601 году), брату царя Василия IV Шуйского.
В дальнейшем Семчино упоминается в писцовом описании от 1623 года, в котором написано следующее: «За князем Иваном Ивановичем Шуйским в вотчине, что преж сего было за братом его родным, за Александром Ивановичем Шуйским, деревня Семчина, на реке Жабне…» Упоминаемый здесь князь И. И. Шуйский (ок.1566—ок.1638) – боярин и воевода, был последним представителем старшей ветви князей Шуйских, наследника князь не оставил.
После смерти И. И. Шуйского его владения перешли племяннику Семену Васильевичу Прозоровскому (ок. 1586—1660), боярину и известному государственному деятелю. По распоряжению Прозоровского около сельца Семчино был возведен боярский двор, а сельцо переименовали в деревню Старое Семчино.
После смерти С. В. Прозоровского Семчино поделили его наследники, а уже в 1676 году владения выкупил боярин Кирилл Полуектович Нарышкин (1623—1691), дед Петра I. В честь внука Нарышкин, получивший боярский титул в день его рождения, переименовал село Семчино в Петровское. В переписных книгах от 1678 года о переходе имения говорится: «За боярином Кириллом Полуектовичем Нарышкиным село Семчино, по прозванию Петровское, куплено у князя Петра Семеновича Прозоровского». Этим же годом датируется первое подробное описание владения, в котором зафиксирована площадь угодий и примыкающих к ним лесных массивов: «роща большая по Пушкинской дороге березовая, еловая и сосновая в длину на полторы версты и поперек на полверсты…».
В 1676 году умер царь Алексей Михайлович, которому Кирилл Полуектович Нарышкин приходился тестем. При новом молодом царе Федоре Алексеевиче усилились дворцовые интриги, а смерть бездетного Федора в 1682 году привела к политическому кризису. Во время стрелецкого бунта (1682) часть семьи Нарышкиных была убита разъяренной толпой, погибли от рук стрельцов два сына К. П. Нарышкина. На одном из надгробий в московском Высоко-Петровском монастыре, ставшем родовой усыпальницей Нарышкиных, написано: «лето 7190—1682 Маия в 15 день убиен бысть раб божий стольник Афанасий Кириллович Нарышкин». Страшная смерть постигла и его брата Ивана, он был разрублен стрельцами на части на Красной площади.
Кириллу Полуектовичу Нарышкину удалось пережить кровавые события 1682 года, но он по требованию бунтовщиков был пострижен в монахи с именем Киприана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где он впоследствии и скончался.
Село Петровское перешло во владение сына Кирилла Полуектовича, Льва Кирилловича Нарышкина (1664—1705). Из-за малолетнего возраста он не мог распоряжаться имением, поэтому в управление вотчиной в качестве опекунши вступила его мать (бабушка Петра I) – Анна Леонтьевна Нарышкина. Она же начинает строительство церкви в честь святых апостолов Петра и Павла, об этом в документах написано следующее: «Трепеща за участь сына и внука, в следующем же после бунта 1683 году она приступает к построению в селе Петровском „обетной“ церкви в честь апостолов Петра и Павла, для чего отвела около 15 десятин земли».
Возведение храма длилось долго, но можно предположить, что ко времени смерти К. П. Нарышкина в 1691 году церковь была уже отстроена: на трех колоколах была сделана одинаковая надпись: «Лето от сотворения мира 7199, от Рождества Христова 1691 г. Июня в 28 день положила сей колокол боярыня Анна Леонтьевна в подмосковную вотчину свою село Петровское, к церкви св. апостолов Петра и Павла в помин души мужа своего боярина Кирилла Полуектовича Нарышкина».
Церковь Петра и Павла. Из архива Музея Архитектуры имени А. В. Щусева и Музея истории МСХА
Построенная церковь была выполнена в модном на то время стиле Нарышкинское барокко. В церкви был «Апостол» с такой надписью: «Сия книга, глаголемая Апостол… великий Государь и великий князь Петр Алексеевич… приложи в подмосковную вотчину болярыни Анны Леонтьевны Нарышкиной в село Петровское, к церкви Святых верховных апостолов Петра и Павла». Эта книга – единственное достоверное доказательство посещения села Петровского Петром I, несмотря на обилие различных местных легенд, например, об амстердамских («астрадамских») фермах, заведенных царем-экспериментатором. Церковь Петра и Павла практически без изменений простояла на своем месте до 1927 года, когда она была закрыта. В 1934 году церковь полностью снесли для того, чтобы провести прямую дорогу.