Я не привык воспринимать слова на веру, не проверив все, как следует. Наверное, в этом и скрыта та основа моих изысканий, которая побудила меня начать свои поиски. Не скрою, тема Второй мировой войны всегда привлекала меня, чем-то таким далеким еле уловимым, но в тоже время, таким манящим и притягательным чувством из глубин далекого детства. Все мальчишки любят играть в «войнушку». Стрелять из игрушечного автомата, представляя, как ты сражаешь наповал очередного врага своими меткими выстрелами. Или устраивать засады, нападая на обескураженного игрока. Видимо, этот интерес рожден с тех лет, из этих игр. Но, настоящая война это другое, нечто невообразимо страшное, кровавое и беспощадное. С горечью слез и жестоким расчетливым сердцем. В такую игру мы никогда не играли. Да и вряд ли когда – нибудь захочется. Война это доля избранных. И каждому избраннику она дарит свои метки. Их можно разглядеть на семейных старинных фото, на лицах ветеранов и стариков, в их мрачных и до боли печальных воспоминаниях. Эти метки – знак, и помеченный этим знаком, никогда уже не будет жить прежней довоенной жизнью. Это сравни проклятью, от которого не убежишь за три – девять земель и которое не забудешь. Об этом, я предостерегаю тех, кто в своем воображении создает слишком простую картину былых баталий. Кто думает, что нет ничего сложного в самой войне, а героические подвиги солдат, слишком пресные и не идут, ни в какое сравнение с удалью киногероев из фантастических боевиков. В этой книге читатель не встретит подробностей окопной правды. Не будет в ней и бравурного марша лживой агитпропаганды о том, как воевали наши деды. Эта книга откроет дверь в настоящую историю освобождения советской земли, которая построена на подлинных документах и для которой, разные события уже остались в далеком прошлом – навсегда. По- возможности, я постарался включить в исследования выдержки из разных источников, чтобы читателю стали более понятны внешние условия, которые повлияли на ход событий и сыграли важную роль впоследствии. Но, как и в любой истории, в этой книге встречаются пробелы и не всему я смог найти ответ. Эта недоработка, прежде всего, вызвана скудностью самого архива, ведь шла война, и не все документы сохранились. Впрочем, даже его ограниченность позволила пролить некоторый свет и показать события такими, какими они видятся из строк боевых донесений.
Вообще, история отдельной курсантской стрелковой бригады очень показательна и напоминает историю всей Красной армии, в ее трудные и напряженные периоды бесконечных сражений. Она подобна некому шаблону, настолько, все повторяется в других соединениях в их боевой жизни. За один год боевого пути бригада успела побывать в составе трех армий и участвовала во многих сражениях. Бывала она на Калужской земле и в Осетинских предгорьях. И не везде ей сопутствовала удача. Ее фронтовая дорога восстановлена из сводок, которые составляли , прежде всего – люди. Этот факт тоже учтен и нашел свое отражение в моих исследованиях. Признаюсь, я всегда подозреваю, что в любом штабном донесении может присутствовать стопроцентная ложь и реальная история может сильно отличаться от выдержанных докладов и той версии, которую увидит читатель. К этому я готов. Быть может, по прошествии множества лет, откроются другие архивы и картина дополнится ранее неизвестными фактами. История бригады заиграет новыми красками, и мы сможем по- другому оценить те события. Такое может быть, но что-то подсказывает мне, что это сути уже не изменит. История написана и пересмотру не подлежит. Единственное, о чем прошу тебя читатель, отнесись к моим ошибкам без упрека и недовольства. Эта книга была написана не литературным знатоком, да и цель у меня совсем иная – поиск правды.
Причиной этого исследования, стал мой интерес к теме освобождения Тарусы в 1941 году. А также желание уточнить информацию, изложенную в книге С.Е. Михеенкова «Кровавый плацдарм. 49-я армия в прорыве под Тарусой и боях на реке Угре.1941—1942» , касательно периода с 16 по 19 декабря 1941 года, связанного с освобождением д. Кузьмищево, Игнатовское, г. Тарусы. Автором книги был выбран материал на основе действий 49-й армии, который не мог отразить всю полноту и глубину картины сражений. В книге нет материалов относительно того, как протекали бои 16,18 и 19 декабря, но в ходе моего исследования картина в отдельных фрагментах прояснилась полностью. Тем не менее, забегая вперед скажу, что данные С.Е. Михеенкова в ходе исследования подтвердились. Но при этом отмечу, что все происходило не так уж просто, как это указано в книге. Благодаря информационному сайту «Память народа» и рассекреченным документам восстановить ход событий, стало возможным, не выходя из своего дома, за что огромная благодарность всем создателям сайта и Министерству обороны. В своих исследованиях я постарался отобрать максимальный объём информации и изложить события хронологическом порядке. Использование документов по – отдельности, например, оперативных сводок или журналов боевых действий, непременно приводит к ложному образу. И только аналитический подход с применением многосторонних документов позволил мне хоть немного приблизиться к истине.
Вот выписка из книги, которая навела меня на мысль, получше изучить этот вопрос.
Ориентир по времени – 17 декабря 1941 года «Перед Тарусой наступление застопорилось. 19-я стрелковая бригада, атакованная немецкой подвижной группой из Тарусы, разбежалась. Более того, подставила под удар левый фланг успешно наступавшей 133-й стрелковой дивизии. Генерал Захаркин приказал командиру 133-й дивизии генерал-майору Захарову навести порядок в правофланговой бригаде. Тот выслал в бригаду своих штабных офицеров, через несколько часов бригаду собрали, и она начала выполнять боевые задачи. Но время было упущено. Инициативу на некоторое время перехватил противник, что оказалось достаточным, чтобы практически без потерь улизнуть из Тарусы.»
«На следующий день сводный отряд, созданный из частей 5-й гвардейской стрелковой дивизии, ударом с юго-запада в 7.30 19 декабря 1941 года ворвался в Тарусу и совместно с частями 19-й стрелковой бригады овладел ею.»
Итак, попробуем разобраться в том, что же на самом деле происходило в те далекие декабрьские дни. …
Наступательный порыв вермахта к зиме 1941 года окончательно иссяк. На участке фронта 49-й армии от д. Дракино до г. Алексина враг уже не проявлял былой активности. Бои вдоль р.Оки, все чаще носили местный характер, но время для обороны прошло, и пришел наш черед переходить в наступление. План советского командования заключался в численном перевесе и быстром продвижении войск на ответственных участках фронта. Это обеспечивалось обходом и блокированием мелкими группами опорных пунктов противника, с одновременным переходом основной массы наступающих войск к дальнейшим целям. Уничтожение противника в населенных пунктах поручалось группам блокирования. Такая тактика позволяла нашим войскам не увязнуть в деревнях и исключить со стороны противника подкрепление резервами. Согласно приказа армии № 016 от 15.12.41г., соединения имели задачу: с утра 16 декабря перейти в наступление на всем фронте, нанося главный удар своим центром (194 сд, 133сд, 19,26,30,34 сбр 18,23 тбр) в общем направлении на Салтыково, Гостешево . 19-я стрелковая бригада при поддержке 32-м ГОМД, двигаясь в направлении северные окраины КУЗЬМИЩЕВО ЛЮБОВЦЕВО ВЯТСКОЕ должна была перейти в южном направлении, с рубежа ВЯТСКОЕ КУЗЬМИЩЕВО и обеспечить наступающие части от контрудара противника с юга. Картой – Решением командарма на прорыв, в частности для 19-й стрелковой , предусматривались более развернутые задачи. Удар должен был осуществиться в двух направлениях: