«Счастливой
жизни нет,
есть только
счастливые дни».
А. Терье
Неужели есть у счастья правила? Какие могут быть у любви законы? Разве это не уникальный опыт каждого человека, порой неуловимый, как взмах крыльев бабочки?
Как вообще можно написать книгу о счастье? Разве можно положить его на лопатки и препарировать ножницами психологии и НЛП? Разве оно не у каждого свое, сугубо индивидуальное? И разве счастье – это не те мгновения, когда ты просто находишься в полной гармонии с собой и с окружающим миром, а внутри тебя поет душа, но, кроме тебя, этого никто не слышит? Разве счастье поддается описанию?
Все эти вопросы мне задавали люди, когда узнавали, какую книгу я пишу.
А еще меня спрашивали:
– Ты думаешь, ты счастливее меня или больше знаешь о счастье?
– Кто дал тебе право поднимать такую тему?
– Может, тебе никогда не бывает плохо? Ты не плачешь, не впадаешь в депрессию?
Успокойся. Я такая же, как ты (бывает, что у меня вылезают прыщи и болит живот, меня предавали, у меня умирали близкие, обо мне ходят слухи и сочиняют небылицы, порой мой печальный взгляд выражает приближение второй даты на памятнике), только я умею смеяться над собой (даже сквозь слезы), видеть вещи под углом оптимизма, готова меняться (и даже менять свои принципы, если они неэффективны)… Но тебя научить этому не смогу. Это плохая новость. Зато есть и хорошая. Ты сможешь научиться, если захочешь! Вернее, даже не научиться, а открыть все это в себе, все, что нужно тебе для счастья. Один из базисных постулатов НЛП гласит: у человека есть все необходимые ресурсы для изменения. А еще один вторит: Вселенная – дружественная система. Даже если у тебя чего-то нет сейчас, завтра Вселенная обязательно тебе это преподнесет.
Только ленивый сегодня не знает, что НЛП расшифровывается как нейролингвистическое программирование. Но дальше расшифровки аббревиатуры заглядывал не всякий. В серии «НЛПдопинг» это моя седьмая книга. И в каждой мне нужно было ухитриться поновому рассказать об НЛП, дать ему новое определение. С одной стороны, это модная ветвь психологии, с другой – молодая развивающаяся наука, с третьей – эффективная прикладная штука, пошаговое моделирование успешного поведения в разных областях. Но все это не отражает целиком заданную тему. Ведь здесь мы будем говорить о счастье. А счастье – это талант, искусство, дар, кайф… О! Нужное слово найдено! НЛП в контексте разбираемой темы – это искусство. Искусство быть счастливым. Расслабляться. Быть в потоке. Принимать жизнь такой, какова она есть. И радоваться этой жизни. Искусство действовать эффективно и черпать ресурсы из любой ситуации. Общаться (ведь в НЛП присутствует часть «лингво») и влиять (ведь в НЛП присутствует часть «нейро»), и вести за собой (ведь, в конце концов, НЛП – это программирование). И даже (тссс, говорю по секрету!) НЛП – это искусство иметь людей раньше, чем они поимеют вас.
Моя читательница Оксана Севрюгина однажды поделилась со мной своими мыслями про НЛП:
– Многих пугает аббревиатура НЛП. Кажется, что в этих буквах сокрыто что-то запрещенное, угрожающее. На самом деле, это таблетка для иммунитета, витаминка, после приема которой начинаешь ощущать себя бабочкой, только что вылупившейся из кокона, увидевшей новый, незнакомый, пестреющий красками мир. Всё просто! Нам нужен лишь один толчок и огромное желание стать другими. А, изменив себя, мы получаем в подарок новый мир!
Миссия НЛП – создать мир, которому люди хотят принадлежать. Так определил суть НЛП Роберт Дилтс.
Чему можно научиться с помощью НЛП?
Не падать духом, когда все теряют головы; быть верным себе, когда все в тебе сомневаются, но оставлять за окружающими право сомневаться (ты-то ведь точно знаешь, что хорошо смеется тот, кто смеется последним); уметь терпеливо ждать и не уставать от ожидания; слышать неправду, но не участвовать во вранье; уметь мечтать, но не подпадать под власть грез; строить планы, двигаться к цели и достигать больше запланированного; уметь мыслить, но не делать раздумья самоцелью; лицом к лицу встречать триумф и крах и одинаково относиться к обоим этим обманщикам, понимая, что нет побед и поражений, а есть лишь обратная связь с миром; терпеть, когда высказанную тобой мысль искажают негодяи, превращающие ее в ловушку для легковерных; видеть разбитые вещи, которым посвятил свою жизнь, собрать волю и в кулак и опять воссоздать их с помощью отработанного инструмента, эффективных моделей и техник; уметь сгрести свой выигрыш в одну кучу и рискнуть вновь поставить его на кон; проиграть, и вновь начать сначала.
Любить и отдавать себя людям и миру, ничего не ожидая взамен; получая, благодарить втройне и радоваться любому обретению, как нежданному подарку; идти к цели, двигаясь к себе, потому что лишь познание себя достойно быть истинной целью; дарить свет, который находится внутри тебя, и не жалеть его, потому что этот свет – такое уникальное богатство, что, сколько бы его ни отдал, меньше его ни становится; оседлать трех китов: деньги, здоровье, любовь!
А счастье было так возможно… И так… И эдак… И вот так…
Во все времена человек хотел быть счастливым. Каждая эпоха выдвигала свои критерии. Каждый человек рассуждал о счастье, с лекалом индивидуальных представлений о нем измерял собственную жизнь, вздыхал и что-то перекраивал, чтобы костюмчик лучше сидел. Кто-то судачил о счастье на кухне, кто-то в досократическую эпоху делился мыслями с учениками, кто-то передавал знания из уст в уста, кто-то – от сердца к сердцу, а тот первый, кто был в устном жанре не силен, стал записывать. И так счастье законспектировалось, появились философские трактаты, научные труды, монографии и просто бульварные книжонки о том, что было так возможно… И так… И эдак… И вот так. Короче, всем сестрам – по серьгам. Каждой целевой аудитории, как говорится в местах не столь отдаленных, по понятиям…
У меня лично есть две любимых книги на эту тему – «Психология счастья» Майкла Аргайла и «Как стать несчастным без посторонней помощи» Пауля Вацлавика. Обе пользуются у меня большим успехом. Ведь, в конце концов, я не обязана постоянно быть радостной, веселой зажигалкой. В моей жизни есть место для светлой грусти, ностальгической печали и просто для бессмысленного безделья.
Зачем я прицепилась к этой теме?
Пришла пора ответить на вопрос. Да лишь потому, что я, как чукча, что вижу – о том и пою. Счастье меня интересует больше всего остального. В нем приятно копаться, разбираться. Его замечательно проживать, смаковать, чувствовать, перебирать в памяти, складывать в мозаику, архивировать и разархивировать. Счастье – это то замечательное состояние, в котором все время хочется пребывать.