«Каждый человек имеет свои собственные индивидуальные черты, свои собственные слабости, из-за которых он не способен сопротивляться вещам, которые случаются с ним… Очень важно на некоторой ступени самоизучения найти свою главную черту, которая подразумевает главную слабость».
– Петр Успенский
Александр: Мы изучаем человеческие типы для того, чтобы наблюдать свой собственный тип тела и свою собственную главную черту. Это является продолжением самонаблюдения. Если вы помните, то мы разбирали устройство человеческого ума и узнали, что человек имеет не один ум, а четыре низших ума. Это инстинктивный, двигательный, эмоциональный и интеллектуальный. В свою очередь эти умы делятся на 3 части: механические или инстинктивные, эмоциональные и интеллектуальные. Механические или инстинктивные, когда человек действует без внимания или с маленьким уровнем внимания. Эмоциональные, когда внимание центра захватывается каким-то объектом или стимулом. Интеллектуальные, когда внимание центра направлено согласно желанию человека. Изучая эти умы, мы затронули идею, что у каждого человека есть, так называемый, центр тяжести. Это значит, что какой-то центр у него доминирует, и он проявляется из этого центра. Например, на одну и ту же ситуацию человек, у которого центр тяжести инстинктивный, будет реагировать отлично от человека, у которого центр тяжести эмоциональный или интеллектуальный.
Зачем мы все это делаем? Мы наблюдаем в себе низшие центры, чтобы понять, как они работают и производят реакции нашей машины. Наблюдение этих реакций, помогает нам перестать отождествлять себя с этими реакциями, перестать думать, что это «Я» так действую, «Я» так хочу или «Я» так понимаю, помогает нам видеть это, как проявление механичности, у которой есть определенная конфигурация, центр тяжести.
В дополнении к идеям о четырех низших центрах, есть идея о человеческих типах. Это тоже объективная идея, которая говорит, что люди, которые имеют, например, инстинктивный центр тяжести и центрированы в инстинктивном короле, могут иметь разные типы тела. И таким образом мы можем получить совершенно разные механики с одним и тем же центром тяжести.
Василий: Информация о типах тела касается устройства нашей человеческой машины. Это просто некий фрагмент знаний, которые позволяют нам лучше понимать, и, может быть, лучше увидеть нашу механику. Цель у этого по-прежнему одна – не быть этой механикой, отделяться от своих механических реакций и целенаправленно работать с теми реакциями, которые свойственны именно нам в большей степени, чтобы сделать нашу работу и наши внутренние усилия по отделению от своей механичности наиболее близкими к реальности. Например, человеку, которому, скажем, не свойственен гнев, работать с негативной эмоцией гнева, наверное, особенно не стоит, не на этом ему нужно держать основное внимание, может быть, негативные эмоции самосожаления будут для такого человека более реальным препятствием.
При всем существующем многообразии людей, человеческих машин, существует всего лишь 7 основных типов тела человека, которые определяют специфику механических реакций наших машин на внешний стимул.
Мы сейчас с вами знаем о том, что есть четыре ума и различные подразделения в них. И вот другая сторона знания, что есть еще и разные типы тела, которые вместе с разными умами, в зависимости от того, какой из них больше представлен, и определяют все многообразие реакций людей, которые мы видим, в том числе в себе.
Сергей: Мы воспринимаем мир через очень ограниченный аппарат. Через зрение, через слух, через обоняние, осязание и вкус. И у этих органов чувств есть очень узкий диапазон восприятия. Мы говорили о том, что глаз человека воспринимает электромагнитное излучение, или что мы воспринимаем как свет, визуальные импульсы в диапазоне 380—740 нанометров. То, что тоньше этого, в одну сторону в градации, либо толще этого, мы не замечаем глазом. Например, мы не видим электромагнитного излучения или не видим теплового излучения. Змеи видят тепло, они видят в этом диапазоне. Человеческое ухо не слышит определенных звуков, которые слышат собаки, кошки или летучие мыши. Летучие мыши слышат намного лучше, чем человек. Поэтому информация, которую мы воспринимаем из внешнего мира через пять органов чувств, имеет субъективный элемент. Мы воспринимаем не реальный мир, а лишь определенную его часть. И составляем наше представление о том, как вещи соотносятся друг с другом, только исходя из того, что показывают нам наши органы чувств. Если бы человек воспринимал мир объективно, у него было бы совершенно другое суждение о мире, о других людях и о самом себе. И многие вещи просто перестали бы случаться. Знание, которое накапливает человек в своих низших центрах, по большей части своей ложное и субъективное. Знание в отношении денег, знание в отношении работы, знание в отношении других людей, как устроены вещи в жизни. Мы очень похожи на маленьких детей, которые тыкают вилкой в розетку и не знают, что произойдет. Так же человек, ему кажется, что он вполне разумно поступает с вещами вокруг и с другими людьми. В результате он подчас получает очень неприятный опыт. И все это потому, что мы в общении друг с другом не учитываем очень много вещей. Мы считаем, что все люди одинаковы. У всех людей одна голова, две руки, пять пальцев, вроде как у всех одинаковые способности. Но люди отличаются друг от друга настолько же сильно, насколько холодильник отличается от электрической печки.