В 2011 и в 2014 годах соответственно на свет появились две биографии Алексея Навального. Первая называлась «Алексей Навальный – гроза жуликов и воров», а вторая – «Человек, который украл лес». На последнюю я даже несколько раз ссылаюсь в своей работе. В обеих меня несколько удивило не просто вольно почтительное, но и практически культовое отношение к герою. Казалось бы, в стране, где, по словам того же Навального, никому не разрешается поднять головы, а со свободой печати такие же проблемы как при Брежневе, где запрещается все и вся – в свет выходят одна за другой две книги, приковывающие явно направленное в положительном векторе внимания читателей к герою, который не просто оппонент действующей власти, он – ее прямая угроза.
Тогда мне это показалось странным. Шли годы. Странностей прибавлялось. Навальный то и дело вступал в полемику и отрытое противоборство с действующей властью, а ему все сходило срок: судимости, которые он получал, были условными; меры пресечения особо не контролировались и не исполнялись; из-под стражи его беспрецедентно отпускали. И наконец чаша переполнилась.
В марте 2017 года из-под пера Фонда борьбы с коррупцией, возглавляемого Навальным, вышло расследование «Он вам не Димон», проливающее свет на якобы существующую теневую империю зла и казнокрадства, возглавляемую Председателем Правительства России Дмитрием Медведевым. Потянув за невинную ниточку заказа премьером одежды в интернет – магазинах, Навальный распутал хитроумный клубок (сомнительный, правда, как жизнь показывает), не в лучшем свете характеризующий второго человека в государстве. В конце фильма он произнес сакраментальную фразу: «Обо всем этом знает Путин».
Тогда я задумался уже основательно – если он обо всем этом знает, то почему позволяет, чтобы о моральном облике его правой руки знала вся страна? Потому что эта рука ему наскучила и он решил избавиться от нее с помощью опытного хирурга Навального? Или чтобы отвлечь народ от действительно ужасающего положения вещей в экономической и социальной сферах?
Если для последнего, то получилось – по всей стране прокатилась волна митингов против коррупции, а сам автор расследования за участие в одном из них даже получил 15 суток административного ареста. Однако, тогда появляется и второй вопрос – почему, имея сверхмощный идеологический аппарат, Путин все же доверяет решение подобных стратегических вопросов человеку, мягко говоря, не из его лагеря? Решил выслушать мнение со стороны? Плюрализма захотел, как его учитель Собчак?
Реальной политической силы в Навальном нет – он не предлагает ничего нового. Он свято верит в то, что смена государственной верхушки без смены курса способна радикально изменить жизнь в стране – история уже научила нас обратному. И она же, история, и дала мне ответ на вопрос, который казался неразрешимым.
В XVI веке был такой публицист – Иван Пересветов. Он распространял длинные воззвания и проповеди, в которых обличал Ивана Грозного и его приближенных, требуя от них соблюдения заповедей Божьих и законов мирских. Поразительно, почему суровый и жестокий царь тогда не воспротивился появлению подобных пасквилей! Однако, позже литературоведы, в том числе и великий Д. С. Лихачев, проанализировав тексты, написанные рукой Ивана Грозного и его малоизвестного тезки, пришли к выводу, что писал их один человек!..
А может, так и здесь происходит? Следуя старинной рекомендации, Путин держит врагов ближе, чем друзей – а если точнее, он сам назначает врагов из числа друзей? Таким образом, в его руках – баланс общественных интересов. В его руках – и власть, и оппозиция к этой власти. Вот только с актерскими данными у участников постановки скверно – они совсем не трудятся скрывать те ниточки, что держит в руках главный манипулятор. А зачем? Кто что увидит? Да и если увидят – плевать на них. «Тут собрался у ворот этот, как его,.. народ!» Слова героя знаменитой сказки Леонида Филатова печально актуальны. Хоть видимость оппозиции и есть, но как со стороны власти, так и со стороны видимого антагониста ее присутствует чудовищное неуважение к народу. Вечная боль России. Со стороны Навального проявляется она в том, что все вокруг себя он считает дураками.
Сейчас вы перевернете страницу, и перед вами откроются доказательства сказанного. А пока проделайте эксперимент – запомните или запишите свои мысли о герое книги сейчас, до того, как начали читать. А по окончании – вернитесь к ним и при необходимости внесите правку. Результаты эксперимента, а также свои отзывы и замечания в адрес книги вы можете направлять на электронные ящики автора или переводчика: [битая ссылка] [email protected], [битая ссылка] [email protected].
Приятного и полезного вам чтения!
УК РФ – «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017)
УИК РФ – «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.04.2017)
УПК РФ – «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.04.2017)
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (4 части)
ГПК РФ – «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016)
АПК РФ – «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016)
КоАП РФ – «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017)
Глава первая. Куррикулюм витте1
Начнем по традиции – с биографии героя. Она будет являться ключом ко всему последующему повествованию.
Алексей Навальный родился 4 июня 1976 года в военном городке Бутынь Одинцовского района Московской области. Родители Навального владеют Кобяковской фабрикой по лозоплетению в Одинцовском районе, где Алексей выступает учредителем и совладельцем.2
Отец – Анатолий Иванович Навальный, совладелец и генеральный директор предприятия «Кобяковская фабрика по лозоплетению», родился и окончил школу в Залесье (ранее Чернобыльский район, сейчас Иванковский район, Киевская область), после окончания Киевского военного училища связи получил назначение под Москвой. Дед Иван Тарасович был плотником и почти всю жизнь, как и его супруга Татьяна Даниловна, проработал в местном колхозе.