Одной из загадок пророческих книг Даниила и Откровения является тайна антихриста. Постижение этой тайны, исследование самих пророчеств, а также того, как развивались и изменялись их толкования, обещает стать не просто откровением, а шокирующим откровением. В течение многих веков эта тема волновала исследователей библейских пророчеств, но по самым разным причинам найти ответы на некоторые ключевые вопросы не удавалось. Однако этому можно найти объяснение, так как сами пророчества предупреждали об этом. По словам ангела, Книга Даниила должна быть запечатана, то есть недоступна для понимания. Завершая свои наставления Даниилу, ангел сказал: «„А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение“ <…> И отвечал он: „иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют“» (Дан. 12: 4, 9—10).
Это означает, что, согласно Божьему плану, эту книгу нельзя было понять до определенного Им самим времени. То есть, чтобы весть книги стала понятной, должны быть выполнены как минимум два условия: 1) должно закончиться определенное Богом время и 2) Дух Святой должен дать мудрость и понимание, потому что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 20—21).
У нас может возникнуть закономерный вопрос: почему же эта книга должна была стать доступной для понимания только спустя какое-то время?
Ответ состоит из нескольких частей.
Во-первых, потому что сами пророчества касались событий последнего времени. По плану Божьему, именно в последнее время, как никогда раньше, люди будут нуждаться в свете истины. Сила обмана будет настолько велика, что Бог прольет свет, дабы развеять мрак заблуждения. Значит ли это, что до наступления указанного времени Бог хотел, чтобы люди находились в неведении? Нет, и как мы увидим, люди, сделавшие Библию основой своей веры, понимали истины, о которых говорил Даниил, но не связывали их с его книгой и не могли понять пророческих периодов или сроков исполнения пророчеств. Поэтому, по замыслу Божьему, в определенное Им самим время истина должна быть провозглашена с новой силой и новыми библейскими открытиями.
Во-вторых, пророчество могло смутить многих, пойми они временные сроки. Во все времена христиане ожидали второго пришествия Христа. Это было их надеждой и поддержкой. Тем не менее пророческие периоды указывали на сотни и тысячи лет ожидания. Такая перспектива могла сокрушить веру многих, особенно во времена гонений и преследований. Почему же Бог допускал это так долго? Да потому что Он не человек, Его любовь и терпение вызывают удивление даже у ангелов. Бог искал и ищет спасения не только для тех, кто был вынужден скрываться от преследований за верность своим убеждениям, но и тех, кто организовывал эти преследования, тех, кто бунтует против Него.
Апостол Петр убеждает нас в этом, говоря: «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3: 9).
Именно так Бог спас Савла, который преследовал первых христиан, и сделал из него апостола Павла.
В-третьих, с уверенностью истолковать это пророчество можно только после его исполнения. Оно было дано не столько для того, чтобы знать, что произойдет, сколько для того, чтобы поверить, когда это произойдет. Иисус сказал: «И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Ин. 14: 29).
Почему именно так? Прежде всего потому, что Бог должен передать то, чего еще не случилось, а это весьма непросто. Как бы вы предсказали появление радио, телевидения, интернета, скайпа и т. д.? Какие слова вы бы использовали, говоря с человеком, скажем, хотя бы XIX столетия? Задача не из легких, не правда ли? А Бог говорил Даниилу, что должно было случиться спустя сотни и тысячи лет после того, как его жизнь подойдет к концу. Поэтому Он использовал символы и образы, так же как мы использовали бы символы и образы, пытаясь объяснить, как будет выглядеть и функционировать компьютер, людям, живущим за сто лет до появления оного. Именно поэтому пророческие вести в большинстве своем переданы через символы и образы. В этом преимущество символов: с их помощью можно объяснить и описать то, чего еще не существует. С другой стороны, в этом и самая уязвимая их сторона. Слишком велика опасность не истолковать символ одним, единственно верным способом. Например, если бы мы описывали разговор со смартфоном человеку времен Пушкина, мы могли бы сказать, что наш вопрос «Окей, Google, скажи мне…» похож на разговор царицы с зеркальцем: «Свет мой, зеркальце! скажи…» Такой образ полезен, но несовершенен. Человек мог бы подумать, что зеркала в будущем смогут разговаривать. Однако на самом деле наличие стекла в сказке Пушкина и в современном смартфоне, пожалуй, единственное и только внешнее сходство этих «устройств», и истолкование данного «пророчества» только по одному этому признаку легко и часто приводило бы к неверным выводам. Поэтому Бог дает необходимое количество уточняющих деталей, и только складывая все их вместе, мы можем идентифицировать явление или персонажа из пророчества с минимальным риском ошибиться.
Конечно, Бог мог рассказать нам о многом из нашего будущего. Много такого, что на протяжении веков и тысячелетий заставило бы нас удивляться и восхищаться Его знанием законов Вселенной, человека или нашей истории. Но Бог Библии не фокусник, Он не артист, который развлекает зрителя своими талантами предсказывать будущее. Более того, даже напротив: для многих изучение Его пророчеств – весьма скучное и ненужное занятие. Бог Библии проходит мимо тысяч тем, столь волнующих сознание современного человека. Почему? Это может означать только одно: то, что Он говорит через Своих пророков, несравнимо по своему значению ни с чем, что может занимать наши умы, и именно это является самым важным знанием. Почему? Да потому что у спасенных будет вечность, чтобы постигнуть историю, политику, разобраться в конспирологии и науке, но сейчас важно правильно расставить приоритеты и прежде всего вникнуть в другую науку – план спасения. «Начало мудрости – страх Господень» (Притчи 1: 7), а это значит, что богопознание – главный шаг на пути к вершинам всяких знаний, которые без него лишь наполняют гордыней.