Рассуждая по такому сложному вопросу, как антропология будущей власти, о способностях будущей властной элиты – мышлении, понимании, рефлексии, самоопределении, целеполагании, воображении, действии, обеспечивающих прорыв нашей страны в удивительное будущее, мы хотели бы зафиксировать одну очень странную и неожиданную вещь. Новая антропология будущей власти ощущается другими людьми как особая атмосфера в стране, особая легкая мелодия и ритм, которые сами собой воспроизводятся и напеваются. Когда все получается и действия одних людей замыкаются и поддерживаются действиями других людей. Высказанная мысль всегда оказывается услышанной чутким ухом собеседника и просто благодарного слушателя, тут же подхватывается другими людьми, развивается, конкретизируется. Это возможно в том случае, если сформирована атмосфера удивительной созидательной синергии, взаимной поддержки и признания.
Появление подобной атмосферы и своеобразного свечения, ауры вокруг действующих людей означает, что лихие времена перестроек и бесконечных постперестроек и постпостперестроек кончались. Предательства и измены миновали. Что мы все находимся всего лишь перед одной общей проблемой – личного бессмертия и скоротечности жизни. И, переживая эту проблему, мы все хотим посвятить себя творчеству и созиданию на благо Родины.
Хорошо понятно, что подобная атмосфера не имеет никакого отношения к самоутверждению и желанию борьбы за власть. Хотя борьба за власть – это обязательная характеристика существования в сфере политического. Но складывание подобной атмосферы предполагает, что важнейшим элементом борьбы за власть становится борьба идей и знаний. Именно культ знаний, которые производятся именно в нашей стране, Российский глобальный знаниевый проект, реализуемый в кооперации с учеными всего мира, влияет на решимость власти инициировать и реализовывать планетарные дерзновенные мировые проекты.
Эта атмосфера прежде всего характеризует российскую государственность будущего, восприимчивую ко всему новому и инициативную в самых дерзновенных масштабных устремлениях. Дерзновенные масштабные устремления – это всегда страсть, которая делает жизнь в стране притягательной и интересной, притягивает к подобной атмосфере людей с оригинальными, неожиданными идеями из стран всего земного шара.
Как переосознать себя как будущего лидера страны и как с этим жить
Сразу скажем, что мы предлагаем государственному чиновнику и управленцу опасную книгу. В ходе прочтения этой книги политик и управленец должны переосознать себя. Работа с сознанием и самосознанием необратима. Стоит один раз осознать, кто ты есть, и это обнаруженное знание о самом себе будет тебя двигать вопреки всему по жестко заданной траектории. Все остальное будет восприниматься как ложь и измена себе. А самосознание, однажды обнаруженное и выявленное, измены себя не прощает. Самосознание – эта та новая змея, которая навсегда сбрасывает старую кожу.
Конечно, среди пластичных и гуттаперчевых окружающих тебя мальчиков и девочек, которые приспосабливаются и принимают подобие любой начальствующей формы и удовлетворяют любые барские запросы, подобная кристаллизация тебя и твоего самосознания опасна. Ты сразу можешь стать «белой вороной».
Но мы здесь обращаемся к взрослому человеку, который как-то выжил и закрепился на своем управленческом посту, в своей политической позиции и хорошо понимает, что можно демонстрировать и показывать окружающим, а что является предметом внутренней работы, которую до поры до времени лучше не афишировать. Надо сначала накопить интеллектуальный потенциал и отточить приемы управленческого действия. В конце концов, надо учиться и маскировке, а иногда и совсем быть Штирлицем ради большого дела и страны.
Мы не собираемся в данном тексте описывать тренинги, у нас значительно более важная задача: показать, почему сложившаяся антропологическая форма управленцев и политиков высшего уровня в сегодняшней России определяет их полную неспособность что-либо сделать с обществом, народом, страной. Описание подобного набора антропологических типов – на самом деле современных «мертвых душ» по Гоголю в виде его действующих великих персонажей – Собакевича, Ноздрева, сущей Коробочки, восхитительного Манилова и незабвенного Плюшкина – является инструментом самодиагностики любого желающего ответить на вопрос, кто он, политика и управленца для того, чтобы занять позицию управления развитием. Хотя сами эти типы мертвых душ совершенно изменились. Что поделать, капитализм в России всегда порождает мертвые души. Не приписки в штатное расписание формально числящихся, но не работающих людей в учреждении, а омертвление душ, которые делают приписки. Вопиющие душегубы в виде Салтычихи периода российского феодализма и карьеристы-перерожденцы позднего социализма – это живые существа, питающиеся от родной почвы. А вот заносимый с Запада капитализм в попытках скопировать чужое с усердием, заслуживающим лучшего применения, порождает фантастическую омертвелость и формулу «скорбной брезгливости» (Ф. М. Достоевский) – «страна не та!!! Не годится страна для правильного хорошего западного или сингапурско-восточного капитализма!»
Акцентируем главную нашу мысль в этой книге. Она состоит в том, что сегодняшние представители российского правящего класса не способны управлять развитием страны и организовывать развитие. Эта их неспособность имеет антропологический характер. Это связано с тем, как они мыслят, как они общаются, выражают мысли и воспринимают мысли оппонентов (мыслекоммуницируют), какие знания ими освоены, как и о чем они думают, что они делают, что они рефлектируют, как, наконец, они себя осознают.
В этой ситуации ключевым оказывается вопрос об антропологии будущей власти – о способностях мышления, понимания, волевого действия в ситуации неопределенности, формах организации сознания тех конкретных людей, которые способны повести страну в будущее. Мы не обсуждаем будущую антропологию российского человека вообще. Мы обсуждаем антропологию будущей власти, людей, способных вывести страну из того тупика, в котором она оказалась.
Данная книга посвящена двум основным проблемам: ключевым идеям (транслируемому, передаваемому знанию) и организации сознания человека, его антропологии. Собственно, объективное знание в определенный момент становится способом самоорганизации человека. В этом случае знание превращается в идею, которая овладевает человеком. Возникает сращенность человека и идеи. Человек начинает служить идее. В самом человеке знание живет в форме идеи. Именно подобным образом идеи овладевают массами. Либо же человек является невосприимчивым к некоторому типу знаний. Подобное взаимодействие человека и идеи определяется не только способностями человека, но и качеством идей. Одни идеи входят в сознание человека, становятся его внутренней составляющей, элементом его внутреннего мира, дают энергию действия, другие им не воспринимаются, он остается слеп к ним.