Идея композита, или композитной карты, основана на понятии средней точки, то есть точки эклиптики, расположенной посередине между двумя интересующими нас элементами гороскопа. Средние точки – это отдельное, интересное и очень ценное направление астрологического анализа; им одним можно было бы посвятить целую книгу. Суть в том, что в средней точке изучаемые нами два элемента гороскопа как бы встречаются, соединяются, получается некий сплав, сохраняющий связь с обоими исходными элементами.
Композит – это астрологическая карта, в которой каждая из планет является средней точкой соответствующих планет партнеров. Например, если у одного партнера Венера находится в 10 градусах Овна, а у другого – в 10 градусах Тельца, то в композите, построенном для этих людей, Венера будет находиться точно посередине, в 25 градусах Овна. Аналогично определяется положение Солнца композита – это средняя точка между Солнцами партнеров, Луна композита – средняя точка между их Лунами и так далее. Все как будто просто. Однако не спешите, скоро я расскажу вам о методических сложностях, которые могут возникнуть при построении композита. Я, конечно, мог бы предложить вам просто строить композиты с помощью компьютерной программы, а затем показать, как подходить к их интерпретации, но считаю, что именно в этом методе, для того чтобы компетентно его применять, важно знать нюансы.
В принципе, композит можно построить для более чем двух партнеров. Потенциально возможен композит для семьи или для целой команды. Можно также, принимая на работу нового сотрудника, посмотреть, насколько удачно его натальная карта сочетается с композитом коллектива, в котором ему предстоит работать. По крайней мере так утверждают американские астрологи, благодаря которым метод композитной карты распространился по миру. Но есть и другое мнение. О нем я тоже расскажу.
Известный американский астролог Роберт Хэнд написал о методе композита объемистое руководство «Планеты в композите. Анализируем человеческие взаимоотношения» (Robert Hand, Planets in Composite. Analyzing Human Relationships), и он довольно высокого мнения об этом методе. Хэнд пишет, что во многих случаях, взяв карты совершенно незнакомой пары и построив композитную карту, он имел возможность описать наиболее интимные детали взаимоотношений партнеров и не только понять, как складываются их повседневные отношения, но также детально описать важные события их совместной жизни.
Хэнд также пишет, что, имея дело с композитными картами, он практически не встречался с двусмысленностью, присущей методам традиционной синастрии. Позитивные, творческие взаимоотношения видны в этих картах совершенно ясно, и они легко отличимы от взаимоотношений трудных, проблематичных. Что касается трудностей в отношениях, композит позволяет понять их природу и дать партнерам полезный и действенный совет, как решить проблему.
Роб Хэнд также утверждает, что во многих случаях, когда казалось, что взаимоотношения не имеют смысла, если анализировать синастрию с точки зрения классического подхода, они становились совершенно ясными и понятными при использовании метода композита. Возможно, дело заключается в том, приходит к выводу Хэнд, что композит позволяет увидеть то неуловимое целое, что возникает в союзе двух партнеров, но при этом отличается от каждого из них. Именно благодаря этому третьему фактору вроде бы бессмысленный и нелогичный союз вдруг может стать счастливым, как бы высвечивая те стороны личности партнеров, которые раньше были не очевидны.
Методические проблемы композита
Итак, метод композитной карты неплохо зарекомендовал себя в опыте именитых астрологов. Однако не все в нем так просто. Начнем с того, что на круге (а эклиптика, вдоль которой движутся планеты, есть круг) средних точек получается всегда две. Ведь можно разделить пополам кратчайшую дугу между двумя планетами, а можно и вторую, более длинную часть круга. В приведенном примере с Венерами партнеров в 10 градусах Овна и Тельца, середина кратчайшей дуги попадает в 25-й градус Овна, но между этими планетами есть и другая средняя точка, в 25-й градус Весов. Хэнд пишет, что, согласно «рабочей гипотезе», на которой основан метод композита, при небольшом угловом расстоянии между планетами средняя точка кратчайшего расстояния между ними считается более сильной – и именно ее мы используем при построении композитной карты[1]. Однако если планеты, для которых мы получаем композитную версию, отстоят друг от друга более чем на 150 градусов, то ближняя и дальняя точки будут примерно одинаковой силы и их обе следует принять во внимание. Именно так утверждает Роберт Хэнд – тот, кого можно считать одним из крестных отцов распространения метода композита на Западе.
Что же получается, если Венеры партнеров отстоят друг от друга на 151 градус, то в композитной карте у нас будет две Венеры? Возможно, одна из них в Тельце, другая – в Скорпионе? Одна – в 1-м доме, другая – в 7-м?
Непонятно. Но на этом непонятности не заканчиваются.
Особенности движения планет таковы, что Солнце, Меркурий и Венера всегда движутся тесной группой, не удаляясь друг от друга на значительное расстояние. Однако их композитные версии вполне могут образовывать оппозиции друг к другу, то есть оказываются на противоположных сторонах эклиптики. В природе такого не бывает, и астролог оказывается перед выбором: то ли оставить это невероятное расположение как есть, то ли использовать для одной из планет ее дальнюю среднюю точку – и таким образом восстановить подобие космического порядка. Но для какой из планет следует сделать исключение? Снова непонятно.