Олег Штельман - Азбука звука

Азбука звука
Название: Азбука звука
Автор:
Жанры: Детские стихи | Книги для дошкольников
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Азбука звука"

Книга приглашает познакомиться не только с русским алфавитом, но и со словами, начинающимися с этих букв. Азбука в стихах, заключённая в краткие четверостишия, откроет дверь в мир русского слова не только первоклашкам, но и всем желающим изучать русский язык. Автор задумался о том, чтобы помочь ученикам забыть, что это урок, и отправиться в интересный мир азбуки.

Бесплатно читать онлайн Азбука звука



Мир алфавита

Писать для детей не только ответственно, но и очень сложно. Здесь необходимо литературное мастерство и чутьё, умение перевоплотиться в ребёнка, ощутить и развить его художественные потребности, повлиять на его духовное развитие, направив к свету, к добру, к подлинной человечности.

Олег Штельман создаёт книгу, которую не просто будет интересно читать ребёнку. По ней дети познают мир вещей, мир явлений, мир поэтических красот, откроют для себя много нового.

Перед нами полная поэтическая русская азбука. Но азбука непростая. Автор выбирает на всякую букву несколько слов и создаёт для каждого ёмкое описательное четверостишие. Элемент игры тут прекрасно уживается с глубиной смысла, с желанием побудить ребёнка воспринимать мир букв и слов не как развлекательный, а как познавательный.

Азбука для писателя Штельмана – это не набор букв. С первых строф он вводит ребёнка в мир славянства, в мир славянской истории, предлагает запомнить имена Кирилла и Мефодия, создателей славянского алфавита.

Славу братьям воздадим!
Ведь Мефодий и Кирилл
Азбуку прекрасную
Создали славянскую!

А дальше начинается занимательнейшая экскурсия по русским словам и связанным с ними образам.


АНГЕЛ, АПЕЛЬСИН, АНАНАС и АСПИРИН.

Такие слова выбирает Штельман для первой буквы нашего алфавита. Случайно? Конечно, нет.


Ангел – это то, с чем ребёнок должен просыпаться и засыпать. Ангел охраняет его. Апельсин и ананас – знакомые лакомства, аспирин – то, что прописывают, когда болеешь. Такая четвёрка великолепно воздействует на сознание ребёнка, отталкиваясь от знакомых образов, помогает осознать их через рифму и ритм:


Аспирин

«Аспирин тебя полечит», —
Мама в ухо нежно шепчет.
Хоть и горький он на вкус,
Пить пилюлю не боюсь.

Уверен, что воспоминание, даже подсознательное, об этом четверостишии поможет ребёнку лучше перенести болезнь, если она, не дай Бог, привяжется.

От буквы к букве драматургия развивается, набирая так нужный для детей позитив, но позитив не натянутый, не глупый, а связанный с освоением пространства, с познанием и оценкой себя и окружающих. Штельман заставляет нас поверить, что на букву Б важнее всего слова:

Буква Б, она вторая,
Очень важная такая:
БОГ, БУКЕТ и БАРАБАН,
БУБЛИК, БЕЛКА и БАРАН.

Нет ни одного слова, создающего тревогу. Изучая алфавит, дети у Штельмана уж точно не забудут его, ведь какие ослепительные открытия их ждут на каждой букве!

Удивительным даром обладает Олег Штельман – просто и доступно говорить о важных вещах.


Лампада

На молитве вечерком
Мы лампадочку зажжём.
Пусть весёлый огонёк
Освещает образок.

Кому-то покажется, что за такой лёгкостью стоит некая необязательность. Но это совсем не так. Отточеность литературного мастерства часто создаёт обманчивое впечатление. Вроде как автору ничего это не стоит. Но вы попробуйте столько ключевых для формирования человека слов уместить в четверостишия. Нигде Штельман не нарушает установленного размера, везде демонстрирует чудеса лаконичности и законченности каждой мысли, каждого образа и словосочетания.

Стоит отметить, что автор «Азбуки» отбирает для своих пояснительных четверостиший не только существительные. Он не боится давать маленьким читателям сложные многозначные понятия, тем самым оказывая им уважение, которого так порой не хватает детям от взрослых.


Согрет

Человек согрет теплом
Летним солнечным деньком,
У камина, у печи,
Добрым словом, у свечи.

Или

Люблю
Люблю любить,
Добро творить,
Люблю учиться,
Не люблю лениться.

Композиционно книга Олега Штельмана построена тонко, прозрачно с безупречной точностью.


Она вся в стихах. При этом структура стиха такова, что внутри сама собой может возникнуть мелодия. Четверостишия автор предпосылает и каждому отобранному слову, и каждой букве. И везде невероятно изобретателен и эстетичен:

Буква М хорошая
И в словах пригожая:
МАМА, МЁД, МАЛИНА,
МОЛОКО, МАШИНА.

Или

К букве Н мы подошли.
Слов немало с ней нашли:
НЕБО, НОЧЬ, НАДЕЖДА,
НАДО, НЕТ, НЕВЕЖДА.

Цитировать Штельмана можно бесконечно, эти строки чисты, как ручьи, перед тем как стать реками. За каждым новым четверостишьем открытием виден духовный и умный человек, автор, желающий не навязывать детям что-то, а создавать для них мир, в котором им будет по-настоящему тепло.

Но есть и ещё один немаловажный нюанс. Для того чтобы быть детским писателем, недостаточно просто выбрать подходящую тему, одним словом, книги про детей – это ещё не книги для детей. Часто пишущие для младшего и среднего возраста грешат тем, что полностью отказывают ребёнку во взрослости, заставляя его на своих страницах вести себя неестественно и чересчур безобидно. Обычно такая литература остаётся невостребованной.

А вот в этой книге всё устроено по-другому. И ты, дорогой её читатель, сразу в этом убедишься. Каждое четверостишие в этой азбуке можно не только, как я уже говорил, пропеть, но и представить. Зримость, показательность, изобразительность – ещё одна изумительная черта азбуки Штельмана.

Абсолютно уверен, что в конце книги автор убедит всех, что алфавит – это не что-то скучное, что надо выучить-вызубрить, а целая вселенная, где берут своё начало миллионы образов, мыслей и сказочных (и не только) сюжетов.

Буквы в азбуке – семья,
Буква каждая важна.
Если буквы разделить —
По одной не смогут жить.
Тридцать три весёлые
Буквы мы запомнили.
В жизни нам помогут,
Даже превозмогут.

Замшев Максим Адальфович

главный редактор

«Литературная газета»

Предисловие

Славу братьям воздадим!
Ведь Мефодий и Кирилл
Азбуку прекрасную
Создали славянскую!

А


Буква А − вот такова,

Это Азбука моя,

Это Ангел, Апельсин,

Ананас и Аспирин.


Азбука

Азбуку решил учить,
Легче сразу станет жить −
Книжки сам смогу читать,
К взрослым чтоб не приставать.

Ангел

Ангел мой хранитель,
Добрый покровитель.
Он учитель мой второй,
Вдохновитель пресвятой!

Апельсин

Желто-красный апельсин —
Будто солнышко едим.
Сочный, кисло-сладкий,
Очень ароматный.

Ананас

Ананас − чудесный фрукт,
Он здоровья славный друг.
Любят взрослые и дети
Витамины кушать эти.

Аспирин

«Аспирин тебя полечит», —
Мама в ухо нежно шепчет.
Хоть и горький он на вкус,
Пить пилюлю не боюсь.

Б


Буква Б, она вторая,

Очень важная такая:

Бог, букет и барабан,

Бублик, белка и баран.


Буква

Буква есть в начале слова,
В середине − для простора,
И, конечно же, в конце
В каждом слове и словце.

Бог

Бог – оно святое слово,
Он Творец всего живого.
Он создатель всей земли,
Звёзд на небе и луны.

Букет

Вот букет я маме
С разными цветами
Собираю на лугу.
Соберу и подарю.

Барабан

Барабан мне подарили −
Барабаню что есть силы.
Барабанят в стороне
Мне соседи по стене.

Бублик

Бублик с маком я люблю,
Чем-нибудь его запью.
Можно с мёдом и с чайком,
И какао с молоком.

Белка

Белка прыгала по ели,
На неё весь день глазели.

С этой книгой читают
Книга представляет собой авторский сборник. Трогательные, грустные, и наполненные верой стихи помогут читателю задуматься о вечном, радостном и прекрасном. Люди, пришедшие к Богу – прототипы героев стихов. Живут, радуются, страдают и остаются людьми. Рифма стихов правильная, четко выверенная, чтение не только доставляет удовольствие, но и заставляет задуматься о многом: о жизни и смерти, о добре и зле, о вере и человеческих ценностях.
Книга представляет собой авторский сборник. Трогательные, грустные, и наполненные верой стихи помогут читателю задуматься о вечном, радостном и прекрасном.Люди, пришедшие к Богу, стали прототипами героев стихов. Живут, радуются, страдают и остаются людьми. Рифма стихов правильная, четко выверенная, чтение не только доставляет удовольствие, но и заставляет задуматься о многом: о жизни и смерти, о добре и зле, о вере и человеческих ценностях.
Сказка-рассказка в стихах для маленьких и не маленьких детей.
Стихотворение-сказка о необычном теремке и его дружных жильцах. Новое прочтение всем известной истории.
Старая сказка, да новый сюжет,Книжечка даст вам полезный совет:Чтобы на свете без горя прожить, Надо не ссориться всем, а дружить.
Книга доступна эксклюзивно в ЛитРес: Абонементе. Выберите тариф, чтобы получить доступ к книге.Художник Александр Маскаев, поэт Павел Шкарин.Издавна считается, что живущие в полной гармонии с миром природы коты и кошки приносят в дом счастье. И немного волшебства: говорят, что они видят не только в темноте, но даже то, чего не видим мы, – таинственную и загадочную жизнь тонких миров. Неслучайно и в сказках народов мира они всегда были известными
Для сибирского крестьянина не было слов и понятий более дорогих, чем свобода и земля. Без того и другого – погибель. Этот роман о том, как горстка крепких крестьян вступила в противоборство с властью, когда НЭП был заменен сплошной коллективизацией. Полтора десятка семей ушли тайно в глубину тайги. А потом война…
В сборнике представлены шарады и анаграммы на разные темы, изложенные в стихах. Книга отлично подойдёт для решения и бурного обсуждения в тёплой дружеской компании.
Побег из дома казался очень заманчивой идеей. Особенно в свете последних событий.Новая страна, новые правила и традиции. Все это затягивает в водоворот событий, сменяющих друг друга, как картинки в калейдоскопе. Но всему приходит конец, в том числе и беззаботным будням. Учеба в ИСМ - куда подалась Селия, боле не кажется безоблачной. А новость о том, что вся ее семья попала в опалу, становится настоящим ударом для девушки. Удастся ли ей добраться
По тонким стенкам пробирающихся через перевал карет хлещет холодный, смешанный с градом дождь, неистово свистит за оконцами пронизывающий, ледяной ветер, и сжавшиеся на опасно кренящихся сиденьях девушки с ужасом вслушиваются в его вой, надеясь избежать порыва, способного снести в пропасть их ненадёжное убежище вместе с лошадьми и кучером. Об уготованной им на той стороне перевала участи никто из знатных дочерей побежденных герцогств не думает