Был поздний вечер. В домах уже погас свет, люди ложились спать, и только собака лаяла, не переставая: то звонко, то хрипло, то с надрывным рыком. Дедушка включил свет, открыл дверь, но ничего не увидел. Свет из двери осветил только узкую полоску от крыльца до калитки. Но собака лаяла за углом дома. Дедушка окликнул пса. Тот замолчал и сразу подбежал к крыльцу.
– Ты чего шумишь, уже все спят, иди в будку.
Собака замахала хвостом и скрылась за домом.
Дедушка вздохнул и закрыл дверь. Но тут снова раздался пронзительный лай.
– Вот проказник, всех разбудит. Что он там нашел? – проворчал дедушка. Взял фонарик и вышел во двор. Из двери выскочила внучка.
– Деда, ты куда? Я пойду с тобой.
– Закрой дверь, прохладно. Ещё простудишься. Я только посмотрю, чего пёс лает, – сказал дедушка.
– Я пойду с тобой, мне не холодно, я кофту надела.
Девочка быстро сбежала с крыльца, и крепко уцепилась за дедушкину руку. Они свернули за угол дома и осветили фонариком двор. Пёс стоял у самого забора и глухо рычал, опустив голову. Дедушка отогнал собаку. Внизу забора лежал маленький клубочек.
– Ой, это же ежик, совсем маленький! – засмеялась внучка.
Маленький комочек был очень напуган. Чмыхал, пыхтел и прятал чёрный носик под острые колючки.
– Откуда он взялся в центре города? – удивилась девочка.
– Из парка пришел, до него не далеко.
– Давай заберём его домой. Пусть у нас поживет, – стала просить внучка.
Дедушка снял куртку и аккуратно взял колючий комочек. Собака скакала рядом, пытаясь схватить зверька. Ежика принесли домой, пустили на пол в кухне. Внучка налила в маленькое блюдце молоко и поставила возле ежика, но он тихонько лежал, свернувшись в клубок.
– Пойдем спать, он нас боится. Проголодается и поест, – сказал дедушка.
Все легли спать. Девочка лежала в кровати и слушала: пьет ежик молоко или нет. Ждала, ждала и уснула. Ежик успокоился, развернулся, понюхал молочко и потопал по комнате, исследуя новую обстановку. Утром девочка проснулась, вскочила с кровати и побежала проверять ежика. Блюдце стояло пустое, а от него шли маленькие мокрые следы в угол комнаты. Ежик спал, свернувшись клубочком. Прошло несколько дней. Ежик перестал бояться и уже не прятался при виде людей. У него были блестящие маленькие глазки и мокрый черный носик. Днем он почти все время спал, свернувшись клубком, а ночью бегал по кухне, громко стуча лапками. Сам такой маленький, а топал очень громко. Ежик совсем освоился в доме. Однажды ночью он так расшумелся, что всех разбудил. А когда включили свет, он спокойно сидел в своем уголке. Выключили свет, опять грохот и топот. Включили – тишина. Дедушка плотно закрыл дверь в комнату и все уснули. Утром бабушка вышла на кухню. На полу были разбросаны и картошка, и морковь, и свекла, и лук. Не зря ежик топал всю ночь. Он вытащил их из корзинки под столом. А рядом стояла пустая миска из-под яиц. За ночь маленький ежик съел все яйца и теперь мирно спал в своем углу. Бабушка очень рассердилась, и стала уговаривать дедушку, отнеси ежика в парк. Девочка понимала, что ежик лесной житель и ему будет лучше жить на воле, но ей так не хотелось с ним расставаться.
– Давай, мы его отпустим, – сказал дедушка. – там его дом, там ему лучше. А ты будешь его навещать и приносить разное угощенье.
Девочка подумала и согласилась. Ежика отнесли в парк и выпустили. Он долго стоял на одном месте, втягивая носом воздух, а потом быстро побежал и скрылся в кустах. Дедушка с внучкой часто ходили в парк гулять и оставляли ежику под кустиком то печенье, то хлебушек, то куриное яйцо. Ему ведь они очень понравились. А кто ел эти угощенья неизвестно. Может и ежик?
У Саши был День рождения. Он уже большой. Ему шесть лет. Пришли гости и принесли много подарков. Саше очень хотелось все посмотреть, потрогать, поиграть. Мальчик сидел в своей комнате и открывал подарочные коробки: вот большая красивая машина, вот робот, вот пистолет, вот еще машинка. Одна коробка отличалась от других: небольшая, перевязанная красной лентой с маленькими дырочками в боковых стенках. А еще там что-то стучало и скреблось. Саша осторожно открыл крышку и радостно засмеялся. На дне коробки сидела небольшая черепашка. Красивый узорчатый панцирь, когтистые лапки и кожистая сморщенная шея. Черепашка скребла лапками по стенке коробки, пытаясь вылезти. Саша вытащил черепашку и побежал всем показывать. Он гладил пальчиком ее кожистую шею, а черепашка то прятала голову в панцирь, то снова вытягивала. Черепаху назвали Тартила и поселили в старом аквариуме. На дно насыпали опилки, поставили мисочку для еды и небольшой домик из фанеры для отдыха. Саша доставал черепаху из аквариума и играл с ней па полу. Очень любил кормить ее листиками салата. Черепаха вытягивала голову, хватала листок, отрывала кусочек и съедала. Это было очень забавно. Раз в неделю черепашку купали в большой миске. Она смешно дрыгала лапками в воде, будто хотела плыть. Мальчик сильно привязался к черепашке. Он мог часами играть с ней, даже носил ее в детский сад и показывал своим друзьям. Но однажды черепашка пропала. Саша пустил ее погулять, а сам пошел на кухню кушать, а когда вернулся, ее нигде не было. Они обыскали весь дом, поднимали и отодвигали мебель, проверяли каждый закуток, но никого не нашли. Саша ужасно расстроился. Ведь черепашка стала ему настоящим другом. Прошло две недели, а мальчик все ждал, что она вернется. Приближались новогодние праздники. В доме затеяли генеральную уборку. Саша тоже наводил порядок в своей комнате. Он перебирал игрушки, раскладывая по разным ящикам. Дошла очередь и до маленького игрушечного домика. С домиком уже давно никто не играл, а использовали как гараж для игрушечных машинок. Мальчик стал доставать маленькие автомобили и вдруг увидел свою черепашку. Она случайно заползла в домик и застряла между игрушками. Сама выбраться не смогла и временно впала в спячку. Черепашку перенесли в ее домик, и уже через день она стала прежней. Саша был счастлив. Как хорошо, когда друг вернулся!
Собака лежала возле будки, грея свою черную шерстку на еще теплом осеннем солнце.
– Жук, ты чего разлегся на проходе? – сказал дедушка собаке.
Но пес только дернул ушами, показывая всем видом, что ему и так хорошо. Один глаз был приоткрыт, а второй – то закрывался, то открывался, внимательно наблюдая за копошащимися в огороде курами. Весь урожай уже собрали, но грядки еще не перекапывали, вот и пустили кур. Пусть себе гуляют. Жук лежал и завидовал. Он бы тоже с радостью побегал по всему огороду, пугая из-за забора прохожих, а его не пускали. Вот и скучал в своем вольере. Из дома вышла бабушка и окликнула дедушку. Они собирались в магазин.