Эту первую сказку сборника я написала, вспомнив легенду нашего Рода по матери. Был дедушка, в каком поколении не знаю, который очень любил картошку, жить без нее не мог. Его так и прозвали Дед Картошка, от которого пошло прозвище на деревне ихнего Рода – Картошкины. Позже оно добавилось словом купец, что в итоге дало Купец Картошкин.
В некотором царстве в некотором государстве жил-был купец добрый молодец. Был он купцом незнамо в каком поколении, как помнят себя его Род, все предки торговлей занимались, ездили за товарами в страны дальние, но чаще бывали в городах и весях ближних. А после продавали товары, привезенные населению ближнему, на ярмарки разные любили ездить. Бывало народу соберется видимо-невидимо, только знай поворачивайся. Родители помогали ему часто, да, возраст свое берет, уставать стали чаще, чужих людей нанять, не каждому доверишь. Проверенных, надежных два человека было, на них мог положиться как на самого себя. Задумался неожиданно наш молодец жениться, родители уже и говорить перестали об этом, раньше слов близко не подпускал на эту тему, не хочу и все тут. А теперь, видит матери помощница по хозяйству нужна, да и детей, наследников пора заводить.
Однажды на ярмарке, помощники в кофейню ушли перекусить, а он один остался. Видит девица незнакомая с няньками да подружками идет, мимо прошла, бровью повела, сердце у купца остановилось, язык онемел. Решил он проследить, кто такая, чьих людей будет. Оглянулся, помощников не видно, бросил товар и побежал. Пока ходил, да приглядывал, не мало времени прошло. А тут парни его бегут, окликают, ничего понять не могут. Товара половину нет, кошель пустой на земле валяется, лошадей увели. Опечалился купец, а делать нечего, надо искать идти, далеко не могли еще уехать. Коня, его любимого украли, самое обидное было.
Оставил купец одного с остатками товара, другого домой к родителям отправил, чтоб не беспокоились, а сам пошел, куда глаза глядят, уздечку одну взял для коня любимого. Обошел он все окрестности, никто не видел его лошадок норовистых, товаров завидных. К вечеру третьего дня еле ноги донес до одинокого дома на опушке леса. Постучался попросился водицы испить, да голову приклонить. Открыла ему двери бабушка, сама еле ноги переставляет, дряхлая совсем. Рассказал добрый молодец свою печаль, подкрепился, чем угостили, да и прилег на печку, бабка ему место уступила свое.
Проснулся он на завтра, когда уже солнышко встало. На столе завтрак стоял, чугунок картошки, да хлеба краюшка. Наелся купец, а старушка и говорит: – Молодец не побрезговал нашей еды скудной, заготовь еще дров, да забор подправь, сама не могу, помочь некому. Хотел было купец отказаться, да стыдно стало, его приютили, обогрели, а он откажется. Сделал дела быстрехонько, молод, сил много, крылечко еще залатал любо-дорого посмотреть.
Вернулся в дом, чтоб перед старушкой отчитаться, да за ночлег поблагодарить, а на столе обед готов. Старушка ему молвила: – Вижу, что руки у тебя из нужного места растут, добрый ты молодец, сноровистый. Старших уважаешь и почитаешь, у самого горе, а мне перечить не посмел, отблагодарю я тебя. Садись ешь – кушай, да меня слушай, худому не научу. Есть у меня калоши, еще от прадеда остались, худые на вид, да не простые. Желание правильно загадаешь, оденешь, тут же исполнится. Поблагодарил молодец старушку не простушку, сел на крыльцо, подумал, ноги сунул в калоши и был таков.
Оказался на дворе широком, богатом, дом в два этажа, с крылечками да ставнями расписными. Вдруг откуда не возьмись два парня бравых появились, не успел оглянуться, как в сарае оказался, понять не мог за что. Нашел щелку около дверей, оглядел двор, а там девица гуляет, что на ярмарке видел. Сел обдумал, как быть, да про калоши вспомнил. Загадал желание, калоши надел, вмиг девица около его оказалась. Смотрят друг на друга, языки отнялись у обоих, от неожиданности. Тут влетают парни, да как врежут ему, искры из глаз посыпались, еле устоял. Будто сквозь сон услыхал: – Братцы мои, не трогайте его, люб он мне, давно я его приметила, да и он видать не зря здесь оказался.
Присмирели братья, в дом привели, расспросили, что к чему. За вора его приняли, с уздечкой в руках, да калошах драных. Рассказал он о своих проблемах, с родителями девицы встретился, договорились, что сватов отправит, дочку их в семью свою привести хочет. Не отказали бояре, понравился им, приглянулся молодец. Повеселел наш купец-молодец, коня ему дали до дома добраться, уздечку надел и к вечеру того же дня дома оказался. Его доверенные на крыльце встречают, о делах докладывают, все возвратили, и товар продали оставшийся, а конь любимый сам прибежал и других привел.
На завтра сватов заслали, обо всем договорились, день свадьбы назначили, по рукам ударили. Родители довольны, на старости лет еще и с детишками повозятся. Невеста из семьи хорошей, лучше не надо, на сына смотрят не нарадуются. Вот как можно с невестой познакомиться, за три девять земель ходить не надо. Счастье чуть ли не на печи нашло, само в дом вошло, только двери открывай.
Свадьбу сыграли, всю округу пригласили, напоили, накормили, неделю веселились, народ удивили. Стали молодые жить – поживать, да добра еще больше наживать, деток нарожали, воспитали. Жизнь по кругу пошла, да и до нас дошла.