Красноярск
29 октября 1997 г.
Коренастый светловолосый парень в белом кимоно с коричневым поясом хлестко отрабатывал боковой удар ногой по прикрепленной к стене кожаной макиваре и резко выдыхал при каждом ударе. В помещении, кроме него, никого не было. Стены небольшого спортивного зала в подвальном помещении районного отдела внутренних дел сотрясались от мощных ударов.
В дверях появился высокий, грузный мужчина в милицейской форме с погонами капитана и весело сказал:
– Не хотел бы я под такой удар попасть!
– Не хочешь – не попадай, – ответил парень, не оборачиваясь. И еще раз мощно со всей силы ударил ногой макивару.
Стена отдалась гулом, и с потолка начала осыпаться штукатурка
– Кречетов, завязывай стены рушить, там, наверху, уже вся дежурная смена пощады просит. Ты же уже больше трех лет как из этого РОВД в ГУВД края перевелся. А все бегаешь сюда здание трясти.
– Я живу рядом, удобно очень. – Он ударил макивару еще раз. – И штуку эту очень люблю.
– Ты бы в секцию записался да ходил там заниматься.
– А я хожу. Понедельник, среда, пятница на каратэ. А в остальные дни сюда хожу – удары отрабатывать.
– Слушай. Я тебя уже не первый год знаю. Ты парень с головой, да и с характером. Меня переводят в Управление по борьбе с организованной преступностью. Вчера подписали приказ о назначении меня начальником отделения в экономический отдел. Пойдешь со мной опером?
Кречетов перестал бить, повернулся и с интересом посмотрел капитана:
– Конечно, Дмитрий Анатольевич от таких предложений не отказываются.
– Ну вот и хорошо. Я первое время там осмотрюсь и чуть позже тебя подтяну. Кто там знает, какие там расклады и кому можно верить.
– Но у меня же нет опыта оперативной работы?
– Оперативной работе я тебя сам научу. Но в УБОПе мне будут нужны толковые, а главное, надежные люди за спиной.
Придя домой, Артур поделился радостной новостью с женой. С Анджелой они жили после свадьбы в двухкомнатной квартире на седьмом этаже девятиэтажного панельного дома. Детей у них пока не было.
Но Анджела его радость не разделила:
– Зачем тебе это? Во первых, это опасная работа. Во вторых, у тебя в ГУВД края уже вся карьера расписана. Сейчас ты старший лейтенант, а работаешь на капитанской должности старшим инспектором. Значит, на этой должности скоро получишь капитана. За шесть ближайших лет станешь старшим инспектором по особым делам, получишь майора, а глядишь, еще через восемь лет станешь полковником.
– Размечталась. Чтобы получить звание полковника, нужно получить должность начальника отдела или управления. А ты смотрю, всю мою карьеру уже просчитала на пятнадцать лет вперед? Подполковничихой быть хочешь?
Артур обнял жену и прижал к себе.
– Я за тебя переживаю, – промурлыкала Анджела, обнимая мужа. – Работать опером в УБОП намного опаснее, и как там у тебя сложится служба, неизвестно. Здесь ты даже старшим лейтенантом, работая в аппарате управления, общаешься с большими начальниками по службе. Можно обзавестись полезными связями. А там будешь общаться только с разбойниками и убийцами.
– Да только с разбойниками и только с убийцами..
– Все тебе смешно, а мне ночей не спать. – Анджела положила нежные руки ему на плечи и положила голову на грудь мужа. – Я же тебя люблю.
– Вся прелесть жизни именно в ее непредсказуемости. Ненавижу, когда жизнь превращается в День сурка. А тебе, мой ангел, прежде чем стать подполковничихой, надо побывать подстаршелейтенантшей.
Артур легко поднял игриво отбивающуюся супругу на руки и унес на двуспальное семейное ложе.
На следующее утро гладко выбритый и одетый в форменное обмундирование старший лейтенант милиции Артур Кречетов в приподнятом настроении выехал на службу. Его личный ВАЗ-2108, цвета «снежная королева» блестя на солнце и ловко маневрируя, подкатил к серому зданию ГУВД Красноярского края.
Это здание занимает целый квартал в центре Красноярска и представляет собой сложную комбинацию коридоров, проходов и лестниц. В нем, как уже знал Кречетов, который проработал в этом здании почти три года, располагались управления криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Имелось даже бомбоубежище с запасами воды и провизии. А также следственный изолятор, куда привозили задержанных, и другие службы, часть из которых строго секретна. Всего в аппарате управления ГУВД края работало около пятисот человек. Управление ФСБ края тоже располагается в этом здании, но имеет отдельный вход, хотя столовая общая.
Кречетов показал удостоверение сержанту на входе в здание. Легко взбежал на пятый этаж и вошел в свой кабинет Управления обеспечения общественного порядка. В кабинете, где стояло три письменных стола, кроме Кречетова обычно работали еще два офицера. Один старший инспектор в звании капитана обычно занимался проведением инспекторских проверок всех наружных служб по сорока четырем районам края, а второй старший инспектор по особо важным делам в звании майора занимался безопасностью при проведении мероприятий с массовым скоплением граждан.
Но сейчас все работали в форс-мажорном режиме. Завтра ожидалась встреча Президента РФ Ельцина и премьер-министра Японии Хасимото. Для обеспечения безопасности встречи кроме сотрудников ФСБ и ФСО привлекались пять тысяч сотрудников милиции со всего края. Их расстановкой и оперативным управлением на два дня мероприятий встречи и занимались сейчас старшие инспекторы.
Все три стола были сдвинуты в центр кабинета. На них лежала огромная рукописная карта Красноярска и окрестностей.
– Артур, где пропадаешь? – Один из инспекторов в погонах капитана повернулся к вошедшему. – Мы тут с шести утра карту рисуем и вчера до ночи просидели.
Он выдохнул сигаретный дым и потушил бычок в пепельнице. В кабинете было нечем дышать от дыма даже с открытым окном.
– Хватай приказ генерала и вези на согласование. Список начальников управлений, которые его должны согласовать прикреплен.
– Ясно.
– Что тебе ясно? Ты чего такой довольный?
– Настроение хорошее.
– Хочешь, я тебе еще подниму.
– Давай?
– Вот ты знаешь, как выглядит шкала компетенции должностных лиц в зависимости от звания?
– Нет.
– Запоминай салага, пока я жив:
У каждого руководителя есть свой потолок компетенции. То есть он растет по служебной лестнице, пока его знаний и умений хватает для выполнения должностных инструкций на его должности. Как только он попадает на должностной уровень, где он уже некомпетентен, то его служебный рост прекращается.