Мария Победаш-Савощенко - Белая комната

Белая комната
Название: Белая комната
Автор:
Жанры: Общая психология | Классическая проза | Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Белая комната"

Может ли ментальное расстройство уничтожить многолетнюю дружбу? Две девушки, у которых нет друг от друга тайн, проходят вместе радостные и грустные моменты, умалчивая только о трудных душевных переживаниях.

Бесплатно читать онлайн Белая комната



Эта история началась в сентябре, двадцать лет назад. Первокурсницы в легких сарафанах неуверенно перешагивали порог небольшой учебной аудитории, сжимая в руках тетради. Несколько юношей, которых было значительно меньше, чем девушек, группировались в углу и выжидали: кто следующая?

Первой парой в расписании значился английский. Одновременно с преподавательницей в аудиторию зашла невысокая блондинка в мини-юбке и блузке с рюшами, ее тонкие острые колени разрезали духоту пространства. Все обернулись.

– Я готова быть старостой, если все согласны. А ведь все согласны? – раздался звонкий и уверенный голос.

Преподавательница только и успела улыбнуться и неуверенно пожать плечами. Девушка села за первую парту и представилась: «Я Ася!» У меня с языка чуть не сорвалась неуместная шутка про Клячину, но я успела изо рта запихать ее обратно в голову.

– Ну что ж, Ася, начнем наш первый день…

Дальше я не слышала педагога, я смотрела на старосту и думала, какая наглая, какая уверенная, с каким вызовом она подала себя. Восторг! Я заняла место в средних рядах с краю, и до самого последнего курса не решалась пересесть на первый ряд. Я была очарована и возмущена. Передо мной оказалась настоящая женщина-лидер.

Учебный день пронесся молниеносно, после пар наша группа собралась во внутреннем дворике факультета. Шелестели клены, и солнце играло с новоиспеченными студентами в «Ку-ку», нам не терпелось переступить через смущение знакомства и начать быть кем-то: тезками, однофамильцами, рожденными в один день, или живущими на соседних станциях метро. Ася сказала, что ей некогда, у нее работа.

– Работа?! – удивилась я.

– Да, я работаю с шестнадцати лет. Не всем, знаешь ли, родители дают деньги, – ответила Ася, задержав взгляд на моих брендовых туфлях с маминой ноги.

Я увязалась за ней, нам нужен был один и тот же автобус до метро. Было всего три часа дня, но остановка всю уже захламили газетами и мусором. Урна не выдержала напора новеньких. Мы одновременно недовольно цокнули языками. Вдруг Ася схватила за рукав прохожего: «Поднимите, пожалуйста, ваш мусор и, будьте так добры, отправьте его в урну», – Ася звучала громко и уверенно. Оторопевший человек что-то пробурчал себе под нос, но вернулся за бумажкой на асфальте и нервно запихал в мусорное ведро.

– Ненавижу быдло! – прокомментировала Ася, поправляя на своей блузке деревянную брошку в виде ярко-синего прямоугольника – рамы.

– А ты не боишься так себя вести? – спросила я.

– Мне все говорят, что однажды я получу за свой характер, все пугают. И знаешь что? Еще ни разу не получила! – ответил мой новый кумир.

Для меня мир был неизведанной страной, для нее – полем боя, к которому она была готова.

Подъехал автобус, мы впорхнули в него, будто Золушки в тыкву. Только наша перезрела и готова была лопнуть. Протискиваясь к хвосту, я зацепилась сумкой за рюкзак другого пассажира, началась возня с извинениями и попытками расцепиться. «Господи! Ну хотя бы взгляните друг на друга! Молодой человек, вы что, не видите девушку перед вами?! А вдруг это судьба?», – на весь салон прокричала Ася. У меня замерло сердце. Страх, ужас, стыд – все чувства разом сковали мое тело, я залилась краской и на долю секунды взглянула на молодого человека. На его лице было полное недоумение. Автобус качнуло, и мы расцепились. Ася смеялась, я горела в аду. Не зная, как избежать взглядов публики, я уставилась на синюю брошь. Три остановки, мне нужно было выдержать три остановки, и дальше бегом домой!

Дома не нашлось ничего, что я могла бы рассказать родителям про первый учебный день. Разве что я предположила, что самое время найти подработку. Отец предложил пойти во двор раздавать рекламные листовки его магазина. Я тут же передумала.

Чувство стыда и мысли о новой знакомой не покидали до утра. Зайдя в аудиторию и не обнаружив Асю, я села на ее вчерашнее место. Вскоре появилась она и, скользнув по мне безразличным взглядом, заняла другую парту. Я шепнула девчонке за соседним столом, что наша староста – настоящая сука.

Разумеется, мои слова быстро до нее долетели. «Если что-то думаешь о человеке, имей мужество говорить в лицо», – реакция Аси впечатала меня в пол. Я снова почувствовала себя размазанной, раздавленной, словно насекомое. Хотелось исчезнуть, вернее, где-нибудь запереться, в безопасном и невидимом для других месте. А она смотрела на меня прямо. Она ждала ответа. Я же не могла выдавить из себя ни слова, только снова вперилась в ее синюю брошку-окошко. Дружба между нами сложилась не сразу.

Однажды, будучи уже почти замужней девушкой, два дня как перевезшей свои вещи к юноше, я обнаружила абсолютную свою бытовую неприспособленность. Мне предстояло стать феей домашнего уюта, но я споткнулась на первой же уборке. В ступор ввело незнание, чем и как моются унитазы. Нормально моются, так чтобы сияло, как в отчем доме, а не в школе-интернате. Среди моих знакомых была только одна всезнайка. Я ей позвонила.

Ася громко расхохоталась в трубку, но помогла.

– А готовить ты умеешь? Хочешь приеду и приготовлю ужин? – неожиданно тепло и мягко сказала Ася. Я хотела. И помощи я хотела не только в домохозяйстве, но и в жизни. Ася стремительно занимала пространство в моей душе так же, как на кафедре.

Ася отвечает за группу, Ася собирает списки для записи в студенческий профсоюз, Ася выбила билеты в Питер с посещением Русского музея, Ася опротестовала результаты экзамена, Ася спорит с профессором, Ася скандалит с пятикурсником, Ася самая популярная девушка потока. Звезде часто говорят: «Однажды прилетит тебе щелчок по носу за такую дерзость!» Ася же звонко смеется и радуется молодости, красоте, жизни и успеху.

Я где-то сбоку, одногруппница на обочине ее кипучей деятельности. Я была легкой. Ася же завораживала своей яркостью и энергичностью. Ее прямота разъедала нервы как кислота. Она боролась за правду размашистыми ударами книжных знаний. Всё в этой женщине было так. А со мной нет. Я боялась говорить «нет», я улыбалась, когда на меня нападали, я теряла голос, если нужно было выступать.

Перед первой сессией я ужасно волновалась. Мы сидели на жестких металлических стульях, сваренных между собой в длинные скамьи, и листали конспекты. Глаза отказывались воспринимать буквы, в голову лезли какие угодно мысли, но не по теме экзамена. Каждый раз, когда открывалась дверь лекционного зала, и из нее выходил студент, моё сердце начинало тарабанить, как сумасшедшее. Я прочитала в одной статье, что нужно глубже дышать, а также помогает скрещивать ноги и руки. Я обхватила себя руками и опустила подбородок на грудь: на меня накатила приятная волна, я будто оказалась в мерцающем облаке, которое приглушало звуки, замедляло голоса. В этом пространстве не было никого, кроме меня, в нём было много воздуха и абсолютный покой. Стало так хорошо, что я зажмурилась. Казалось, что я слышала море… Но это был голос Аси: «Очнись, булочка, пойдем отстреляемся!». Не поняв, что происходит, я зашла в зал, положила зачетку на стол перед секретарём и взяла ближайший билет. Ещё никогда не была я так равнодушна к происходящему. Волнение вернулось только когда уже, сидя перед экзаменационной комиссией, я услышала дополнительный вопрос. Я осознала, что больше не нахожусь в том чудесном облаке, я в реальности, и от меня чего-то хотят. Кровь прилила к щекам. Я знала ответ, но нужно было зазвучать. Сбивчиво, но отстрелялась. «Поувереннее», – сказал профессор, протягивая мне зачетку.


С этой книгой читают
История внутреннего шторма человека, живущего жизнью примерного семьянина.Автор вместе с читателем ищет ответ на вопрос, возможно ли быть счастливой в тихой семейной гавани после яркой, бурной молодости, наполненной необдуманными поступками и страстью, воспоминания о которой не отпускают спустя года.
Рассказ про детское ожидание родителей летом во время каникул у бабушки.
Добрый и светлый рассказ о том, что в жизни даже очень серьезных людей накануне Нового года случаются чудеса.
Книга цикла, посвящённого особой методике воспитания: сказочной педагогике. Здесь речь идёт об отношении детей к дружбе и дружелюбии, о навыках дружеского поведения. Сказки позволяют по-новому взглянуть на особенности поведения ребёнка и вместе с тем помочь ему в формировании здоровых качеств характера. Комментарии и вопросы, игровое обсуждение ситуаций и персонажей дают возможность воспитателю воздействовать на ребёнка неназойливо, но эффективно
Книга наблюдений и впечатлений, сделанных в разные времена при разных обстоятельствах без специальных творческих намерений. Она была бы гораздо больше, если бы автору на всё хватало бы внимания и интереса. Но, с другой стороны, её вообще могло бы не быть, но она есть.
Как сохранять нейтралитет среди политического хаоса и социальных потрясений? Автор, практикующий психоаналитик, делится своим опытом идеологической рефлексии. В смелой, понятной и ироничной манере излагаются фундаментальные идеи неоклассической политической философии XXI века.
Книга задумана как «вдохновлялка для мам». Моя задача как автора и счастливой женщины, состоявшейся в личной, творческой и материнской сферах, – показать, что каждая из вас способна на многое: истинную любовь к себе, мужу и детям. У меня нет цели научить вас чему-то. Важнее для меня другое – подбросить ароматных дров в огонь вашей любви к себе и окружающим. Когда в сердце есть любовь, у вас многое получается без напряга, легко и радостно. Берите
Поехали мы как-то с другом в гости, в соседний город! Да случайно отдавили перебегавшему дракону хвост. Откуда он взялся в уральских лесах да ещё зимой – дело десятое. Только осерчал он, а может, испугался, да и выкинул нас в другой мир вместе с автомобилем. Делайте, что хотите, возвращайтесь, как хотите. А мир к тому же какой-то странный оказался. Тут тебе и развалины мегаполиса, и летающий транспорт, и технологии, и мечи с магией. И ещё чёрт зн
Молодой, слегка неуверенный в себе и скептически смотрящий на мир юноша по имени Ратмир, прилетает в Каир по просьбе своего друга Олега, попавшего в психиатрическую лечебницу, после участия в транснациональных гонках по бездорожью. Ратмиру предстоит выяснить, что произошло на гонках, и в какое приключение попали его двое самых близких друзей Азат и Олег. Почему Олег сошел с ума, и почему бесследно исчез во время гонок по пустыне Азат. Ведя своё р
Вся страна готовится к войне и крепит боевую мощь. Создаются новые авиадивизии, появляются новые мехкорпуса, строятся новые укрепрайоны от Балтийского до Черного моря. Готовится и боец Первой специальной разведывательно-диверсионной бригады Генерального штаба РККА Иван Жуков с позывным «Жук», все чаще задумываясь о карьере военного.А вот для майора Самойлова – Командира – война уже началась. И ради будущей победы он готов пойти если не на все, то
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – русский поэт, основоположник романтизма в отечественной поэзии, автор элегий, романсов, баллад и эпических произведений. Стихотворение «Лесной царь» – перевод баллады И.В. Гёте.Наиболее известны русские переводы В. Жуковского и А. Фета. В.А. Жуковский перевел поэму в 1818 году. Произведение основано на древней легенде об умирающем мальчике, которого призывает в свое царство Лесной царь.Баллада вдохновила