Надежда Щеголева, Наталия Девятова - Белые платочки России

Белые платочки России
Название: Белые платочки России
Авторы:
Жанры: Православие | Духовная литература | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2025
О чем книга "Белые платочки России"

Порой вера – это единственное, что нас спасает в моменты отчаяния, потери. Защита Господа покрывалом окутывает нас в тяжелые времена, когда озлобившийся брат с оружием идет на брата, когда потерян кров, разрушен привычный уклад жизни.

«Белые платочки России» – это подлинные истории женщин, живших во времена «воинствующего атеизма», когда молитва приравнивалась к оскорблению действующей власти, а за проповедь грозил расстрел. Они пронесли веру в Христа в своем сердце через всю жизнь, передав потомкам светлое чувство божественного присутствия. Благодаря им сегодня открыто звучат церковные колокола, и молитвы читаются не только за закрытыми дверями. Когда архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря спросили, почему было решено привезти Пояс Богородицы именно в Россию,

ведь много стран просили святыню и получили отказ, он ответил: «Из-за большой любви к русскому народу, особенно к “белым платочкам”, – так он называл русских женщин.

Художник обложки Девятова Н.В.

Бесплатно читать онлайн Белые платочки России


Когда архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря1 спросили, почему было решено привезти Пояс Богородицы именно в Россию, ведь много стран просили святыню и получили отказ, он ответил: «Из-за большой любви к русскому народу, особенно к “белым платочкам”, – так он называл русских женщин.

Именно женщины удержали православие в России в период воинствующего атеизма. В отличие от большинства мужчин, которые побаивались ответственности, многие женщины не потеряли веру, ходили в оставшиеся храмы на службы, крестили детей, соблюдали посты и религиозные праздники.

Надежда



Фото из личного архива.


Кроваво‑красное солнце поднялось над глухим хутором Самойленко. Косые лучи озарили багряным светом крыши крепких казацких хат, засияли на крестах Никольского храма. Три редких, протяжных удара в колокол «красным» звоном нарушили раннюю тишину, возвещая о начале утренней службы. Благовест в «красный» колокол, пришедший на смену «постному», означал, что настал Великий четверг Страстной седмицы и богослужения будут особенными, какими бывают только в этот период. Протоиерей Александр, настоятель храма, начал читать двенадцать Евангелий. Перед чтением каждого дьячок подавал знак натянутой сверху веревочкой, и звонарь ударял в колокол: один раз – перед первым, два – перед вторым, три – перед третьим.

Недалеко от храма стоял красивый, ухоженный дом, в котором жила семья отца Александра. Дом был небольшой, но добротный, построенный из кирпича, оштукатуренный и побеленный, покрытый серым волнистым шифером, с высоким деревянным крыльцом. Фасад украшали три больших окна, обрамленных голубыми резными наличниками. Прямо перед самыми окнами раскинула свои ветви с первыми нежно‑зелеными листочками высокая белая береза. Вишни за домом уже оделись в бело‑розовый наряд, наполнив сад сладковато-медовым цветочным ароматом. Между деревьями был разбит небольшой огород с аккуратными грядками, на которых появилась первая зелень, посаженная под зиму.



Матушка Вера. Фото из личного архива.


Матушка Вера, супруга протоиерея Александра, высокая, худощавая женщина с фигурой, не утратившей стройности после рождения шестерых детей, хлопотала на кухне. Строгое синее платье подчеркивало красоту и грациозность фигуры, поверх него был надет серый льняной передник с большими накладными карманами. Густые темно‑русые волосы были собраны в пучок на затылке и покрыты беленьким ситцевым платочком, завязанным сзади на узел.

Матушка доставала из металлических форм только что испеченные куличи и выстраивала их в ряд на невысоком столике, а на смену готовым – отправляла в печь новую партию. Пекла она много, семья‑то большая, и надо, чтобы куличей хватило на всю пасхальную неделю. Они в этот раз получились на удивление пышные, румяные, просто загляденье! По заведенной ею традиции матушка пекла куличи разных размеров: большие – для семейной трапезы, средние – в подарок прихожанам, которые всегда поздравляют семью со светлым праздником Пасхи, а два маленьких – для младших сыновей, девятилетнего Лени и восьмилетнего Сережи. Удовлетворенно осмотрев куличи, матушка накрыла их нарядным белым рушником с вышитым крестиком затейливым узором, в центре которого красовались ее инициалы: В. М., – пусть остывают. Вечером они с детьми будут украшать куличи взбитым с сахаром белком и посыпать цветным пшеном, красить яйца, в розовый цвет – марганцовкой, в бирюзовый – зеленкой, и в самый ее любимый, коричнево-желтый, – луковой шелухой.

Двенадцатый удар в колокол возвестил о том, что батюшка скоро закончит утреннюю службу. У матушки все готово, чтобы покормить мужа, щи еще не остыли – как только батюшка вернется, она быстро накроет на стол. Вера улыбнулась и продолжила хозяйничать на кухне: достала из буфета курагу, изюм и орехи, а также специальную разборную деревянную форму – пасочницу в виде усеченной пирамиды, символизирующей Гроб Господень. Творог уже был готов, оставалось добавить в него сухофрукты, орехи и еще кое‑какие ингредиенты, известные только ей одной. Затем полученную сладкую творожную массу уложить в пасочницу для придания пасхальной формы.

Маленькое круглое окошко на часах открылось, из него выглянула серая кукушка, на мгновенье замерла, как бы проверяя, есть ли кто‑то, кому нужно сообщить время, и, прокуковав один раз, быстро спряталась в свой домик. Матушка посмотрела на ходики. Не ослышалась ли она? Неужели уже час дня? Что случилось, почему до сих пор не вернулся со службы батюшка? В груди защемило, сердце учащенно забилось, почувствовав недоброе. Она вновь взглянула на часы, еще раз удостовериться, что не ошиблась. Скоро вернутся из школы дети, надо непременно отправить их в храм, узнать, почему так долго нет отца. Матушка устало опустилась на стул, расправив на коленях передник, и вдруг ахнула, вскочила и начала что‑то судорожно искать. Она то переставляла с места на место посуду, то приподнимала полотенце, то выдвигала-задвигала ящики дубового буфета, украшенного резьбой. На секунду замерла, потом вдруг опустила руки в карманы передника, продолжая что‑то искать, но, не найдя там ничего, дрожащим голосом стала повторять: «Где же оно, где? Ведь еще утром было на месте…»

Во дворе радостно затявкала собака, скрипнули половицы, и на пороге кухни появился отец Александр – высокий, крепкого телосложения мужчина сорока пяти лет с длинными темными вьющимися волосами и густой окладистой бородой. Выглядел он моложаво, хотя уже начал слегка лысеть, и первая седина посеребрила голову. Порой хуторяне, увидев батюшку, не могли сдержать восторга: «Вот дал же Бог столько красоты одному человеку!» Отца Александра прихожане очень любили. Иногда он был строгим, но всегда оставался справедливым ко всем своим духовным чадам.

Батюшка только что вернулся из храма, поэтому на нем была черная ряса священника, а на груди висел большой серебряный крест – награда от епископа за усердное служение Господу. Отец Александр с нежностью посмотрел на жену: «Какая же она прекрасная, моя любимая Верушка, тихая, добрая, трудолюбивая, «незаметно незаменимая» – эти слова как будто про нее написаны в Церковном уставе, рассказывающем, какой должна быть супруга православного священника».

– О, божественный запах! – воскликнул батюшка. Матушка подняла на него полные слез большие серые глаза.

– Вера, что случилось? Почему ты плачешь?

– Кольцо обручальное… Ведь еще утром было на руке, а сейчас его нет нигде! – едва слышно промолвила она.

– Не плачь и не переживай! Найдется твое кольцо, никуда оно не денется из дома. Лежит где‑нибудь и посмеивается над тобой. А может быть, оно соскользнуло с руки, когда ты замешивала тесто? Тогда кто‑то получит пасхальный подарок вместе с твоим куличом! – батюшка улыбнулся. – Накрывай лучше на стол, я ужасно голоден, с утра маковой росинки во рту не было.


С этой книгой читают
Иногда всё совсем не то, чем кажется… В попытках сбежать от своего прошлого четверо подписывают контракт с Компанией криозаморозки «Орфей», но воскрешение проходит совсем не по ожидаемому сценарию…
Книга о путешествии на Алтай и Телецкое озеро, где сплетаются реальность и мистика: опасности таящиеся в горах, Телецкое чудище, Черный альпинист и многое другое. При написании книги использовались техники кататимно-имагинативнаого переживания в мотивах для установления связи между сознательными и бессознательными процессами психики по методу Символдрамы д-ра Лейнера. Книга будет интересна как любителям путешествий, так и психологам и психоаналит
Александр Григорьевич простой детский писатель. Он живёт обычной жизнью, пока не замечает, что мир вокруг начинает «сбоить». И, желая понять причину сбоев, Александр Григорьевич даже не представляет, куда заведёт его любопытство…
Не рвись в сиюминутную угоду ветру и не надейся в направлениях его. Лишь тишина и гладь небес дадут ответы и приведут тебя в наш Отчий дом.
Сборник паломнических рассказов "Лев и молоко". Реальные истории из православной жизни. Чудеса по молитвам святых.(Оптина пустынь, Дивеево, Покровский женский монастырь.)
Книга о моём папе и о моей маме. О том, что мама и папа – это самые главные люди, которые всегда помогут и поддержат.
«О Христе и Церкви» – глубокое и вдохновляющее исследование, написанное отцом Александром Менем – выдающимся богословом и просветителем XX века.В книге раскрываются ключевые вопросы православного понимания Христа и Церкви: от встречи с воскресшим Христом и исторического пути Церкви до размышлений о роли Церкви в современном мире и её внутренней жизни. Особое внимание уделено вопросам разнообразия мнений внутри Церкви, её власти, искуплению и пасх
Храм во имя святого Александра Невского является историческим памятником Российской армии, культурным достоянием России. Он включен в заповедную зону Пскова.В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Обычное среднестатистическое утро российского бомжа, тлен, безысходность…Содержит нецензурную брань.
Приключенческая повесть с элементами фэнтези и лёгкой сказочной моралиВозрастная аудитория: 7–11 лет (но история будет понятна и интересна с 5 лет, если читать вслух)Одиннадцатилетний Миша на прогулке с пуделем находит в парке необычные изумрудные ботинки, украшенные зелёными кристаллами. Стоит ему их надеть, как он обретает невероятную скорость и способность прыгать на огромную высоту. Сначала это кажется началом сказочной жизни – победы, восхищ
Детская сказка с элементами абсурдного волшебства, юмора и семейной комедии.Возрастная аудитория:6–10 лет (понятна и младшим, если читать вслух).Что произойдёт, если мама рассердится так, как ещё никогда в жизни?Один беспокойный день в доме Кати и Вовы вышел из‑под контроля и превратился в череду странных и смешных событий, захвативших весь город.