Чуть менее двух лет назад волею судьбы я стала одной из сотрудниц реабилитационного центра для несовершеннолетних. Для кого-то это может звучать цинично, но я шла сюда работать без красивой идеи о спасении обездоленных детей. Я просто шла работать. Когда я начала свою трудовую деятельность в Центре я не совсем отдавала себе отчёт о том, что меня ждёт. По своей специальности я и раньше работала с детьми, и не просто с детьми, а с теми, кто испытывал жизненные трудности и нуждался в психологической помощи. На тот момент мне казалось, что удивить меня ничем невозможно, но оказалось что это не совсем так.
Несмотря на то, что моя работа была тяжёлой и морально и физически, я благодарна судьбе, за то, что она была в моей жизни. Работа, позволившая мне увидеть жизнь без прикрас и лишней сентиментальности. Обогатиться жизненной мудростью и новыми знаниями о людях и обществе.
В этом очерке я хочу рассказать истории некоторых детей, с которыми мне довелось общаться в реабилитационном центре. Постараюсь поведать эти истории, без оценок и эмоций, просто как я их знаю.
В младшей группе живут девочки, и мальчики в возрасте от 3 лет и до начала школьного возраста, иногда и более старшие дети с задержкой интеллектуального развития. Как и во всём Центре, здесь дети живут по режиму, с ними проводят занятия индивидуальные и групповые. Физкультурные, педагогические, психологические. Кроме того детей водят в бассейн, возят в конноспортивный клуб, вывозят в зоопарк, парк аттракционов на мультфильмы и тд. Практически у всех детей, живущих в этой группе живы родители, которые могут навещать детей в Центре и даже брать домой на выходные. У нас это называется «в гости».
Перед сном дети часто плачут, вспоминая о своих родных. Каждый просит посидеть именно на его кроватке. Они подолгу не могут заснуть, спят беспокойно, во сне кричат, и с кем-то ругаются.
У родителей «наших детей» по-видимому, хорошо развита фантазия, такого количества экзотических имён я раньше не встречала нигде. Имена братьев и сестёр часто начинаются на одну букву. По понятным причинам я не буду называть имена детей, но и изменять их тоже не буду, поэтому у старшего или единственного ребёнка буду писать только первую букву имени, а в имени младшего сиблинга первую, и последнюю буквы.
С К.. в Центр мы попали практически одновременно. Я пришла работать, а её привезли для прохождения курса реабилитации. Встретились мы с ней уже в группе (при поступлении дети живут в приёмном отделении под присмотром медицинского персонала, до тех пор, пока не пройдут полный медицинский осмотр, затем попадают в группу).
Это был «типичный карапуз» трёх лет от роду, которого можно снимать в рекламе. Пухлая, голубоглазая с венчиком светлых кудряшек на голове. Ласковая и улыбчивая, она производила очень приятное впечатление.
Как я позже узнала оба её родители наркоманы. Мама лишена родительских прав по причине жестокого обращения с ребёнком. Папа свои права сохранил, но не использует. За всё время моего знакомства с К.. её никто не навещал. А она, как и все дети ждёт. Тем, кто приходит в группу К.. рассказывает выдуманную ею историю о том, как приезжала мама и привезла подарки. Как обещал приехать и забрать её папа.
При этом К.. неплохо адаптировалась к жизни в группе. Чаще всего она находится в приподнятом настроении. Хорошо кушает, с удовольствием гуляет, работает на занятиях.
Но лучше всего К.. подражает. Если кто-то в её присутствии задаёт вопрос или озвучивает просьбу, то К.. обязательно повторит, иногда даже не понимая смысла сказанного. Так же она копирует и действия. Она бежит обниматься тогда, когда бегут другие, и плачет тогда, когда плачут другие. Ей всегда нужна игрушка та, которую уже взял другой ребёнок. При этом она всегда идёт напролом, будучи девочкой крупной и сильной она просто подходит и отнимает нужную ей игрушку, иногда пуская в ход ногти и зубы, не проявляя при этом никаких эмоций. А вообще К.. легко может показать любую эмоцию.
Мне запомнился случай, демонстрирующий актёрские таланты К… Дети укладывались спать. К.. была в хорошем настроении. Кто-то из детей шмыгнул носом, К.. как обычно попробовала повторить, но у неё не получилось, так как её нос замечательно дышал. Тогда она начала плакать, а затем и рыдать, и всё только ради того, чтобы добиться заложенности носа. Порыдав, она попробовала ещё раз пошмыгать носом, у неё получилось. С удовольствием пошмыгав носом К.. заснула.
Ночью К.. спит беспокойно, часто плачет во сне, просыпается раньше всех и сразу будит всех остальных.
Сейчас К.. идёт пятый год, она живёт в группе, наблюдает за тем, как других детей навещают, кого-то забирают совсем. А она ждёт своего папу.
А.. и А..й два брата погодки, соответственно 6-ти и 5-ти лет. В центр они поступили в ужасном состоянии грязные и истощённые. Поначалу они очень часто болели. У младшего из братьев были проблемы с пищеварительной системой. Пища попросту не усваивалась. Дети плохо засыпали, спали беспокойно, жаловались на страхи при засыпании и кошмарные сновидения. А..й был эмоционально нестабильным, страдал энурезом и вспышками немотивированной агрессии в отношении детей и взрослых.
Через несколько месяцев проживания в Центре здоровье мальчиков окрепло, они похорошели, активно проявляли себя на занятиях. А.. оказался очень добрым и наблюдательным мальчиком. Он с удовольствием помогал взрослым. А..й по прежнему страдал вспышками агрессии, но был критичным к своему поведению и на вечерних посиделках сам отмечал ситуации, в которых вёл себя плохо, кроме того он научился говорить о своих чувствах.
Однажды, во время второго завтрака, когда дети ели яблоки А.. вдруг вспомнил: «Помнишь А..й дома бабушка ела яблоки, а нам давала кожуру. Ведь кожура от яблок очень полезная». А..й продолжил: «У нас есть сестрёнка К.., она ещё совсем маленькая и не умеет ходить, поэтому лежит на диване, когда она падает с дивана, то плачет, ей больно. Один раз бабушка взяла К.. и бросила на пол. У К.. заболела ножка, и её отвезли в больницу». Потом мальчики переглянулись и А.. поправил брата: «Тётя бросила, а не бабушка». Оказывается эта история и стала причиной того, что мальчики оказались у нас.
А.. часто вспоминал своих родителей и говорил о том, что скучает о них. Родители один раз навестили детей и исчезли. Позже они были лишены родительских прав.
Прожили братья в Центре около года, затем появились люди «предполагаемые опекуны». Мужчина и женщина средних лет. Как это обычно бывает первый раз они пришли в группу вместе с психологом, и не выделяя никого, общались со всеми детьми. Затем стали приезжать именно к