Слова преподобного Ефрема Сирина как нельзя лучше подходят к новой книге протоиерея Артемия Владимирова: «Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – таинство Священства! Оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно, и его-то Христос, снизойдя, даровал нам, недостойным. Припадаю, со слезами и воздыханиями прошу, всмотримся в сие сокровище Священства, в хранящих оное достойно и свято».
Автор благоговеет перед тайной Священства, при этом и сам прилагает все усилия, чтобы хранить его «достойно и свято». Это последнее может быть особенно полезно читателю в том смысле, что речь в книге идёт не об отвлечённых, неизвестных автору на практике предметах, а о той жизни, которой он живёт сам.
Кому адресована эта книга? Конечно, в первую очередь тому, кто с трепетом и благим дерзновением готовится вступить на стезю пастырского служения или по крайней мере раздумывает об этом. Впрочем, и состоявшиеся пастыри тоже, думаю, почерпнут здесь многое на духовную свою пользу. Благочестивым мирянам будет небесполезным узнать не только о духовной власти пастырства и связанных с ней обязанностях и возможностях, но и о внутреннем кресте священника, борющегося, так же, как и они, за своё спасение в вечности – до изнеможения, и, увы, не всегда без преткновений.
В начале своей осознанной церковной жизни, когда я относился к категории адресатов книги – к «юношеству, интересующемуся темой священства», мне пришлось услышать из уст автора – уже тогда известного пастыря, проповедника и миссионера, несколько мыслей о служении священника, которые навсегда покорили моё сердце. Вопросов, однако, у меня осталось после беседы ещё больше, и ответы мне пришлось искать самому не без трудностей и препятствий. Думаю, что совершил бы меньше ошибок, если бы имел под рукой что-то подобное этой простой, доброй и мудрой книге. Готов рекомендовать «Заметки…» каждому, кто желает, чтобы пастырское служение стало для него, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, «благословением и трудом, и долгом жизни».
С искренним почтением и братской о Христе любовью к дорогому автору – благодарный читатель, Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский
Позвольте, дорогие мои читатели, с первых строк этой небольшой книги объясниться с вами. Моё намерение – представить вашему вниманию пастырские размышления о призвании священника. Они ни в коей мере не претендуют на статус учебника по пастырскому богословию или практического руководства для пастырей. Это именно заметки, наблюдения, отчасти вынесенные мною из прочитанного, отчасти – из того, что я подметил вокруг себя и обрёл в собственном опыте пастырства.
Замысел книги был мне подсказан игуменом Лукой (Степановым), возглавляющим кафедру теологии Рязанского государственного университета и являющимся моим научным руководителем в написании диплома. Намеренно ограничив объём этих заметок, чтобы они получились компактными и неутомительными для чтения, я облёк содержание книги в форму свободного размышления, о чём свидетельствует её название.
От читателей не утаится, что автор не избегал острых и даже болезненных тем, на иные из которых не дано ясных ответов. Такова действительность, призывающая нас к непрестанному обдумыванию явлений жизни и неспешному формированию собственного суждения в согласии с соборным разумом Церкви. Упомянутая мною особенность предлагаемого материала обусловлена не тщеславным желанием автора подискутировать, но имеет целью совершенно иное: помочь кому-то из читателей в неспешном и осознанном выборе призвания священства.
Буду рад предложить книгу юношеству, интересующемуся темой священства, а также всем любознательным читателям.
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Московского Алексеевского женского монастыря
Священство – драгоценный Божий дар грешному человеческому роду. Благодать пастырства была излита на апостолов в час их поставления на служение Церкви всемогущим Богом в день святой Пятидесятницы, и с тех пор преемственно передаётся в веках через возложение на избранного Церковью рук епископских. Дар священства вышеестественен, иноприроден человеку и храним в лоне Святой Соборной Апостольской Церкви во всей его целостности. Поставленный на свещник пастырства верный христианин, по благословению своего епископа, литургисает вместе с народом Божиим, приносит Бескровную Жертву. Он призван учительствовать, проповедовать Слово Божие, духовно просвещать и окормлять свою паству в соответствии со Священным Преданием и Писанием Церкви.
Священник участвует во всех Таинствах Церкви как исполнитель архиерейского благословения, кроме одного – он не может рукополагать диаконов и пресвитеров, будучи сам рукоположен епископом. Благодать священства делает рукоположенного христианина особым человеком, меняет в достойном избраннике мысли и чувства, делает его ходатаем пред Богом за народ. Священство, поставленное Спасителем на столь великую высоту, подлежит строгому суду Слова Божия. Вы – соль земли… Вы – свет мира, – обращается Господь к Своим ученикам1. Его слова прежде всего относятся к пастырскому служению. Священство – это возжжённый светильник, ярко светящий всем, кто входит в дом Божий. Священство – это город, который не может укрыться от взоров, ибо он воздвигнут «на верху горы». Благодать священства, являющая себя в предстоянии Божию Престолу, совершении Евхаристии, молитвенном ходатайстве за людей, словесном назидании бессмертных человеческих душ, – предмет благоговейного отношения к нему со стороны самого пастыря. Священство – это многоветвистое дерево с обильной кроной и спелыми душистыми плодами – дарами Духа Божия. В ветвях этого чудесного дерева обитают птицы небесные – благочестивые христиане, стремящиеся жить под пастырским руководством и составляющие вместе с пастырем единую духовную семью. Главное назначение иерея – спасение душ вверенных ему людей. Заветные чаяния пастыря осуществятся в полной мере на Страшном Суде. Тогда он дерзновенно воскликнет пред лицем Господа: «Се аз и дети, яже ми даде Бог»2.
Истинные и мнимые признаки призвания к священническому служению
Современные родители часто прививают своим детям идею лидерства и чувство собственной исключительности. К сожалению, не все понимают, какими бедами и напастями в жизни подрастающего поколения оборачиваются эти нехристианские педагогические установки. Думая укрепить юных и подготовить их к встрече с жестоким миром, горе-воспитатели мостят им гати из тщеславия и гордости через погибельное болото страстей, главные из которых – гнев, блуд и уныние.