Настоящее издание посвящено последнему духовнику насельниц Новодевичьего монастыря священномученику Сергию Лебедеву. И монашествующие и миряне, прибегавшие к руководству, искавшие помощи отца Сергия, встречали в его лице человека подлинно духовной жизни, исключительных душевных качеств, глубокого, серьезного, пастыря с редким по доброте и отзывчивости сердцем. Его духовный сын так писал о нем в своем адресе по случаю юбилея пастырской деятельности: «Вряд ли упрекнет его кто-либо в самомнении, самонадеянности. Все упование его на Господа, в каждом шаге своем ищет он творить волю Пославшего его. <…>
Кроток он: не искал и не ищет похвалы или награды от людей. Всегда идет, куда зовет его Господь устами и нуждой окружающих его. Всегда отрешается себя, прежде всего чутко прислушиваясь к чувствам и мыслям тех, с кем входит в соприкосновение. Он алчет и жаждет правды. Хотя не умом, а сердцем – не столько в знании, сколько в вере, – но ищет истину постоянно и упорно в горячей молитве перед алтарем Господним.
Он милостив, любя многих и любя много. Он чист сердцем, научившись бороться со страстями. Всегда зорко следит, чтобы ум, лукавый и гордый по самим свойствам своим, не запятнал его сердца, чистого и непорочного. Всею душою и всеми силами своими стремится он творить мир вокруг себя…»
Жизнь отца Сергия не была безмятежной. В годы молодости постигли его первые скорби и беды, которые, сменяя одна другую, продолжались до его мученической кончины. Видя в этом свой крест, священник с удивительными кротостью, смирением и твердым упованием на помощь Божию переносил посылаемые ему испытания. Неколебимость в следовании Христу, верность Ему до крови и подвиг мученичества снискали отцу Сергию общецерковное почитание.
В основу жизнеописания священномученика Сергия Лебедева положено было дипломное сочинение священника Александра Григорьянца[1], написанное им при окончании Богословского факультета ПСТГУ; нами оно дополнено и расширено.
Жизнеописание предваряет документальную часть книги, включающую беседы, проповеди и письма отца Сергия, а также материалы следственных дел, хранящихся в Центральном архиве ФСБ РФ (Д. Р-1086 и Р-39811), архиве УФСБ РФ по Мосьсве и Московской области (Д. 11013) и ГА РФ (Д. П-5668). Сведения о служении отца Сергия, клире Новодевичьего монастыря, жизненных обстоятельствах, его семье почерпнуты из документов архивов ЦИАМ, ЦАГМ, ЦГАМО, РГИА, архива музея Новодевичьего монастыря, Музея истории и культуры поселка Малаховка Московской области, частных архивов, из монографий, периодических изданий, воспоминаний его духовных чад и внучки.
Особое место среди источников занимает собственный архив отца Сергия. Он, можно сказать, является живым сердцем книги и включает: прошение надзирателя Перервинского духовного училища студента Сергия Лебедева о зачислении его на вакантное священническое место в Новодевичий монастырь, его студенческое сочинение «О значении религиозного чувства в духовной жизни человека», сохранившиеся проповеди и беседы, прочитанные отцом Сергием в дореволюционные годы, выписки из современных ему документов, проповедей и статей, тексты молитв, фотографии, письма из ссылки к родным, два письма оттуда же приезжавшей к нему сестры Екатерины Павловны Лебедевой, письмо отцу Сергию из Москвы второй сестры, Прасковьи Павловны, а также два письма к отцу Сергию – епископа Макария (Павлова) и святителя Макария (Невского).
Подлинные письма из ссылки 1930-х годов представляют собой огромную ценность как живые свидетельства эпохи и подвига священника. То, что они сохранились до наших дней, удивительно, это редчайший случай. Их сберегли духовные чада. Путь писем был долгим. Из опасения возможного обыска и утраты принадлежавших отцу Сергию материалов родные передали весь этот архив и келейную икону его ближайшей духовной дочери инокине Новодевичьего монастыря Елисавете (Анне Ивановне Детинкиной), а она в последние годы жизни (в начале 1970-х годов) отдала архив на хранение инокине Серафиме (Надежде Александровне Кавелиной). Состарившись, Надежда Александровна привезла архив и келейную икону отца Сергия в семью своей многолетней подруги Ольги Ильиничны Подобедовой. И уже после кончины Ольги Ильиничны, после усиленных поисков письма отца Сергия были найдены ее дочерью, тогда уже тяжело страдавшей от изнурительной болезни, матушкой Екатериной Абрамовной Погребняк[2]. Издание книги, посвященной памяти, жизни и личности священномученика Сергия Лебедева, стало одной из важнейших целей ее жизни, для достижения которой она отдала очень много сил, энергии и любви. Выполнив расшифровку материалов и распечатку их, Екатерина Абрамовна передала и рукописные подлинники, и машинописные копии в Церковно-исторический архив Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ЦИА ПСТГУ, ф. 88, оп. 1). Письма от епископа Макария (Павлова) и святителя Макария (Невского), а также большое письмо отца Сергия из деревни Макарово родным от 20 февраля 1932 года переданы были в архив ПСТГУ инокиней Серафимой (Кавелиной) (ф. 87, оп. 1).
Оформление материала выполнено в соответствии с Правилами издания исторических документов 1990 года[3].
Авторские тексты не редактировались и не сокращались, но приводятся в современной орфографии и пунктуации, за исключением цитат из Священного Писания. Авторское подчеркивание текста оставлено без изменений. При наличии подписи она воспроизводится в том виде, в каком присутствует на документе.
В случаях частичной утраты текста приведен сохранившийся фрагмент, даже если он мал, и это оговаривается в заголовке: «из проповеди», «фрагмент» и т. п. Пропуски текста, в зависимости от их размера, обозначены отточием или угловыми скобками. Если сокращения слов или частичные утраты допускают однозначное прочтение, они восполняются без оговорок, в ином случае недостающая часть заключается в квадратные скобки. Слова, вставленные в текст составителем вместо утраченных или для уточнения содержания, также заключены в квадратные скобки.
В дополнительных сведениях об упоминаемых лицах или событиях, помещенных в подстрочных примечаниях, использованы не опубликованные в нашем издании материалы. Примечания составителя не подписаны.