Предисловие
О трансцендентальной астрологии и синтезе астрологических подходов
В книге рассматриваются как фундаментальные вопросы, связанные с астрологическим знанием, так и проблемы его прикладного использования. К числу первых относятся философское обоснование астрологии, определение места астрологии в современном мире, а также ее соотношение с научной и религиозной системой взглядов на действительность.
Философское обоснование астрологии есть попытка установить наиболее общие причины, или первоисточник, ее истинности, то есть ответить на принципиальный вопрос: почему сегодня можно узнать о том, что именно случится завтра? Ответ на него нельзя дать, оставаясь в плену чисто утилитарных представлений об этом великом учении лишь как о средстве и способе получения прогностической или другой полезной информации.
Нам придется расширить узкие рамки этого привычного подхода и включить в рассмотрение глобальную проблему происхождения человека и Вселенной. Только так, объяв необъятное, мы сможем быть уверены, что говорим и впрямь о древней науке о звездах.
В связи с этим не стоит уподобляться тем, кто принимает, например, механику за физику, а программирование – за кибернетику. Механика, изучающая лишь законы движения материальных тел, абстрагируется от всех остальных физических закономерностей, в том числе и от вопроса о появлении самих этих тел или пространства, в котором они перемещаются. Точно так же программирование – это всего лишь вершина айсберга в сложном диалоге человек – машина, где под водой скрывается вся научная и техническая его часть.
Место астрологии в современном культурном мире определяется большим общим объемом научно-технического знания, сложившейся научной картиной мира, нарушением единства человека и природы под влиянием техногенных, экологических и цивилизационных факторов (ведущего к снижению интуитивного чувства космической сопричастности и зависимости от провидения) а также выпадением астрологии из большинства религиозно-философских систем и доктрин (за исключением, пожалуй, индуизма). Это все, так сказать, отрицательные моменты хода истории.
Положительные – повышение престижа астрологии в обществе благодаря использованию современного теоретического базиса астрономии и новых вычислительных средств (компьютеров), расширение спектра влияния на общественное мнение через средства массовой информации, печатные издания и Интернет, а также возможность создания астрологических организаций, сообществ и крупных (международных) проектов, включая проведение съездов, школ, симпозиумов и конференций.
С позиций трансцендентального знания, частью которого является астрология, мы покажем незавершенность (то есть несовершенство) научных представлений о человеке и мире. Квинтэссенцией науки в том, что касается объяснения действительности, является общенаучная картина мира. Мы проведем разносторонний анализ последней и докажем ее несостоятельность как по чисто логическим основаниям, так и по культурно-историческим (игнорирование религиозно-философской парадигмы).
Отвергая современную научную картину мира, мы хотим осветить трансцендентную (божественную) природу человека и мироздания, в котором есть место для Творца. При этом мы опираемся на ведическую религиозно-философскую традицию, сочными плодами с дерева которой являются, как известно, йога, аюрведическая медицина и астрология. Хотя в академических кругах и учебниках принято считать, что религиозная философия изучает только лишь субъективные представления человека о мире, а наука – сугубо объективные закономерности, существующие в природе независимо от нашего сознания, мы, следуя по стопам создателей «Вед», полагаем, однако, что Всевышний и иже с Ним трансцендентное есть все-таки объективная реальность. Она, эта настоящая реальность, не связана с тем или иным вероисповеданием, глубиной или силой веры. Она есть Абсолютная Истина, в отличие от науки, которая есть истина относительная, изменчивая, неустойчивая, призрачная; истина, представляющая собой непрерывный исторический ряд гипотез, каждая из которых отрицает все предыдущие.
Астрология – часть прекрасного трансцендентального знания, а часть без целого существовать не может, ибо уже перестает быть таковой. Это во-первых. Вряд ли можно установить четкую границу между астрологией и остальной частью трансцендентального. Набор формальных правил для чтения гороскопа нельзя считать полным знанием, нельзя назвать Астрологией с большой буквы. Это во-вторых. Таким образом, освещение нами вопроса о трансцендентном, об Абсолюте, которое содержится в первой части книги, есть, собственно говоря, изложение Астрологии.
В этой мысли нас укрепляет тот исторический факт, что во времена ведической цивилизации астрологией занимались только брахманы (священники).
Они, например, составляли гороскопы новорожденных для церемонии наречения именем. Вот что говорится по этому поводу в древних текстах, записанных пять тысяч лет назад.
…Было объявлено, что у Йашоды родился сын [Кришна]. Как то предписывает ведический обычай, Нанда Махараджа [отец] созвал ученых астрологов и брахман, чтобы провести церемонию по случаю рождения ребенка. Когда рождался ребенок, астрологи вычисляли время его рождения и составляли гороскоп его будущей жизни. После рождения ребенка происходит и другая церемония: члены семьи совершают омовение и, очистившись, украшают себя драгоценностями и надевают красивые одежды. Затем они собираются вокруг ребенка, чтобы услышать, что скажет астролог о его будущем. Нанда Махараджа и другие члены семьи нарядились и сели перед колыбелью. Все брахманы, собравшиеся там по этому случаю, пели предписываемые ритуалом благоприятные мантры, в то время как астрологи проводили церемонию по случаю рождения[1].
Астрологами здесь называют тех священников, которые владели наукой о звездах в совершенстве. И сейчас, и в те древние времена это знание было доступно лишь просвещенным людям, а брахманы и были самым образованным сословием. Как видим, астрологи – это лучшие из брахман-священников. Следующие выдержки из комментированных святых писаний подтверждают наши соображения.