В жизни каждого человека – стоит только покопаться в прошлом – обязательно найдутся какие-то моменты, которые стали ключевыми пунктами в формировании его взглядов, характера, всей личности. Я их так и называю – «личностно-
образующие точки». Это может быть неожиданный случай, который помог разобраться в собственных сомнениях и озарил дальнейший жизненный путь пониманием, к чему именно нужно стремиться. Или сказанная кем-то фраза, заставившая взглянуть на мир по-новому. Или прочитанная в некой книге мысль, нашедшая такой отклик в душе, что стала путеводной звездой на всю оставшуюся жизнь.
Убежден, что такие личностнообразующие моменты случались у каждого. Не только у 17-летнего Володи Ульянова, который, узнав, что его старшего брата Александра повесили, решил, что «мы пойдем другим путем», и вместо индиви-
дуального террора выбрал стратегию партийной борьбы. Просто мы редко фиксируем на них свое внимание, да и нет у нас биографов, которые бы стали во всем разбираться. Но если, повторяю, повспоминать, покопаться, обязательно что-то отыщется.
Был, короче, один подобный случай и у меня.
Мне только исполнилось 27 лет. Обитал я тогда в Волгодонске, 160-тысячном центре атомной промышленности на Дону, и, выражаясь словами из песни Вертинского, «жил я шумно и весело – каюсь». Еще бы: шли те самые лихие 90-е, и молодому активному парню, каким я тогда был, хотелось многого. Многое удавалось, и порой казалось, что держишь бога за бороду.
Чем я только не занимался, стараясь ухватить удачу за хвост. Лепил пельмени, торговал игрушками, держал видеосалон, ездил фотографировать детей по детским садам, открывал кафе и рестораны… Ухитрился даже стать депутатом городской думы! То богател – и тогда покупал дорогие машины и кутил с самыми красивыми девушками. То вдруг разорялся или бизнес украли – и тогда приходилось расставаться с атрибутами красивой жизни и начинать все сначала, придумывая новые способы заработать.
Так вот, то был как раз момент просада. Окружающие по инерции продолжали думать, что денег у Пахолкова немерено, а на самом деле в кармане было пусто, и каждое мое утро начиналось с того, что с четырех часов утра я объезжал соседние деревни, скупал коров, собственноручно разделывал их (кстати, получил даже специальность «бойщика») и сдавал на местный рынок, зарабатывая на каждой голове по 500 рублей. Свой «мерин» за месяц до этого пришлось продать, а потому разделанные туши я возил в маминой «Оке». Соответственно, в машине стоял запах, который было невозможно ничем вытравить. Я, впрочем, к нему привык и лично меня он совсем не смущал.
И тут я знакомлюсь с девушкой. Звали Леной. Она была обладательницей титула «Мисс Волгодонск»; красоты необычайной. Точеная фигура, стройные ноги, но главное – какое-то очень тонкое, одухотворенное, интеллигентное лицо. Короче, договариваемся встретиться в местном Доме культуры – месте очень статусном в нашей южной провинции, чтобы потом отправиться в… Дальше у меня была подготовлена большая, скажем так, развлекательно-алкогольно-эротическая программа.
И вот выходим мы из Дома культуры… Тёплый ветер маняще развивает чудесные Ленины волосы, невесомое платье облегает фигуру, открывая взору грациозный силуэт, а брызги фонтана блестят на ее загорелой коже, как кристаллы Сваровски. В тот вечер Лена приоделась, накрасилась… Еще бы: думала, что идет на встречу с влиятельным и щедрым бизнесменом…
Подвожу я, стало быть, свою королеву красоты к машине, галантно открываю дверь и… вижу её глаза. В них – шок, недо-
умение, разочарование и даже ужас… Это была катастрофа, или, как сейчас скажут, эпик фейл. Причем и моя катастрофа, и её. Всё, на что надеялась она, всё, на что надеялся я, рухнуло в одну секунду, когда я открыл дверь маминой «Оки», из которой не очень вкусно запахло.
Вот оно, фиаско. Лена предполагала, что я богат и успешен, а тут – «Ока», причем вонючая!.. Надежды красавицы на прекрасный вечер и яркое будущее растаяли – и даже её интеллигентное лицо вмиг потеряло свою одухотворенность… Увы, кроме себя любимого в тот момент я не мог дать ей ничего: ни пригласить в хороший ресторан, ни подарить дорогие подарки, ни позвать на море в Сочи или Турцию… Всё, что я мог предложить ей в этот вечер, – поехать на маминой разваливающейся, дурно пахнущей «Оке» домой и пропить 500 рублей, заработанных ранним утром.
Такого разочарования и стыда я никогда не испытывал в своей жизни. В тот вечер, когда вёз со свидания «Мисс Волгодонск» с перекошенным лицом, дал себе обещание: «Я БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ БУДУ БЕДНЫМ!»
Оно-то и стало моим собственным «Мы пойдем другим путем!» Главным личностнообразующим пунктом жизни. Водоразделом между эпохой лихих и бесшабашных – «кавалерийских» – попыток разбогатеть и временем продуманного создания постоянно растущей бизнес-империи.
Именно с той поры я стал разрабатывать свои собственные правила успеха в построении бизнеса. С этого самого момента я начал строить бизнес так, чтобы он не рухнул НИКОГДА.
Создавая свод своих правил (этакий «Кодекс Пахолкова»), я сам постоянно учусь и регулярно их корректирую. И сегодня, пройдя 50-летний рубеж, отмечаю: удалось сделать многое. Без всякой поддержки извне, без всяких административных ресурсов и спонсорских вливаний я действительно создал сеть предприятий, приносящих стабильный доход и дающих возможность не переживать о кризисах, карантинах, санкциях и военных операциях.
Маленький пример: недавно на дискуссионном клубе руководителей средств массовой информации «Медиаполе, я твой тонкий колосок» большинство участников жаловалось на катастрофическое падение оборота СМИ в связи с проведением СВО. «У вашего «Блокнота» так же обстоят дела?» – с надеждой (как мне показалось) спросил ведущий. И не угадал: за последний, военный, год оборот нашего издательского дома вырос на 20 процентов!
Но то день нынешний, когда мы давно и прочно утвердились на федеральном уровне. А начинать-то приходилось
25 лет назад со всякой мелочевки в глубоко провинциальном Волгодонске, городе на редкость специфическом.
На последнюю всесоюзную стройку, «Атоммаш», в Волгодонск тогда свезли лучших специалистов из СССР с амбициозным заданием: сделать его столицей атомной энергетики всего мира. И то был, как сказали бы сейчас, мощнейший драйвер роста города. Но, увы, на полном скаку Советский Союз рухнул. Десятки тысяч людей, талантливых профессионалов, оказались в полной растерянности и непонимании, как жить дальше… К тому времени у талантливых профессионалов стали уже подрастать талантливые дети – генетику-то никто не отменял.
И уж эти юные таланты не растерялись: взяв в руки клюшки и куски арматуры, они начали жёстко разбираться между собой. Делили всё: лавочку, сквер, дискотеку, таксистов… 14-15-летние подростки с железяками в руках превращались в страшные банды с чёткой дисциплиной. На 160-тысячный город их насчитывалось около двухсот. Они фактически захватили власть в районе. По мнению тогдашнего КГБ СССР, самый мощный уровень уличной преступности был именно в Волгодонске. Многие не знают, но с волгодонского бытия тех времен срисованы многие события в фильме «Бригада», а один из сценаристов вырос в нашем городе.