Игорь Родинков - Братья Карамазовы и русские мальчики

Братья Карамазовы и русские мальчики
Название: Братья Карамазовы и русские мальчики
Автор:
Жанры: Публицистика | Классическая проза
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Братья Карамазовы и русские мальчики"

Данная книга является литературно-психологическим разбором героев романа Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы". Пока я отразил психологический портрет двух персонажей: главы семейства Федора Павловича Карамазова и его побочного сына – Смердякова. В продолжении будут фигурировать и другие члены семейства Карамазовых (Дмитрий, Иван и Алеша).

Бесплатно читать онлайн Братья Карамазовы и русские мальчики


Вступление

Три года, с 1878 по 1880 гг., Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) писал свой роман «Братья Карамазовы». Это его последнее крупное литературное произведение, вершина творческого и провидческого таланта. О чем писал Федор Михайлович, что хотел сказать читателям? Писал он о духовно-нравственном состоянии постреформенной России, о русских типах, населявших нашу страну в конце XIX века (почти все они выведены в семействе Карамазовых). Одновременно он предупреждал современников, во что может превратиться Россия, если преобладать в ней будет тот или иной тип.

Достоверно известно, что роман «Братья Карамазовы» должен был стать первой частью замышлявшегося романа «Житие великого грешника». Однако вторая часть так и не была написана, в связи со смертью автора.

В середине 70-х годов XX века, находясь только в самом начале студенческой жизни, я в первый раз прочитал роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». И вот под впечатлением этого бессмертного произведения почти через сто лет после его написания я попытался сделать некоторые критические замечания. Конечно, в силу юности, а также под влиянием атеистического коммунистического воспитания и в угоду современной литературной критике я писал и мыслил иное. Вот, например, цитата из того моего «критицизма»: «Ф.М. Достоевский не принимал революционного переустройства общества, в котором он видел только насилие и неспособность исправить несовершенство человеческой природы. Конечно, мы не принимаем этой теории Достоевского, которая противоречит объективным законам природы и общества. Но мы преклоняемся перед ним за другое: за великий талант, за огромную любовь к людям, за стремление найти истину…». Пышно! Не правда ли? А вот вам и еще один опус: «Достоевский – это великий талант, проникнутый глубоким психологизмом, способным так ярко и потрясающе проникать в сознание людей. Достоевский – неподражаемый художник всемирной литературы. Но нельзя отождествлять его талант, его безграничную любовь к людям с его заблуждениями. Недаром писал о нем И.Е. Репин: «Чему учиться у такого человека? Тому, что идеал – монастыри? От них бо выйдет спасение земли русской»1.

Так и хочется спустя почти пятьдесят лет после написания мною этих строк сказать: «Прав ты, Господи! Ты хочешь, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Да, теперь мы мыслим и говорим иначе. Но дело в другом. Русские типы, выведенные Ф.М. Достоевским в литературе полтора столетия назад, характерны и для нашего времени. Поэтому опишем карамазовскую силу типов еще раз, перенося их уже в современную Россию, которая, в очередной раз переживает переломный момент своей истории. От того, какой карамазовский тип победит в ней, будет зависеть ее будущее, или вообще у России не будет никакого будущего?..

Начну я свою литературно-нравственную критику карамазовских типов с главы семейства – с Федора Павловича Карамазова.

Зачем живет такой человек?

1. Характеристика

Фамилия Карамазов вымышленная, и в ней Достоевский соединил как бы два начала русского человека. Она происходит от тюркского «кара» (черный) и русского «мазать». Видно, благодаря отвратительному образу Карамазова-старшего родилось оценочно-негативное определение – «карамазовщина». У Достоевского были предшественники этого героя. Это «шуты» Ежевикин из «Села Степанчикова и его обитателей» и Лебедев из «Идиота», сладострастник князь Валковский из «Униженных и оскорбленных», домашний тиран и самодур Фома Опискин из того же «Села Степанчикова». По мнению дочери писателя Любы Достоевской, в характере Федора Павловича Карамазова отразились некоторые черты ее деда, отца писателя Михаила Андреевича Достоевского, в последние годы его жизни.

Федор Михайлович Достоевский дает такую характеристику Федора Павловича: «Теперь же скажу об этом "помещике" (как его у нас называли, хотя он всю жизнь совсем почти не жил в своем поместье) лишь то, что это был странный тип, довольно часто однако встречающийся, именно тип человека не только дрянного и развратного, но вместе с тем и бестолкового, – но из таких однако бестолковых, которые умеют отлично обделывать свои имущественные делишки, и только кажется одни эти. Федор Павлович, например, начал почти что ни с чем, помещик он был самый маленький, бегал обедать по чужим столам, норовил в приживальщики, а между тем в момент кончины его у него оказалось до ста тысяч рублей чистыми деньгами. И в то же время он все-таки всю жизнь свою продолжал быть одним из бестолковейших сумасбродов по всему нашему уезду. Повторю еще: тут не глупость; большинство этих сумасбродов довольно умно и хитро, – а именно бестолковость, да еще какая-то особенная, национальная…».2

Далее сообщается, что он «был женат два раза и у него было три сына, – старший, Дмитрий Федорович, от первой супруги, а остальные два, Иван и Алексей, от второй». Вторая жена, как и первая, умерла вскоре, детьми он совершенно не занимался, они воспитывались почти что у чужих людей.

На момент смерти Федору Павловичу было пятьдесят пять лет. Достоевский сообщает о нем: «Он долгое время пред тем прожил не в нашем городе. Года три-четыре по смерти второй жены он отправился на юг России и под конец очутился в Одессе, где и прожил сряду несколько лет. Познакомился он сначала, по его собственным словам, "со многими жидами, жидками, жидишками и жиденятами", а кончил тем, что под конец даже не только у жидов, но "и у евреев был принят". Надо думать, что в этот-то период своей жизни он и развил в себе особенное уменье сколачивать и выколачивать деньгу. Воротился он снова в наш городок окончательно всего только года за три до приезда Алеши. Прежние знакомые его нашли его страшно состарившимся, хотя был он вовсе еще не такой старик. Держал же он себя не то что благороднее, а как-то нахальнее. Явилась, например, наглая потребность в прежнем шуте – других в шуты рядить. Безобразничать с женским полом любил не то что по-прежнему, а даже как бы и отвратительнее. Вскорости он стал основателем по уезду многих новых кабаков. Видно было, что у него есть, может быть, тысяч до ста или разве немногим только менее. Многие из городских и из уездных обитателей тотчас же ему задолжали, под вернейшие залоги, разумеется. В самое же последнее время он как-то обрюзг, как-то стал терять ровность, самоотчетность, впал даже в какое-то легкомыслие, начинал одно и кончал другим, как-то раскидывался и всё чаще и чаще напивался пьян… Физиономия его представляла к тому времени что-то резко свидетельствовавшее о характеристике и сущности всей прожитой им жизни. Кроме длинных и мясистых мешочков под маленькими его глазами, вечно наглыми, подозрительными и насмешливыми, кроме множества глубоких морщинок на его маленьком, но жирненьком личике, к острому подбородку его подвешивался еще большой кадык, мясистый и продолговатый, как кошелек, что придавало ему какой-то отвратительно-сладострастный вид. Прибавьте к тому плотоядный, длинный рот, с пухлыми губами, из-под которых виднелись маленькие обломки черных, почти истлевших зубов. Он брызгался слюной каждый раз, когда начинал говорить. Впрочем, и сам он любил шутить над своим лицом, хотя, кажется, оставался им доволен. Особенно указывал он на свой нос, не очень большой, но очень тонкий, с сильно-выдающеюся горбиной: "настоящий римский", – говорил он, – "вместе с кадыком настоящая физиономия древнего римского патриция времен упадка". Этим он, кажется, гордился…»


С этой книгой читают
"Записки племянника и откровение от дядюшки" является продолжением раннее написанной книги "Переписка баламутов". Здесь от переписки я перешел к дневниковой записи. Отдельно от племянника, Гнусика, и его титулованного в демонической иерархии дядюшки. Желаю всем легкого и вдумчивого чтения.
Судьба одного человека может иметь не меньшее значение, чем какое-либо историческое событие, а история одного рода может быть не менее интересной, чем история целого народа. Эта книга является краеведческим исследованием известного в России рода промышленников и предпринимателей, начавших свое восхождение в городе Туле, а затем широко распространившегося по России. Баташевы были металлозаводчиками, самоварщиками, артистами, военными и т.д. В пром
Эта книга посвящена истории II мировой и Великой Отечественной войн. Почти совсем не осталось очевидцев и тем более участников этой грандиозной схватки с силами зла в лице немецкого фашизма. Памяти павших и чести живых посвящается эта книга. Одновременно ее можно использовать, как учебное пособие. Книга охватывает период с сер. 20-ых до нач. 50-ых гг. XX в. Это сделано для того, чтобы понять, как готовилась II мировая война, какую роль играл в не
В дождливые и промозглые дни конца осени и начала зимы 1941 года, 80 лет назад, Тула выдержала оборону от немецко-фашистских войск, тем самым обезопасив южный фланг в битве за Москву. О героической обороне города Тулы в 1941 г. и о других тульских историях будет рассказано в этом издании. Вы узнаете, как Тула выдержала натиск дивизий 2-й танковой армии Гудериана, как возник город Тула, о знаменитой Куликовской битве, произошедшей на тульской земл
«…Мы желаем уведомлять наших читателей о мирном благоденствии держав, о полезных учреждениях во всех землях, о новых мудрых законах, более и более утверждающих сердечную связь подданных с Монархами. Военные громы возбуждают нетерпеливое любопытство: успехи мира приятны сердцу. Оставляя издателям ведомостей сообщать в отрывках всякого рода политические новости, мы будем замечать только важные, и Вестник Европы в продолжении своем может составить и
«Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов…»
«…Временное уединение есть также необходимость для чувствительности. Как скупец в тишине ночи радуется своим золотом, так нежная душа, будучи одна с собою, пленяется созерцанием внутреннего своего богатства; углубляется в самое себя, оживляет прошедшее, соединяет его с настоящим и находит способ украшать одно другим. – Какой любовник не спешил иногда от самой любовницы своей в уединение, чтобы, насладившись блаженством, в кротком покое души насла
«…Олег, победитель греков, героическим характером своим может воспламенить воображение художника. Я хотел бы видеть его в ту минуту, как он прибивает щит свой к цареградским воротам, в глазах греческих вельмож и храбрых его товарищей, которые смотрят на сей щит как на верную цель будущих своих подвигов. В эту минуту Олег мог спросить: «Кто более и славнее меня в свете?»…»
Этот рассказ есть продолжение истории "Мы не репликанты – репликанты не Мы". Она посвящена научному совету, быстрому развитию способностей девочки и свадебным приключениям заведующего лабораторией. Черту подводит измена сотрудников. В этом увлекательном приключении вы не заметите, как из реальных событий вы перенесётесь в мир фантастики, которая уже в ближайшем будущем может стать реальностью.
Сила свободы – это эпическая история о том что воля и хитрость способны манипулировать даже богами, и того кто владеет этими качествами, не остановит ни что.
Ночь, когда мир за окном гудели машины, у Ника был странный сон. Всё вокруг мерцало, словно крошечные звезды, сверкающие на черном бархатном фоне. Он сидел в окружении блестящих огней казино, а его взгляду открывалась рулетка, её красные и черные сектора искрились, приглаженные ожиданиями и надеждами. В этом мире, где реальность казалась давним воспоминанием, цифры в круге рулились в его сознании, как бы подсказывая ему, что теперь всё возможно.Н
В книге "Детские стихи для взрослых" собраны стихотворения, написанные в течение года каждое утро. Этот творческий проект стал для автора не только способом самовыражения, но и путешествием к безусловной любви.Каждое стихотворение – это попытка создать момент счастья, а цель автора – вызвать хотя бы одну улыбку у читателя. Наполненные искренностью и светом, эти строки могут стать источником вдохновения и поддержкой для тех, кто ищет в жизни добро