Великолепный русский писатель, драматург, режиссер и актер в театральных постановках, Михаил Афанасьевич Булгаков появился на свет 15 мая (3 мая по ст. стилю) 1891 года в Киеве на улице Воздвиженской, 28. Его отец – Афанасий Иванович был на протяжении почти всей его жизни доцентом, преподавателем Киевской духовной академии и лишь за несколько недель до кончины, стал ординарным профессором кафедры истории западных вероисповеданий. Мать – Варвара Михайловна (в девичестве – Покровская) была очень волевой и энергичной женщиной, занималась воспитанием детей и домохозяйством. А семья была многодетной, где помимо Михаила воспитывалось еще два сына (Николай и Иван) и четыре дочери (Вера, Надежда, Варвара и Елена). Все они – представители провинциального дворянского рода.
Несмотря на раннюю потерю отца, бывшего кормильцем семьи (Михаилу было 16, когда того не стало), мальчик получил замечательное образование. Сначала в Первой Александровской гимназии, в которой обучались дети русской интеллигенции, а преподавали зачастую профессора их университета. Затем, с 1909 года Михаил Афанасьевич становится студентом медицинского факультета Киевского университета. Решение о медицинской карьере было принято, вероятно, с учетом того, что оба брата матери – Николай и Михаил Покровские были успешными врачами и зарабатывали очень хорошие деньги. Сам Булгаков в 1916 году блестяще закончил университет, получив диплом с отличием.
1913 год ознаменовался для молодого Булгакова женитьбой на Татьяне Николаевне Лаппа, которая являлась дочерью управляющего Саратовской казенной палатой. Семейство жены относилось к столбовым дворянам, а это значит, что и запросы, и уровень жизни у них был значительно выше, чем у семьи Михаила. Но, по свидетельству биографов писателя, деньги не задерживались надолго в их доме: оба были молоды и не любили экономить. Михаил Афанасьевич мог легко истратить на такси последние деньги, любил и понимал музыку, посещал с женой театральные премьеры, бывал на концертах Шаляпина.
Начало Первой мировой войны в 1914 году круто изменило миллионы человеческих судеб, не стал исключением и молодой Булгаков. Как врач он отправился на работу в полевой госпиталь сначала в Каменец-Подольский, затем – в Череповцы. В это страшное военное время, когда русская армия терпела поражение, ему довелось увидеть тысячи изувеченных человеческих тел.
Сентябрь 1916 года стал для Булгакова своеобразным повышением по службе: его отозвали с фронта и направили заведующим в земскую Никольскую сельскую больницу в Сычевском уезде Смоленской губернии. А уже осенью 1917 года ему была предложена должность заведующего инфекционным и венерическим отделениями в Вяземской земской больнице. Именно этот период жизни был зафиксирован в рассказе «Записки молодого врача» (1926 г.). Согласно сохранившимся документам земской больницы, Булгаков был великолепным врачом, успешно выполнял сложные хирургические операции.
События февральской революции внесли свои коррективы в судьбу талантливого врача: он был освобожден со службы (был ратником ополчения II разряда) и, соответственно, с работы в земской больнице. После проведенной однажды операции, он опасался заболеть дифтерией, а потому начал принимать антидифтерийное лекарство, вызвавшее аллергическую реакцию. И для уменьшения последней, он начал принимать морфий. Вскоре эта привычка стала постоянной.
1917 год застал Булгакова в Москве, куда он впервые приехал в гости к дяде – известному врачу-гинекологу Н.М. Покровскому. Именно последний стал прообразом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце».
Возвращение по весне 1918 года в Киев, стало началом его частной практики как врача-венеролога и тогда же он прекратил прием опиума. Однако всего через несколько месяцев город был оккупирован германскими войсками и писатель не смог оставаться в стороне от гражданской войны.
Февраль 1919 года ознаменовался для М. Булгакова мобилизацией в качестве военного врача в армию Украинской Народной Республики. После, согласно его воспоминаниям, оказался мобилизованным в белые Вооруженные силы Юга России, где был назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка. В том же году писатель недолго работал врачом Красного креста, а затем – вновь в белых Вооруженных Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка был на Северном Кавказе.
Тогда же начал писать для местных газет (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года был болен тифом, поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты. В конце 1919 – начале 1920 годов он покинул ряды деникинской армии и, по его собственному признанию, навсегда оставил медицину ради писательства. Упомянутые выше пьесы он сочинял для Первого советского театра Владикавказа, но это была еще только «проба пера» и настоящий драматургический гений Булгакова в агитках-однодневках не проявился.
Финансовый успех в результате блестящей постановки «Сыновей муллы», позволил Булгакову переехать в Тифлис, где драматург мог бы заявить о себе в полный голос. События, пережитые во Владикавказе нашли свое отражение в романе «Белая гвардия», рассказах: «Необыкновенные приключения доктора» и «В ночь на 3-е число», повести «Записки на манжетах». И в Тифлисе, и в Батуми у писателя была перспектива эмигрировать, но он остался верен себе и как настоящий русский писатель остался на родине, перебравшись в сентябре 1921 года в Москву.
В столице Булгаков сочинял фельетоны для таких газет как: «Гудок», «Рабочий»; журналов: «Россия», «Возрождение», «Медицинский работник», «Красный журнал для всех». Тогда же увидели свет его произведения в газете «Накануне», издававшейся в Берлине. Суммарно за период с 1922 по 1926 годы в газете «Гудок» было опубликовано более 120 различных литературных заданий писателя: очерки, репортажи, фельетоны и пр.
Начиная с 1923 года Михаил Афанасьевич являлся членом Всероссийского Союза писателей. А в следующем 1924 году встретил Любовь Евгеньевну Белозерскую, ставшую в последствии его второй супругой.
Октябрь 1926 года ознаменовался грандиозным успехом пьесы «Дни Турбиных», ставившейся во МХАТе. Изначально разрешенная только на год, постановка позже продлевалась несколько раз. Сам И.Сталин был в восторге от нее и посмотрел пьесу 14 раз, хотя и называл ее «антисоветской штукой». Несмотря на несомненный успех, ни один другой театр не обладал разрешением ставить эту пьесу.
Как это часто бывает с талантливыми людьми, пресса того времени была беспощадна к писателю, его критиковали практически все: Маяковский, Авербах, Керженцев и др. Тем не менее, в октябре 1926 года также с оглушительным успехом в Театре им. Вахтангова был поставлен спектакль по пьесе Булгакова «Зойкина квартира».