9 сентября 2023 года началось моё велопутешествие по Италии. Более полугода готовился к нему: морально и физически. И вот еду.
Приключения начались прямо в день отъезда: ни с того, ни с сего прихватило горло. Год не болел, а тут… Отправляться в поход не вполне здоровым? Смахивает на авантюру. Но ничего не поделаешь – придётся рисковать. Не отказываться же от долгожданного путешествия! Буду пить пиво – говорят, помогает.
В сарае нашел старую тележку о двух колёсах, взгромоздил на неё коробку с велосипедом, забросил вещмешок за спину – и в Домодедово. Рейс Москва – Каир – Рим.
При сдаче багажа попытались взять с меня немножко денег. Мол, ваша коробка с велосипедом слишком большая. Хм, по моим подсчётам всё о'кей! Попрепирались немного, но потом махнули рукой и велосипед отправился в багаж.
Полёт оставил самое благоприятное впечатление: кормили хорошо. Причем как по пути до Каира, так и до Рима.
В Риме начались настоящие проблемы. И первая из них – получение багажа. Вроде, вот она – дорожка с чемоданами с моего рейса, а коробки всё нет. Жду… Пять минут, десять, пятнадцать… Появилось нехорошее предчувствие: с велосипедом что-то случилось. Начал спрашивать у местных: где могут быть мои вещи? Указали куда-то вглубь аэропорта. Пошёл искать, не нашёл. Снова спросил, снова послали – туда же. На этот раз всё нашлось и я направился к выходу.
Теперь нужно купить билет на поезд, едущий в нужном мне направлении. В Мадриде я просто обратился к девушке в форме и она купила мне билет. Здесь же…
Возле билетных автоматов в стеклянном закутке сидели две молоденькие итальянки и мило щебетали промеж собой. Я попытался обратить их внимание на моё бедственное положение (автомат был слишком сложен для моего понимания), но где там! Моя персона была им неинтересна и пришлось решать проблему самому.
Каким-то образом паззл сложился и в моих руках оказался желанный билет. Осталось только дотащить коробку с велосипедом до поезда, загрузиться и постараться не проехать свою остановку. Что я и сделал.
В римском аэропорту до поездов рукой подать и всё равно я вспотел. Теперь же надлежало проделать гораздо более длинный путь до отеля. Корячиться не хотелось и я прямо на платформе распаковал велосипед, собрал его, прикрепил к багажнику велосумку и покатил. Велопоход начался. На велоспидометре было ровно 6500 км.
Ориентироваться в незнакомом городе весьма непросто. Приходится поминутно останавливаться, сверять маршрут. В общем, если самолёт прилетел в полвторого, в отеле я очутился лишь в шесть.
Распаковался, обустроился, прогулялся по окрестностям. Можно и на боковую. Темнеет в сентябре рано.
Расположился я на северо-востоке Рима, в отеле с названием Best Western Ars. Тихо, спокойно, приличный сервис. И не слишком дорого.
Первое, что надлежало сделать следующим утром – решить вопрос с интернетом. Был один адресок на прицеле – туда и поехал. Кстати, там же, поблизости, и собор Святого Петра в Ватикане.
Офис был ещё закрыт и я двинулся в Ватикан.
В собор с раннего утра выстроилась длиннющая очередь. А он ещё даже не открывался. Нет, я на это пойти не могу: у меня всего-то один день в Вечном городе.
Погулял по площади, сделал несколько видео и поспешил в офис интернет-оператора.
Казалось бы – знакомая уже дорога. Но нет: сразу запутался в переулках и пока нашёл офис, потерял уйму времени.
Спасителем моим стал переводчик NEXT, работающий без интернета. Он предоставил мне карту города и перевод с итальянского на русский. И если б не он…
В офисе вскрылась интересная подробность: для получения симки в Италии нужна банковская карта, причём банк не должен быть российским. Но таковая у меня имеется! Вот и пригодилась.
Интернет мне подключили. Связь с внешним миром восстановлена!
Между тем, в Риме сделалось совсем жарко. А интересующих меня объектов – десятки, если не сотни. Стало ясно: много увидеть не удастся. Что ж, взгляну хотя бы на Колизей и античные развалины. После чего поеду смотреть наиболее древние христианские храмы.
Одного дня для Рима, мягко говоря, маловато. Но я приехал не на экскурсию, главное для меня – велопоход: примерно 820 км. А в Риме я ещё побываю (надеюсь). И хотелось бы, чтобы в тот раз не было такой жарищи, как сейчас.
Посмотрел несколько церквей: Латеранскую базилику, Санта-Мария-Маджоре, Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура. Это всё раннехристианские базилики, начало строительства которых относится к IV веку, имеющие каждая свои конструктивные особенности. Все они без купола, центральные нефы весьма широкие, так как перекрыты не каменными сводами, а стропилами, у первых двух – подвесные деревянные потолки искусной работы. Самое богатое убранство у Латеранской базилики (она же и самая перестроенная, что неудивительно: когда-то это была главная, папская церковь), самое впечатляющее – у Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура: её тоже перестраивали, но не в обозримом прошлом, а веке в XII – XIII. В результате она имеет мощную колоннаду центрального нефа с гладкими колоннами (новая часть) и область хора с не менее мощными каннелированными колоннами и плоским антаблементом с надстроенной над ним аркадой второго яруса (трифорием). Подвесного потолка нет – открытые стропила.
Санта-Мария-Маджоре внутри более или менее соответствует изначальному замыслу, причём у неё, как и у Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура, нефы разделяют колоннады с плоским антаблементом времён античности. Правда, боковые нефы уже перекрыты каменными сводами, а вся церковь снаружи имеет вид, далеко не изначальный. Интерьерная отделка тоже достаточно современная.
Латеранская базилика.
Санта-Мария-Маджоре
Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура
Интересный вопрос – как складывалась архитектура христианского храма. До IV века храмы были только языческие. Как они выглядели – всем известно: святилище со статуей того или иного бога внутри, обнесённое колоннадой (в один или два ряда), на колоннаду положен антаблемент из плоских блоков, стропила, черепица. После издания миланского эдикта в 313 году, объявившего свободу вероисповедания на территории Римской империи, стало возможным строить и христианские храмы (до этого христианская церковь вела катакомбное существование), которые должны были отличаться от языческих. И главное отличие заключалось (по мнению церковных иерархов) в том, что служба должна проходить в стенах храма (как ранее – в катакомбах). В языческом храме обряды совершались под открытым небом, вход в святилище запрещён не был, но то было не более, чем посещение из любопытства.
Однако, для того, чтобы все верующие присутствовали на службе, храм должен быть большим, просторным, с хорошей акустикой. Святилище и колоннады поменялись местами: теперь стены оказались снаружи, а колоннады – внутри. Их могло быть две (если число нефов равнялось трём), четыре (пять нефов) и более. Например, у Сан-Пауло-Фуори-ле-Мура пять нефов и, соответственно, четыре колоннады (как и у снесённой за ветхостью в начале XVI века базилики Святого Петра: на её месте воздвигнут новый, всемирно известный собор Святого Петра).