В следующий вторник вы отправитесь на избирательные участки, где и примете решение. Думаю, что, когда будете принимать решение, вам следует спросить себя: стало ли вам лучше, чем четырьмя годами ранее?
Рональд Рейган
Я написал эту книгу потому, что страна, которую я люблю, переживает сейчас полную экономическую катастрофу.
Когда я взялся писать книгу, государственный долг США составлял 15 триллионов долларов. С тех пор долг увеличился до 18 триллионов и вскоре превысит 20 триллионов. Вы только вдумайтесь в эту цифру! Если бы так называемые лидеры в Вашингтоне каким-то чудом смогли ежедневно экономить миллиард долларов из средств налогоплательщиков, на погашение этого долга ушло бы 38 лет! Причем здесь я говорю только об основной сумме долга. Проценты по нему в приведенный расчет не входят.
Но у нас нет 38 лет на выплату государственного долга. По-моему, на решение этой проблемы есть всего четыре, максимум восемь лет.
В бизнесе я ежедневно вижу, как Америку обдирают и оскорбляют. Мы превратились в посмешище, в эдакого мирового мальчика для битья, которого клянут за все и никогда не поминают добром. Америку не уважают. Вы сами видите и чувствуете это повсюду, так же как и я.
Приведу один пример. Манипулируя своей валютой и девальвируя ее, Китай обманывает нас на сотни миллиардов долларов. Что бы там ни говорили прекраснодушные болтуны в Вашингтоне, китайские руководители нам не друзья. Меня критикуют за то, что я называю их врагами. Но как еще называть людей, которые разрушают будущее наших детей и внуков? Как, по-вашему, мне называть людей, которые с маниакальным упорством стремятся к тому, чтобы разорить нашу страну, и крадут наши рабочие места? Людей, которые шпионят, чтобы украсть наши технологии, которые подрывают нашу валюту и разрушают наш образ жизни? По-моему, таких людей называют врагами. Если мы хотим снова сделать Америку державой номер один в мире, нам нужен президент, который знает, как проводить политику силы в отношении Китая, как превзойти китайцев в переговорах и как не давать им на каждом шагу оказывать на нас давление.
А вот еще проблема – нефтяной кризис. Цена 85 долларов за баррель казалась немыслимой. А теперь ОПЕК зевает от этой цифры и задирает цены все выше и выше, посмеиваясь по дороге в банк за нашими деньгами. В результате вы и ваша семья платите 3 доллара за галлон горючего, 4 доллара за галлон, 5 долларов за галлон, а горючее все дорожает. Извините меня, но что такое ОПЕК? Это двенадцать парней за столом… Да если б США не спасали и не оберегали страны Среднего Востока, их не было бы в помине. Какую же роль в этом играет президент США? Где его ответственность? В чем смысл исполнительной власти, если эта власть слаба и ни к чему не ведет? Какое оправдание есть у президента, ответ которого на нефтяной кризис таков: не накалять отношения с ОПЕК, не позволять американским нефтяным компаниям заниматься их прямым делом – добывать нефть, а распечатать наши стратегические запасы? Это не лидерство. Это отречение от лидерства.
Нравится нам это или нет, но нефть – это ось, вокруг которой вращаются экономики всего мира. Вот так-то. Когда цены на нефть растут, растут цены и на все остальное. Только вдумайтесь. Вы покупаете булку. Как булка попадает в магазин? На каком горючем работает грузовик, везущий хлеб? Какое оборудование использовал фермер при сборе урожая? Оборудование и машины потребляют горючее. Они нуждаются в нефти. А когда цены производителя растут, этот рост перекладывается и на вас в виде более высоких цен на товары потребления. Я имел честь получить образование в лучшей бизнес-школе в мире, Уортоновской школе бизнеса. Но чтобы понять, что происходит в этом случае, престижные дипломы по бизнесу не нужны. Достаточно знаний на уровне простой арифметики.
И все же Китай каждый день молотит нас как боксерскую грушу, ОПЕК дочиста высасывает деньги из наших кошельков, а новых рабочих мест нигде не видно. Что делает в этой ситуации президент Обама? Он заполняет сетку на финальные баскетбольные матчи Национальной ассоциации студенческого спорта[1]. Он устраивает роскошные приемы в Белом доме. Послушайте: мне, как и всем прочим, тоже нравятся и баскетбол, и роскошные приемы. Но если вы – президент США и ваша страна сгорает дотла у вас на глазах, ваше первое инстинктивное желание – это уж, во всяком случае, не приемы и вечеринки. Неудивительно, что Америка – полный банкрот.
А вы в курсе, что каждый седьмой американец живет на продовольственные талоны?{1} Подумайте об этом. В США, самой процветающей стране в истории человеческой цивилизации, голодают люди. В марте 2011 года мы стали свидетелями самого резкого почти за сорок лет повышения цен на продовольствие{2}. Соедините это со стремительным ростом цен на энергоносители, безработицей, превышающей 20 % трудоспособного населения, с оргией пустых трат, на которые идет Обама. Добавьте к этому еще аннексию системы здравоохранения федеральным правительством – и результат станет до боли ясен: мы на верном пути к экономической катастрофе.
Если мы продолжим движение по тому же пути, если снова переизберем Барака Обаму в президенты, Америка, которую мы оставим нашим детям и внукам, будет не такой, как Америка, в которой выпало счастье вырасти нам. Американская Мечта окажется в закладе. Сияющий град на холме начнет потихоньку ветшать и превращаться в трущобы. Говоря словами президента Рейгана, утро не будет американским. Мы будем оплакивать Америку – ту Америку, которую потеряли во время «вахты» Барака Обамы. Доллар как международная валюта рухнет. Наша экономика снова загнется (вполне реальной угрозой я считаю двойную глубокую рецессию, которая может обернуться депрессией). А место Америки в качестве первой в мире экономической державы займет Китай.
Но в этом нет никакой неизбежности. Если мы станем сильными и примем строгие меры, мы сможем снова сделать Америку богатой – и уважаемой – страной. Правильно избранный президент может и в самом деле обогатить Америку, выступив посредником в заключении крупных сделок. Мы далеко не всегда считаем своих президентов наемными служащими, ведущими деловые переговоры, но именно таковыми они и являются. Президенты – это люди, которые заключают наши главные сделки. Результаты сделок эффективны настолько, насколько эффективны люди, их совершившие. Согласно Конституции, президент – верховный главнокомандующий. Он назначает судей и может подписать или наложить вето на законопроекты. А чем он занимается в остальное время? Я назову вам одно важное дело президента: президент служит главным переговорщиком Америки и ее главным специалистом по заключению сделок. Предполагается, что он выступает нашим представителем при заключении с другими странами сделок, которые защищают нас и приносят нам выгоды. Обязанность президента – создавать среду, в которой процветают свободные рынки, в которой можно создавать частный сектор и наша экономика может расцвести. Если президенты – сильные переговорщики и заключают правильные сделки, Америка выигрывает. А если президенты делают не то, чего от них ожидают, и заключают плохие сделки, за это заплатите вы и ваши дети.