В первой части этой занимательной книги Дэвид ди Салво рассказывает нам историю неудавшейся попытки ограбления аптеки. Нет-нет, никто не погиб, все могло быть гораздо хуже, – но все-таки двое коллег ди Салво серьезно пострадали. А все потому, что подвергли себя неоправданному риску в попытке предотвратить пустяковое хищение: целью грабителей были всего лишь несколько пачек сигарет. Работники аптеки вовсе не являлись безрассудными парнями и вполне могли принимать разумные решения. Однако в этот раз они повели себя иначе. Неадекватно оценив степень опасности, они сделали опрометчивые выводы, в результате чего немало пострадали. Почему так произошло?
Ди Салво «вскрывает» и анализирует мыслительный процесс этих двух невезучих работников; оба стали жертвой распространенных когнитивных мыслительных искажений. Первый молодой человек находился под воздействием архаического, но стойкого сексистского предубеждения против слабости, которая считается сугубо женским качеством. Это ментальное искажение зачастую оказывает влияние на мужчин на подсознательном уровне. Второй работник как будто следовал тщательно отрепетированному сценарию, в котором он выступал героем. Это существенно ограничило его видение ситуации и возможных путей выхода из нее. Оба работника действовали быстро и автоматически, не обдумывая своих действий, и в конце концов очень пожалели о принятых решениях.
Стереотипы и сценарии – мощные когнитивные инструменты, ежедневно помогающие нам ориентироваться в жизни. Не имея таких внутренних инструментов, мы были бы нерешительны, а порой просто парализованы в своих действиях. Но они могут стать для нас и ловушкой, если применять их неправильно или не в тех ситуациях (как в случае с ограблением аптеки). Мы постоянно мысленно транслируем друг другу стереотипы и сценарии, потому что обычно они помогают нам сберечь свое время и силы. Но, как мы видим в описанном случае, они могут искажать наши суждения.
Наряду с этой историей мне нравятся и другие истории в этой книге – нравятся тем, что они стандартны и широко распространены. Грабители не всегда бывают жестокими, а работники аптек – глупыми. Но мы легко симпатизируем этим парням в их заблуждениях и ошибках, потому что они так похожи на нас самих – зачастую в повседневной жизни, принимая важные решения, мы бываем не менее глупы.
Эта история нравится мне еще и потому, что она ярко демонстрирует два важнейших аспекта человеческого поведения и нашего понимания психологии.
Первый: психика человека очень сложна. Большую часть своей профессиональной карьеры я посвятил именно этой стороне человеческой жизнедеятельности, и, скажу вам, справедливость этого утверждения не так очевидна, как кажется. Почему заниматься журналистикой в области поведенческой науки – в противоположность астрономии, биологии или физике частиц – так сложно? Да потому что читатель уже обладает базовыми знаниями психологии. Каждый человек в своей жизни испытывает самые разные эмоции – от ужаса до восторга; каждый знаком с энтузиазмом и полным отсутствием мотивации, самоконтролем и дисциплиной. Таким образом, читатель уже знаком с «психологическим ландшафтом», территория изведана. Поэтому задача ученого-психолога – раскрыть другой, более глубинный уровень научного понимания, а задача психолога-автора – убедить читателей в том, что эти открытия новы и достойны того, чтобы их заметили. Ди Салво уже зарекомендовал себя как отличный журналист в сфере психологии, увлекательно повествующий о повседневной жизни и удивляющий читателя неожиданными открытиями.
Я убежден, что писательская деятельность в сфере психологии наиболее трудна, если сравнивать ее с научной работой. Это кажется парадоксальным – и только потому, что за многими науками закрепилась репутация точных. Но это не так. Действительно, объяснение аспектов психологии в доступной форме – очень непростое занятие, требующее высокого уровня научной грамотности. Человеческое поведение непредсказуемо и полно различных нюансов. Журналистика, и особенно научная, напротив, тяготеет к структурированности и интеллектуальной упорядоченности. Объяснение тончайших нюансов человеческой мысли, эмоций, действий в грубой журналистской форме – весьма трудоемкая задача.
Второй аспект касается того, что люди в большинстве своем поступают автоматически. Мы редко признаемся себе в этом, а ведь автоматизм не всегда идет нам на пользу. Это одно из важнейших открытий когнитивной психологии за последнее десятилетие – и именно эта мысль лежит в основе книги ди Салво. Наше мышление подвержено сотням различных искажений и влияний; зачастую оно направляется в неблагоприятную для нас сторону. Мысли взаимодействуют друг с другом, в какие-то моменты «резонируя», а в какие-то – противодействуя друг другу. По результатам многочисленных лабораторных исследований ученые сходятся в том, что человеческое сознание сильно подвержено различным искажениям. Наше поведение во многом зависит от стереотипов и стандартных сценариев поведения, мысли формируются под влиянием нашей потребности в стабильности, стремления к социальному взаимодействию, а также других когнитивных сил, которые ди Салво подробно описывает в своей книге.
Аналитические наработки в области изучения автоматичности человеческого поведения относительно новы и невелики. Они перекликаются с идеей о том, что человеческий мозг подобен сдвоенному процессору. Мы постоянно «переключаемся» между медленным аналитическим мышлением и быстрым импульсивным поведением. Каждый из нас индивидуален – кто-то более интуитивен, кто-то более осмотрителен, – но каждый представляет собой своеобразную смесь расчета и интуиции. Мы все способны тщательно обдумывать ситуации, но не всегда поступаем рационально в нужный момент. Иногда мы действуем быстро и инстинктивно, а иногда склонны осторожничать. Поэтому вся сложность заключается в том, чтобы правильно выбрать нужный стиль мышления, и, к сожалению, мы плохо с этим справляемся. Другими словами, наше мышление довольно хаотично.
Научно описывать эту мыслительную «кутерьму» нелегко, так как есть соблазн скатиться к ошибочным объяснениям. Когда мы стараемся объяснить сложные и запутанные категории, у нас появляется стремление упростить их, «расчистить беспорядок» – эта тенденция называется редукционизмом (упрощенчеством). Мы склонны анализировать человеческую природу небрежно, сугубо индивидуально. Свой анализ ди Салво всегда подкрепляет реальными примерами из жизни, тем самым избегая ловушки редукционизма.