Татьяна Соловьева - Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу

Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу
Название: Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу
Автор:
Жанры: История искусства | Архитектура | История России | Путеводители
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу"

Триста с лишним лет назад на берегах Невы возник город, которому была суждена великая судьба. История «блистательного Санкт-Петербурга» неразрывно связана с этой рекой. Она стала «главной улицей» города, к которой были обращены фасады дворцов и особняков, а ее величественные гранитные набережные, причалы и спуски стали украшением молодой столицы, приводя в восхищение иностранных гостей.

По Неве доставляли «Гром-камень» для постамента Медному всаднику, на ее льду пролилась кровь декабристов, с Невы крейсер «Киров» вел огонь по врагу во время ленинградской блокады. Река вдохновила множество художников и поэтов на замечательные произведения искусства, а инженеров и мостостроителей подвигла вступить в единоборство с коварной стихией невских наводнений.

Вместе с известным петербургским историком Татьяной Соловьевой приглашаем читателей на историческую прогулку по берегам Невы от петровских времен до наших дней. Мы познакомимся как со знаменитыми, так и малоизвестными дворцами и памятниками, узнаем о славных зодчих и замечательных личностях, живших и творивших на ее берегах. Всем, кто влюблен в Петербург, тем, кого не оставляет равнодушным романтика разведенных мостов и белых ночей, посвящается эта книга.

Бесплатно читать онлайн Царица города – Нева. Путеводитель по водному Петербургу


ВСТУПЛЕНИЕ

Известно, как самозабвенно любил Петр I водные просторы. Полноводная, еще более широкая в петровское время Нева с мощным течением околдовала его. Идея создания здесь новой русской твердыни целиком захватила его помыслы. И вот на берегах Невы по воле Великого преобразователя вознесся загадочный призрачный город, которому царь дал имя своего святого, – Санкт-Петербург.

Александр Сергеевич Пушкин идею зарождения нового города в думах Петра Великого описал так:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
<…> И думал он:
Здесь будет город заложен…
<…>
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой встать при море.

Итак, Санкт-Петербург возник на берегу Невы. В XVII– XVIII веках, когда основное передвижение осуществлялось по воде, река играла первостепенную роль в судьбе новой столицы, став ее главной жизненной артерией, а впоследствии и главным украшением. Своим указом царь повелел вельможам строить каменные дома вдоль невских берегов, заставлял укреплять и украшать береговую линию. Петру хотелось, чтобы основанный им город с проплывающих судов выглядел нарядно и богато.

Этому правилу следовали и все следующие императоры. Они лично следили за строениями по берегам Невы. Гранитное обрамление и прекрасные здания, выросшие вдоль реки, стали достойным ожерельем красавицы Невы.

И уже начиная с конца XVIII века те, кто хотя бы раз прикоснулся к уникальной гармонии Петербурга, понимали, что ничего нет прекраснее в нем величественной Невы с ее строгими линиями набережных. Ибо для Санкт-Петербурга они составляют всё!



Мощная симфония воды и камня мало кого оставляет равнодушным. А тот, кто почувствовал эту гармонию сердцем, до конца дней останется ее пленником. Об этом существуют многочисленные высказывания гостей Северной столицы. Так, француз, маркиз Астольф де Кюстин, побывавший здесь в 1839 году, весьма плохо отзываясь в своих воспоминаниях о России, изменил свой тон, когда увидел Неву: «Нева, ее мосты и набережные – это действительно гордость Петербурга. Вид Невы так величественен, что по сравнению с нею все остальное кажется мизерным…». Позднее французская журналистка С. Терн с восторгом написала: «Эта царственная Нева, такая широкая, что Сена рядом с ней показалась бы ручейком, Нева из голубоватого серебра между берегами из розового гранита, прямая и гордая, как королева, с ее шпилями, дворцами, прекрасными фасадами занятных нежных расцветок, и все рукава, протоки, глянцевые ленивые реки сопровождают ее как фрейлины».

Воды в Неве словно живые. В зависимости от погоды они выглядят по-разному. В ясный солнечный день они синие или зеленые – в зависимости от времени суток и облаков на небе. Но бывают дни, когда вода в Неве кажется совершенно черной, отчего становится жутко. Когда мне плохо, я иду к Неве. Ее воды поглощают мое мрачное настроение, и я, как Антей, коснувшийся земли, возвращаюсь, наполненная силой и внутренней энергией.

Невой и Санкт-Петербургом был очарован и оставил свои воспоминания Джон Куинси Адамс, ставший впоследствии одним из почитаемых президентов США.

Однажды Хилари Меттерних, жена последнего консула ФРГ в России, обратилась ко мне со словами: «Я ничего не видела прекраснее этого… Вот, что нужно показывать приезжающим, и когда люди увидят набережные Невы, ваш город может затмить все другие города мира…» (впоследствии я узнала, что она искусствовед по образованию, много видела и хорошо знала мировую архитектуру).

В начале ХХ века великий князь Александр Михайлович констатировал: «Тот иностранец, который посетил Санкт-Петербург в 1914 году, почувствовал бы непреодолимое желание остаться навсегда в блестящей столице российских императоров».

О притягательной силе Санкт-Петербурга писали и продолжают писать многие. Известно, как страдали вынужденные покинуть город петербуржцы, как мечтали в него вернуться. И, пожалуй, самым острым и более всего вспоминаемым моментом была невозможность вновь увидеть Неву и ее набережные. Вот такими словами выразила эту страстную тоску по Неве разлученная с городом поэтесса Елизавета Васильева:

«Я вижу Соборов колонны,
Я слышу дыханье реки,
И ветер твой, ветер соленый,
Касается влажной щеки.
Отходит обида глухая,
Смолкает застывшая кровь,
И плачет душа, отдыхая,
И хочется, хочется вновь
Туда, вместе с ветром осенним
Прижаться, припасть головой
К знакомым холодным ступеням,
К ступеням над темной Невой.

ИЗ ИСТОРИИ ПЕТЕРБУРГА

Город на невских берегах отличается от всех других городов и столиц, обычно возникавших стихийно, тем, что создавался по плану и желанию одного чрезвычайно волевого царя, с 1721 года – всероссийского императора.

Разбив шведов и отвоевав Ниеншанц, находившийся на правом берегу Невы, на месте впадания в нее реки Охты, Петр I осуществил свою мечту: получить свободный выход в море. Он полюбил это место, где протекала широкая, мощная и глубокая Нева, и своей властью заставил всех приближенных бросить насиженные места и начать возводить здесь новый город. В первые же годы строительства Санкт-Петербурга Петр I определил центром его Городской (Петроградский) остров, где появилась Петровская набережная. После того как все помыслы царя устремились к Васильевскому острову, начали устраивать и его набережные (впоследствии названные Николаевская (Лейтенанта Шмидта), Университетская. Когда же центр города окончательно утвердился на Адмиралтейском берегу, оформились Верхняя Невская (впоследствии Дворцовая), а затем Нижняя Невская, или Галерная (позднее Английская набережная). Значительно позже была оформлена Адмиралтейская набережная.

Следует заметить, что в первое время после завоевания этих и близлежащих земель царь не думал делать Санкт-Петербург столицей. Мысль эта возникла у него гораздо позднее. А сначала, после завоевания Ниеншанца, Петр решил создать здесь мощные укрепления для защиты от нападений с моря: построить две крепости (Петропавловскую и Адмиралтейскую), а вокруг возвести портовые и жилые сооружения.

Панораму Невы в первые годы жизни города так воссоздал один из корреспондентов журнала «Нива»: «…на Васильевском острове высились батареи, на левом берегу Невы строилось деревянное Адмиралтейство с верфью и палисадами и был заложен деревянный соборный храм во имя св. Исаакия».

Строительство молодого города шло быстрыми темпами, и в 1712 году царь официально решил сделать Санкт-Петербург новой столицей. Никаких указов на этот счет не последовало, просто царский двор, а за ним и официальные учреждения переместились из Москвы в Петербург.

***

Прошли годы, и облик Санкт-Петербурга стали определять другие ансамбли: Стрелка Васильевского острова, улица Зодчего Росси, площади Искусств, Дворцовой, Исаакиевской; ансамбль Невского проспекта и другие архитектурные шедевры. Прекрасные, величественные, они – неотъемлемая часть панорамы города и привычно считаются его «лицом».


С этой книгой читают
Автор многочисленных книг по истории Петербурга представляет очередное увлекательное исследование достопримечательностей города на Неве.Издание составляют рассказы об истории архитектурных шедевров – самых знаменитых особняков – и их гениальных создателях, о фасадах и уникальных интерьерах зданий; о судьбах их владельцев – представителей знаменитых фамилий, оставивших яркий след в истории Петербурга и России.Книга имеет серьезную познавательную и
Своеобразное описание картины "Те, кому нечего терять" мастера русского авангарда Павла Филонова. Альтернативная реальность и отчужденность от жизни. Одиночество и свобода. Мистическое существование в тайном мире. На обложке картина Павла Филонова «Те, кому нечего терять».
Однажды на презентации придумывают робота-повара.Книга публикуется в авторской редакции с сохранением пунктуации и орфографии.
Главные герои книги – двенадцать животных земли, воздуха и моря: от грозного кита до изящного белокрылого журавля, от гибкого гепарда до застенчивого жирафа – вместе прокладывают непрерывный путь через всю историю искусства: от поздних античных мозаик Аквилеи, выложенных на заре христианства в IV веке, до ярких перформансов Йозефа Бойса. Параллельно в книге рассказывается о Джотто, Леонардо да Винчи, Кацусику Хокусае, Эжене Делакруа и многих друг
Двести пятьдесят лет немецкой истории – от 1774 года и до наших дней – разворачиваются сквозь пейзажи Каспара Давида Фридриха, самого немецкого из художников, открывшего всему миру романтическое томление духа. Гёте, например, так раздражала эта специфическая меланхоличность, что он расколотил одну из картин об стол; Диснея работы Фридриха вдохновляли настолько, что стали основой и фоном для знаменитого мультфильма «Бэмби». Нашедший поклонников ср
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
Фикирия – 9-ый альбом группы Газовая Камера. Панк-рок. Быль о путешественнике во времени. Песни – арии, чередуются сказом рассказчика. Путешественник во времени прокатился по всему замкнутому кругу времени на своей машине времени, останавливаясь в некоторых точках времени.Песни являются четвёртой частью сборника сочинений под названием «Фантастика и философия XXΙ века» Кирнасова Романа Ивановича под псевдонимом – Априот (дополнительный псевдоним
Что делать, когда любимая сходит сума, прошлое настойчиво наступает на пятки и повсюду мерещится назойливый шепоток?Как не рехнуться, удержаться на грани сознания, когда в лицо дышит зловонием кошмарная тварь?Пройти через ужас реальности, выжить и вернуть себе остатки того, что по глупости, потерял…Содержит нецензурную брань.