Владимир Александрович Кутырёв, Владимир Владимирович Слюсарев - Человечество и Технос: философия коэволюции

Человечество и Технос: философия коэволюции
Название: Человечество и Технос: философия коэволюции
Авторы:
Жанры: Метафизика | Социальная философия | Книги по философии
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Человечество и Технос: философия коэволюции"

Судьбой человека стала техника. Общество трансформируется в ТЕХНОСистему. Будущее человечества зависит от того, как сложатся между ними отношения: произойдет ли конвергенция (слияние) людей и технологий или это будет их коэволюционное взаимодействие. Анализируя основные факторы четвертой технологической революции, авторы обосновывают необходимость целенаправленной деятельности по гуманизации ее достижений. Обсуждаются способы «приведения» технологий с искусственным интеллектом к человеку ради сохранения его идентичности. Предложена адекватная этой задаче методология феноменологического субстанциализма и идеология сопротивления, в центре которой модель соразмерного жизненного бытия людей как коэволюции естественного и искусственных миров.

Книга предназначена для философов всех специальностей, философствующих ученых, гуманитариев, всех, кто озабочен предотвращением угрозы эвтаназии человечества и стремится к стратегическому осмыслению мировых процессов.

Бесплатно читать онлайн Человечество и Технос: философия коэволюции


Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность.

А. Эйнштейн

Введение

Если положение безнадежно, надо делать все, чтобы его изменить

«Прогресс не остановишь» – своего рода Ultima ratio regum (отрубание голов несогласным как последний довод королей) в дискуссиях о судьбе человечества в эпоху Великой технологической революции и нарастающей скорости производимых ею перемен. Скорости, при которой эволюционный процесс и революционные переходы сливаются в «революционную эволюцию» как непрерывную социальную трансформацию, своего рода бесконечный эволюционизм. Особенность этого процесса в том, что все перемены идут в направлении, когда межчеловеческие отношения, непосредственные или опосредованные вещами, да и сам человек трансформируются в информационно-технологическое и виртуальное состояние. Иное, в сравнении с тысячами лет исторически существовавших традиционных обществ. Вместо общества возникает глобально-универсальная система – Технос.

Фраза «прогресс не остановишь» семантически двусмысленная. С одной стороны, прогресс отождествляется с благом, а с другой, подразумевается какое-то скрытое зло, структурно-смысловым выражением которого напрашивается пос(про)читать: «деградацию не остановишь» или: «от смерти не уйдешь». Однако в подавляющем большинстве трансформационный прогресс трактуют, не задумываясь о сопровождающей его тени, подтексте и коннотациях – как несомненное благо, хотя для философии и любого «человека с рефлексией» подобная фаталистическая установка недостойна. Она требует более глубокого осмысления и – Преодоления. Это делает каждый индивид, стремясь замедлить движение к смерти, несмотря на то, что знает о неотвратимости печального конца. Веками философы утверждали, что человек свободен, а если нет, то, по крайней мере, должен исходить из презумпции свободы, наличия многих вариантов возникновения нового, что теперь предполагается и на переднем крае самой современной науки – нелинейной, вероятностной, допускающей периоды неопределенности и точки бифуркации, чтобы делать выбор одного из них. В этом суть и польза рефлексии для жизни, без которой наше мышление остается техническим, алгоритмизированным – не имеет мировоззренческого смысла.

В общем, а пожалуй, что и предельном виде, в отношениях между традиционным Человеком и грозящей превзойти его Техникой можно выделить два вектора развития: конвергенцию и коэволюцию. В конвергентном случае происходит слияние составляющих его сущностей, превращение их в единую систему однородных элементов, с утратой специфики каждого. Это состояние сингулярности, означающей возникновение еще невиданной на Земле новой технико-органичной формы сущего, не идентичного бытию (в смысле Хайдеггера). Сверхсложного по типу организации (вплоть до способности к искусственному мышлению) и техногенно-мертвого (машинного) по субстанции. Наиболее распространенным примером конвергентных процессов в сфере техно-конструктивистской деятельности являются трансдисциплинарные НБИКС-технологии. Примененные к индивиду конвергентные подходы превращают его в киборга, который довольно быстро перераст(а)ет в «свое другое» или прямо будет вытеснен настоящими роботами, о чем, собственно и мечтают трансгуманисты. В пределе, это линия на «исход (из) человека». Движение Homo genus к смерти.

Коэволюция предполагает комплексное взаимодействие как функциональное единство входящих в него частей с сохранением их субстратного различия, самостоятельности. Человек продолжает существовать в качестве субъекта, использующего технику в роли средства своего развития. В обстоятельствах экспансии новационизма это единственно возможная установка по отношению к технологиям, которая, не останавливая, но регулируя их развитие, управляя применением, служит продолжению человеческого рода на Земле. Любое эколого-антропологическое движение за сохранение природы, как внешней, являющейся средой обитания человека, так и его внутренней, духовно-телесной, предполагает, даже безотчетно, модель коэволюции. Только она дает надежду на сохранение человеческого жизненного мира, фактически на выживание самого человека, при условии, что, адекватно понимая складывающуюся ситуацию, люди за свое будущее будут бороться, как, повторимся, все время поступает, если не захвачен mortido (влечением к мертвому) индивид, пусть и зная о конечности своего бытия. Что они антропоконсерваторы. В настоящем. Прямо сейчас.

Книга состоит из введения, трех частей и «вместо заключения». Ее сформировавшийся под влиянием и в контексте неклассической философии коллективный (тринитарный+) автор, несмотря на интерсубъектность текста, единосущный и равноипостасный. Особенность деления на части в том, что оно делается не по различию обсуждаемых в них проблем, а по подходу к ним, способу их рассмотрения.

Первая часть «Конвергенция или коэволюция – основной вопрос жизни современного человечества» – это традиционное теоретическое обсуждение проблем конвергенции и коэволюции как явлений самой реальности, их отражение в текущей литературе. Показано решающее значение выбора направленности развития современной цивилизации и то, как она проявляется в разных сферах человеческой деятельности. Особо подчеркнуто и в разных аспектах специально прорабатывается положение, что в условиях развертывающейся четвертой технологической революции возникает феномен искусственности «второго порядка», «трансискусственное», которое формируется на базе цифровых технологий, микро и мега-миров. Этот созданный с помощью сверхчеловеческого интеллекта мир несоизмерим с жизненным миром человека. В таком случае основным вопросом (философии) бытия Homo Genus становится поиск modus vivendi с постчеловеческими формами реальности, выявление возможностей взаимодействия с ними. На базе анализа результатов в принципиально новых областях технологической революции обосновывается необходимость их «очеловечивания».

В книге почти не уделяется внимания «спорам о словах»: конвергенция, коэволюция, различию их смыслов в познании, биологии и социальном плане, берутся как интуитивно понятные. В контексте применения они проясняются сами по себе, делая ненужными схоластические препирательства об определениях. Главное – реальные, конкретные, животрепещущие, хотя не частные, а мировоззренческие проблемы, связанные со стратегией выживания человечества. Их спектр и сущность. Разрабатываются варианты адаптации транстехнологий к нашему традиционному жизненному миру в свете задачи сохранения идентичности исторического человека. В изменившемся контексте, в немалой степени под влиянием прокатившейся по миру пандемии COVID-19, пересматривается содержание известных концепций осмысления происходящего: экологический и антропологический кризис, устойчивое и/или новационное развитие, как и можно ли (про)жить без труда, опасности биокапиталистической эксплуатации живого и гендеризма для продолжения человеческого рода. Предлагается особая, адекватная задачам коэволюции методология феноменологического субстанциализма и полионтизм как бытийный фундамент философии сопротивления. Рассматривается взаимодействие рационально действующих субъектов и ментальной коммуникации агентов, показываются реальные последствия трансгуманистической идеологии «улучшения людей» и как можно бы сопротивляться этим процессам посредством выстраивания гуманитарных фильтров, действительного следования принципам экологии и биоэтики, принятия соответствующих законодательных решений и др.


С этой книгой читают
Более двухсот лет ведутся диспуты на тему «Религия и атеизм», в которых, как правило, говорят о религии представители христианства или ислама. Однако анализировать их абстрактно было бы не совсем верно. Поэтому мы прокомментируем один конкретный диспут, на примере которого постараемся раскрыть суть всех подобных диспутов. Это дебаты между представителем атеизма и представителем ислама. А мы будем комментировать с точки зрения христианства. Таким
Автор книги, изучая семиотику, определил её предметом семиотическую реальность, которая включает в себя знаки и знаковые системы, придуманные людьми. Семиотическая реальность возникает в процессе познания человеком законов бытия (онтология), но очень скоро она приобретает мощный собственный потенциал и свои законы развития, начинающие оказывать на процесс познания не меньшее влияние, нежели реальность онтологического плана. Помимо этого автор выд
Эмоция – язык природыМузыка – ее правилаКак Божественное творение выражается в музыке
Это книга целиком посвященная феномену информации, как одной из составных частей нашей реальности. (Философия, история, взгляд инженера IT на магию реальности). Инженера тоже иногда хотят пофилософствовать.Я постарался дать этой философии сюжетность и простоту, как смог.По мере того как я иду по Темной стороне и подхожу к границе Обратной стороны многие вещи становятся яснее и поэтому граница также претерпевает некоторые трансформации и дополнени
Структура книги задумана максимально просто. Она поделена на главы, посвященные ключевым направлениям деятельности специалистов по маркетингу. В начале каждой главы дается минимум теоретических знаний, в виде аналитических моделей и описания к ним. Ряд из них известен специалистам, а некоторые разработаны автором. А дальше в главе только практикум – опыт применения представленной теории в деятельности организаций. Взыскательного читателя ждет неб
Главное внимание автор уделил людям – своим героям, дальневосточным рыбакам, живущим и работающим на этих «физически и морально устаревших» железяках и успешно кормящих страну. Автор провёл с ними в море более половины этого самого ПОЛУВЕКА.Книга будет полезна курсантам училищ, студентам и преподавателям вузов, научным сотрудникам и всем, кто специализируется в областях, связанных с рыбным хозяйством.
— У меня мало времени, — усевшись напротив, он осмотрел меня пристально, — поэтому перейду сразу к делу. — Вы не доктор, верно? – напряжённо вжалась я в кресло. Взгляд, да и весь вид этого человека пугали до чёртиков. — Не доктор, — выговорил он сухо и взял лист бумаги. – Но это не имеет значения, девочка. Здесь вопросы задаю я. — Что это? – спросила, когда он вывел цифру и протянул лист мне. — Сумма, которую я заплачу, если ты выносишь, родишь,
— Когда у тебя свадьба, напомни? – спросил, угрожающе надвигаясь, отрезая пути к отступлению. — Не твое дело! — выплюнула я гневно. — Моё, — едко улыбнулся. – Завтра мы поженимся, и ты родишь мне наследника. — Ты спятил, Громов?! Через три недели я выхожу замуж за Егора, а ты прямо сейчас катишься к черту! Как тебе такой расклад? — Завтра ты станешь моей женой, Алина, иначе, — в пальцах его мелькнула до боли знакомая флешка, — это получит ход. Ка