Владимир Шигин - Чесма (Собрание сочинений)

Чесма (Собрание сочинений)
Название: Чесма (Собрание сочинений)
Автор:
Жанры: Военное дело / спецслужбы | Биографии и мемуары | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Чесма (Собрание сочинений)"

Исторический роман «Чесма» занимает в творчестве Владимира Шигина особое место. Именно с этого романа, который был написан непосредственно на кораблях Балтийского флота, и началось становление этого будущего известного российского писателя мариниста.

Роман «Чесма» рассказывает об одном из самых интересных и героических событий в истории русского Флота – Первой Архипелагской экспедиции 1768–1774 годов. Именно тогда русский флот впервые вырвался за пределы Балтики, одержав на Средиземном море немало блестящих побед и среди них разгромив неприятеля при Чесме, где был сожжен полностью весь турецкий флот. Помимо этого, десантные отряды русских моряков сражались в материковой Греции, где захватывали турецкие крепости. Именно тогда Андреевский флаг был поднят над Бейрутом, который взяли штурмом русские моряки. Среди героев книги императрица Екатерина Вторая и граф Алексей Орлов, адмиралы Алексей Спиридов и Самуил Грейг, бравые флотские офицеры Иван Круз и Дмитрий Ильин…

Впервые автор рассказывает и о совместных боевых действиях русских моряков и греческих корсаров, и их знаменитом предводителе Ламбро Качиони.

Роман «Чесма», по праву, заслужил самую высокую оценку, как у читателей, так и у критиков. Можно привести только один факт – в 1994 году роман начинающего писателя вышел в престижном знаменитом «Роман-Журнале», где тогда печатали только самых известных писателей.

Книга написана в легкой и увлекательной форме, со многими интересными бытовыми деталями той далекой эпохи. Как и все книги Владимира Шигина, роман «Чесма» читается на одном дыхании.

Бесплатно читать онлайн Чесма (Собрание сочинений)


©Владимир Шигин 2020

Часть первая

Эскадра поднимает паруса

Глава первая

Как политическая пословица сказует о государствах, морского флота не имущих, что те токмо одну руку имеют, а имущие флот – обе…

Петр I

То было время кровавой конфедератской смуты. Время, когда с южных рубежей нашего Отечества готовились к походу на Москву турецкие полчища, подстрекаемые Версалем. Россия не желала той войны, но она приняла вызов…

Шел декабрь 1768 года. Завершив морскую кампанию, корабельный Балтийский флот разоружался в гаванях, готовясь к зимовке. Корабли спускали вымпела. Командир Кронштадтского порта вице-адмирал Григорий Андреевич Спиридов работал у себя в каюте, подписывая рапорта о солонине, тулупах, дровах. Однако мысли его были далеко от этого. Адмирал понимал, что России предстоят долгие годы борьбы за выход к Черному морю, и его волновал вопрос, какая роль уготована в нынешней войне флоту. Но пока у командира порта было лишь составление нудных докладов о состоянии судов, консилии по поводу и без повода да всевозможные хозяйственные дрязги. От этих дел на душе адмиральской было в тот вечер пусто и тоскливо. Спиридов окинул взглядом салон: обитые золотой замшей переборки, вечно заваленный картами стол, графин, втиснутый намертво в штормовое гнездо, бронзовый канделябр да продавленный диван черного сафьяна – приевшаяся за долгие годы обстановка. В кормовой части салона задрапированные два ретирадных орудия. Во время боя адмиральский салон становится обычной артиллерийской батареей. При этом норматив приготовления к бою пушек в салоне не более семи минут, при этом убирались и разборные переборки.

Отложив в сторону перо, он в раздумье глянул в окно: за стеклом растекался дождь. С вахты били склянки.

«Пять пополудни», – отметил про себя адмирал.

В дверь негромко постучали. Затем еще и еще. Не выдержав, заглянули.

– Ваше превосходительство! Курьер из Петербурга!

– Зови! – Спиридов повернул голову.

Через минуту перед ним стоял в щегольски завитом парике и в белом парадном мундире генеральс-адъютант адмиралтейств-коллегии Селифонтов. – Вам пакет от коллегии! – Курьер протянул конверт, щедро обляпанный сургучными печатями.

Небрежно надорвав пакет, адмирал пробежал глазами по бумаге и, вздохнув, отложил ее в сторону. На завтра его вместе с командующим Кронштадтской эскадрой контр-адмиралом Сенявиным вызвали в заседание.

Свечи, нагорев, едва моргали. За окнами быстро темнело…

Поутру, захватив Алексея Сенявина, Спиридов отправился в столицу. От Кронштадта до Петербурга путь недолгий, всего несколько часов хорошего хода под парусами. Адмиральский катер легко рассекал мутную рябь залива, лавируя меж первых льдин. Коротая время, Спиридов покуривал трубку и вспоминал события недавнего времени.


Григорий Андреевич Спиридов


Ветераны петровских баталий, дожившие до шестидесятых годов восемнадцатого века, стали свидетелями возрождения российского флота. Созданная «для приведения флотов в должное состояние» комиссия явилась венцом деятельности целого поколения русских моряков. Возглавившие ее работу адмиралы Мордвинов, Льюис, Нагаев и Милославский взялись за дело флотского переустройства серьезно[1]. Семен Мордвинов, мозг комиссии, на первом же заседании заявил:

– Задачу нашу вижу в изыскании мер к тому, чтобы сделать и во всегдашней исправности содержать флот наш!

А вскоре представил он отчет о состоянии судов и портовых сооружений. Почитали адмиралы бумагу, грустно покачали париками. Все предстояло начинать почти сызнова.

Достигнув к середине двадцатых годов восемнадцатого века расцвета, Балтийский флот внушал своей грозной мощью уважение и страх многим европейским державам. Но умер Петр, и зачахло его любимое детище[2].


Алексей Иванович Нагаев


О моряках забыли совсем. Когда же они докучали просьбами, отвечали сердито:

– Житья от вас, флотских, не стало. Ступайте себе да служите с Богом!

И уходили, матерясь, морские волки Петра Алексеевича, глуша обиду и боль сердец своих в кабаках.

– Эх, кабы жив был государь!

– Эх, кабы немчуру треклятую под зад да назад!

– Давай, половой! Лей, не жалей, нонче флотским на Руси делать нечего! Потом плавать запретили и вовсе, дескать, незачем корабли понапрасну портить.

Адмиралтейств-коллегия занималась вопросами иными:

«По жалобе мичмана Мусоргского на капитан-лейтенанта Верха, поколотившего его палкой по голове до крови, в чем запирался виновный, определено исследовать…» «Гардемарин Бредихин, постриженный в монахи, взятый опять на службу и определенный флигель-адъютантом, по его просьбе снова пострижен в монахи…»

«Писано в Гамбург о приискании шести трубачей, которые на трубах бы и валторнах, так и на скрипках и гобоях и протчей подобной музыке были искусны…»

Служение на флоте стало считаться делом постыдным и недостойным настоящего дворянина. Трудно себе представить, но общий оклад всех русских моряков был тогда менее оклада одной гвардейской роты!

Именно в то тяжелое время совершил акт высочайшего патриотизма и самопожертвования капитан 1-го ранга Григорий Спиридов.

Обоих своих малолетних сыновей отправил он в морской корпус на полуголодный кадетский пай, на холод и порку с твердой верой сделать из них настоящих моряков. Следуя его примеру, тогда же отдали сыновей в моряки адмиралы Мордвинов и Нагаев. Так зарождались морские династии России.

Забвение флота продолжалось более тридцати лет, пока не настал славный год 1762.

Только что взошедшая на престол императрица Екатерина II всерьез заинтересовалась состоянием флота. Британские агенты, имевшие особый нюх на морские дела, встревоженно депешировали в Лондон: «Честолюбие императрицы сделать Россию морской державой весьма сильно: в настоящую минуту ничто не занимает до такой степени ее мысли, служа в то же время выражением желаний народа, как стремление довести до значительных размеров морские силы России».


Екатерина II Алексеевна


К неутешительному выводу по состоянию флота Екатерину II привело присутствие ее на показательной бомбардировке крепости кораблями Кронштадтской эскадры. Результаты бомбардировки Екатерина описала в своем дневнике так: «До 9 вечера стреляли бомбами и ядрами, которые не попадали в цель… Сам адмирал (С.И. Мордвинов. – В.Ш.) был чрезвычайно огорчен таким ничтожеством… Надобно сознаться, что корабли походили на флот, выходящий каждый год из Голландии для ловли сельди, но не на военный».

Новосозданная комиссия работала полным ходом. Энергичные адмиралы не щадили ни себя, ни других. Определяли новые штаты, строили верфи, закладывали корабли.


Семён Иванович Мордвинов


Обновили и сам состав коллегии. Старых и немощных безжалостно разогнали, оставили только молодых да толковых. Императрица Екатерина II, стараясь дать флотоводцам самостоятельность, заявила адмиралам:


С этой книгой читают
Морские сражения Великой Отечественной войны не уступали по своему накалу, героизму и драматизму сражениям на сухопутном фронте. Многие обстоятельства тех давних событий до настоящего времени покрыты завесой тайны и окружены легендами. Так случилось с героической гибелью трех эсминцев Черноморского флота в бою с вражеской авиацией после набеговой операции на Крым в октябре 1943 года. В своей новой книге известный российский писатель-маринист капи
О революционном матросе Павле Дыбенко написано, наверное, больше, чем о ком-либо из других героев Октябрьской революции 1917 года. Это конечно же не случайно, так как именно в личности Дыбенко воплотились все самые характерные качества матросов революционной эпохи, кроме этого, именно его революция вознесла к самым вершинам власти, а финал его жизни стал классическим примером того, чем заканчивается каждая из революций для ее птенцов. И все же в
После недолгих колебаний Рыжов соглашается.Новый приключенческий роман известного российского писателя-мариниста Владимира Шигина посвящен событиям нашего времени, которые вполне могли произойти в реальности, – борьбе с международным терроризмом.В центре произведения – коллективный подвиг моряков Черноморского флота, спасающих мир от страшной глобальной катастрофы. Это люди, разные по своим привычкам, жизненным планам и увлечениям. Но всех их объ
За многие столетия, что существует Севастополь, над ним пронеслось немало страшных бурь. Враги часто разрушали Севастополь, но он всякий раз возрождался. На смену одним жителям приходили другие. Различными были их происхождение и язык, верования и культура. Одно лишь оставалось неизменным и общим – земля, на которой они жили. Земля мореплавателей и богатырей, героев и великомучеников. Земля, опаленная солнцем и омытая кровью. Сколько неизвестных
Почему за без малого две с половиной тысячи лет никто – ни Ганнибал, ни Цезарь, ни Атилла, ни Чингисхан, ни Наполеон, – никто не сумел затмить славы великого древнегреческого правителя, гениального полководца Александра Македонского (356 —323 гг. до н. э.) – Александра Великого?Конечно, Александр был великим завоевателем: за 11 лет он создал империю площадью 5,2 миллиона квадратных километров! Он полностью изменил облик Древнего мира. Даже после
Полный текст записок военного врача Русской императорской армии тайного советника В. П. Кравкова о Первой мировой войне, сокращенная версия которых вышла в свет в 2014 г., публикуется впервые. Это уникальный памятник эпохи, доносящий до читателя живой голос непосредственного участника военных событий. Автору довелось стать свидетелем сражений Галицийской битвы 1914 г., Августовской операции 1915 г., стратегического отступления русских войск летом
Книга о генерале Н. С. Батюшине, родоначальнике российских спецслужб, включает в себя его работу "Тайная военная разведка и борьба с ней", воспоминания о юнкерских годах, а также архивные документы и материалы, большая часть которых публикуется впервые. Н. С. Батюшин накануне Первой мировой войны заложил организационные основы российской разведки и контрразведки, разработал основные принципы идеологии новых силовых органов в условиях мирного и во
Эта книга об участии нашей страны в событиях в Конго в 1960–1964 гг., вошедших в историю как конголезский кризис. Конго стало первой горячей точкой холодной войны в Африке южнее Сахары. Схватка за огромную территорию в «сердце Африки», богатую стратегическим минеральным сырьем, наполнена событиями, которые «потрясли мир». Беспорядки, охватившие страну через неделю после провозглашения независимости, отделение провинции Катанга и ввод войск ООН (и
Баба Яга много лет спала в своей избушке. Но неосторожные слова, оказались заклинанием. Старая колдунья проснулась. При помощи колдовства она решила украсть непослушных детей и создать свою армию.Она облетела весь мир, пытаясь стать королевой в разных уголках света. Но везде она встретила сильнейший отпор.Очутившись в желтой пустыне, она почувствовала, что скучает по родным местам. Собрав последние силы, она возвратилась домой. Она готова принять
Как жить в современном мире? Что хорошо и что плохо? Зачем нужна Церковь? Какая культура настоящая? Все ли может наука? Какая школа нам нужна? Может ли человек жить, не думая об этом? Наверное, может. Но для этого он должен перестать быть человеком и уподобиться животному, которое, сколь бы ни было милым и пушистым, подобных вопросов себе не задаёт. Однако люди, пребывающие в здравом уме и доброй памяти, не думать об этом не могут. И, если Вы с э
Когда ветреные мысли успокоились, закончились горячие всполохи и сумбурные порывы, наступает время для продолжения занятий. Теперь все иначе. Агентами не рождаются, ими становятся в процессе длительного обучения послушного тела и холодного разума. Становление души еще на подходе. Понимание глобальности пришло не до конца. Но последовательность установлена, и покорность с каждым ударом сердца медленно растекается по кровеносным сосудам. Она будет
Стоило закончиться первому заданию, а в планах уже второе. Не хочется думать о нем, потому что в мыслях сладкие воспоминания, а в сердце чувство, прошедшее через многие испытания. Агентам нельзя любить, но и не любить приказать себе никак не получается. Из переполненной чаши души капают на пол крупные капельки женских слез. Мечты оживают, сокрушая рядом с собой вековые замки системы. Эти двое любящих людей спрячутся ото всех, чтобы сберечь свое х