Эренжен Хара-Даван - Чингисхан как полководец и его наследие

Чингисхан как полководец и его наследие
Название: Чингисхан как полководец и его наследие
Автор:
Жанр: Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2020
О чем книга "Чингисхан как полководец и его наследие"

Э. Хара-Даван – прославленный калмыцкий врач, общественный деятель и просветитель первой половины XX века, яркий представитель так называемого евразийства, философско-политического направления, сторонники которого придавали особое значение связи России с кочевыми империями Евразийских степей. Именно здесь они видели истоки многих характерных особенностей уклада и менталитета русского народа. Особую роль в начале этого процесса сыграл, вне всяких сомнений, знаменитый воитель и создатель Монгольской империи Чингисхан – не только жестокий воин, но и основатель, законодатель и мудрый правитель государства, которое простерлось от Тихого океана до Средиземного моря. Труд о нем Хара-Давана, не профессионального историка, но образованного и мыслящего человека, был издан в Белграде в 1929 году, потом забыт на долгие годы и лишь в конце прошлого столетия вернулся из забвения, вызвав большой интерес.

Бесплатно читать онлайн Чингисхан как полководец и его наследие



© Хара-Даван Э., 2018

© ООО «Издательство «Вече», 2018

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2020

Сайт издательства www.veche.ru

Предисловие редакции к изданию 2018 года

Книга «Чингисхан как полководец и его наследие»1 была написана очень давно, без малого столетие назад, и отпечатана в Белграде символическим тиражом на средства автора – Эренджена Хара-Давана. Он появился на свет в 1883 (1885?) году в одном из кочевий Малодербетовского улуса в Калмыцкой степи, в бедной семье калмыка Ики-Бухусовского аймака Давы, одного из подданных нойона Тундутова, получившего прозвище Хара за темный цвет кожи. Так появилась фамилия Хара-Даван, носители которой известны и в наши дни.

Рано проявивший способности мальчик учился за общественный счет, сначала (1892–1896) в улусной школе, а потом в гимназии в Астрахани. Летом 1904 года произошло событие, которое стало знаковым и сыграло особую роль в жизни молодого человека: он встретился с профессором Гельсингфорсского университета Густавом Рамстедтом – лингвистом и дипломатом, специалистом по истории уральских, алтайских, корейского и японского языков, основоположником сравнительно-исторического монгольского и алтайского языкознания. Это пробудило в молодом человеке интерес к калмыцкому фольклору, который он начал собирать, впоследствии передав все материалы известному монголоведу Андрею Рудневу. Случилось это, когда он в 1906 году приехал в Санкт-Петербург с целью поступить в Медицинскую академию. С 1908 года Э. Хара-Даван стал вольнослушателем Военно-медицинской академии. Годы учебы стали для него не только временем получения профессиональных знаний, но и порой общественной активности, связанной с национальным возрождением калмыцкого народа. В 1911 году с дипломом врача Казанского университета Хара-Даван возвращается на родину и начинает работать по специальности, одновременно продолжая общественную деятельность.

В дни Февральской революции Хара-Даван выдвинул идею автономии Калмыкии, которая к 1918 году сделала его сторонником Советской власти. В мае 1918 года под его председательством прошел объединенный русско-калмыцкий съезд, на котором Хара-Даван выступал против обобществления земли и экспроприации скота у зажиточных калмыков. Однако решение об автономии калмыков откладывалось и откладывалось, в результате чего Хара-Даван отказался от поддержки новой власти. В марте 1920 года он добровольно оставил пост председателя Калмыцкой секции губисполкома и вместе с остатками белой армии покинул Россию, чтобы в итоге осесть в Сербии вместе со своей женой Сарой.

Э. Хара-Давану удалось уже к ноябрю того же года подтвердить свой медицинский диплом и вновь заняться врачебной практикой. Он работал врачом в разных местах, в 1923 году был принят в члены Врачебной коллегии Сербии, Воеводины и Срема.

Хара-Даван прилагает множество усилий, направленных на развитие самосознания калмыцкого народа, юношеский интерес к фольклору постепенно преобразуется в интерес к истории, которую он рассматривал в контексте взглядов евразийцев. Не случайно Э. Хара-Давана иногда называют единственным «азиатским евразийцем». Хара-Даван стал одним из членов созданной в Праге-Стражнице Калмыцкой эмиссии культурных работников, участвовал в работе над журналами «Хонхо», «Улан Залат» и др. В 1925–1934 годах он публикует ряд статей, названия которых говорят сами за себя: «Изучение способов и путей для культурного возрождения калмыцкого народа», «Пути развития национальной проблемы», «Монгольское национальное движение и национальные проблемы в Азии»…

«В действительности ступени развития “общечеловеческой”, т. е. романо-германской культуры не могут вместить в рамки своей схемы, например, всю историю монголов. Монголы со своим гениальным вождем Чингисханом в XIII в. вписали блестящие страницы в мировую историю. Будучи, по современным европейским учениям, на низшей ступени культуры как кочевники с родовым бытом и скотоводы, они создают сильную державу с хорошим административным устройством и лучшим войском в мире того времени» («Евразийство с точки зрения монгола»).

8 января 1928 года в Белградском университете прошла лекция Эренджена Хара-Давана, названная им «Чингисхан и нашествие монголов в Европу». Именно это выступление, доработанное и расширенное, стало основой его главного труда, получившего название «Чингисхан как полководец и его наследие».

Личность Чингисхана постоянно привлекала внимание Хара-Давана, не случайно даже его сын был назван в честь великого завоевателя.


Новая волна интереса к личности и работам Э. Хара-Давана возникла уже в девяностых годах прошлого столетия. К ним обращаются такие известные авторы и общественные деятели, как Л.Н. Гумилёв, А.Г. Дугин, они посвящают свои публикации идеям и личности калмыцкого врача и общественного деятеля.

Несомненно, современная историческая наука во многом иначе смотрит как на личность Чингисхана, так и на последствия его завоеваний. Историки оперируют другой численностью войск и рядом деталей. Тем не менее взгляды, которых придерживался автор книги, тоже нельзя игнорировать: в них есть своя логика и своя доля правды. Каковы они именно и в чем заключаются – решать вам.

Предисловие к 1-му изданию

Историей монголов и их гениальным вождем, вписавшим блестящие страницы во всемирную историю, до самого последнего времени интересовался только узкий круг ориенталистов. Несмотря на то, что в русской истории есть особый период – монгольский, ему не придавалось особого значения, «казенными» историками этот период относится к числу «пустых» периодов русской истории, несмотря на тот исторический факт, что из этого периода вышла Московская Русь, как из материнского лона. Не существует также специального исторического труда на эту тему.

Только за самые последние годы ученые евразийского мировоззрения, изучая проблему русского самопознания, стали внимательно разбираться в разных восточных влияниях на русскую историю, культуру и быт, и им отчасти удалось разбить «предубеждения и предрассудки европеизма», с которыми трактовался этот вопрос до них, и тем самым заинтересовать широкий круг русской интеллигенции, чего не удавалось сделать нашим ориенталистам.

В первую очередь этими вопросами должны заинтересоваться сами представители народов Востока и кочевого мира, населяющих великую степь от восточных предгорий Кавказа и до китайской границы на севере и западе.

«Познай самого себя» и «будь самим собой» – вот лозунги, которыми мы должны руководствоваться после неудачных копирований духовной культуры Европы, приведших в тупик Россию теперь, начиная от Петра I до наших дней.


С этой книгой читают
Автор книги, Геннадий Николаевич Моисеенко, кандидат технических наук, работник ряда отраслей оборонной промышленности. Вместе с отцом занимался историко-публицистической деятельностью, а после ухода отца из жизни, в память о нем и его сотоварищах, написал данную книгу.Книга написана с использованием материалов Н.П. Моисеенко. Работа удачно связана с современной действительностью. В книге отображены события, участниками которых были известные лич
Случайно оказавшись претенденткой на английский престол, Виктория сказала знаменитую фразу: «Я буду хорошей». И в целом выполняла это обещание на протяжении 64 лет своего пребывания у власти.В чем секрет беспрецедентной длительности и исторической значимости правления этой самой известной английской королевы?
«На свете счастья нет, но есть покой и воля», – сказал Пушкин, но с годами я чувствую, что нет ни покоя, ни воли, а есть, вернее сказать, бывает именно счастье, то есть острое до боли ощущение непередаваемого словами блаженства жизни. Оно наступает по разным поводам: иногда самым крупным, событийным, иногда мелким, как крупицы песка. Вчера я проснулась от яркого и ненасытного пения птиц на заре. И почувствовала счастье. Если мне удается писать пр
Историю делают люди, и это не подвергается никакому сомнению. В общемировой истории запечатлено немало героев, политических деятелей, первооткрывателей, изобретателей, превосходных ораторов и деятелей искусства и культуры. Многие из них теперь забыты, а многие оставили настолько глубокий след, что их вспоминают и поныне, а имена их стали поистине нарицательными. В этой книге представлены наиболее известные мужчины, изменившие ход мировой истории.
Они из разных миров. Он – молодой француз, родился в бедной провинциальной семье. Она – богатая дочь русских эмигрантов. Что объединяет их? «Их обоих, как и большинство людей в этом мире, сковывало кольцо прошлых событий, тянувшихся из детства». Смогут ли они быть вместе?
Морские свинки – добрые и общительные домашние животные. Они легко поддаются приручению, запоминают свое имя, любят сидеть на руках и мурлычут, когда их гладят. Многие люди во всем мире держат у себя дома этих милых и забавных зверьков, которых очень любят как взрослые, так и дети. В данной книге собраны многочисленные фотографии морских свинок, дающие общее представление об их жизни.
!!!Внимание!!! Этот роман содержит много ненормативной лексики. Присутствуют сцены насилия и жестокости, часто неоправданные. Большая просьба людей с неустойчивой психикой не приступать к прочтению этого произведения. История поведает вам о человеке, который по воле судьбы скатился на самое дно. Казалось бы, его жизнь должна оборваться в грязном подвале от передозировки наркотиками, но мир вокруг внезапно изменился. Третья мировая, стёрла с л
Никогда не думал, что стану попаданцем. Правда, не в привычном понимании этого слова. Хоть я и не угодил в другой мир, но попал конкретно. Теперь мне приходится работать на Большого босса и собирать для него проданные души. Приходится, как курьеру, по миру кататься, только товар не доставлять, а забирать нужно. Не сказать, что дела плохо идут и плюшки очень даже хорошие - одна бездонная зарплатная карта чего стоит. Жить бы, да радоваться, но, ка