© Эдуарда Кених, 2017
ISBN 978-5-4485-3679-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Окончательно решено и уже улажены все детали. Неделю до каникул и неделю после я буду подменять Катерину Васильевну на классном руководстве её 1 «А»!! И я безумно этому рада! С понедельника заступаю. Пока ждала Катерину в компьютерном классе, стала свидетельницей того, как 9 класс Анастасии Валерьевны обсуждал результаты контрольных по геометрии.
– Мне одного балла до четверки не хватило!
– Да тебе просто мозгов не хватило!!
А в детском саду девочка с белесыми косичками подошла ко мне в начале занятия и просто так сказала: «Вы такая красивая!» А Катя спросила, может ли она меня поцеловать. Я нагнулась, чтобы подставить ей щеку.
И какие волшебные методы нужно изобрести педагогам и родителям, чтобы они оставались такими подольше?
Сейчас в школе проходит неделя олимпиады. Собственно, как и в любой другой российской школе. Олимпиада Всероссийская. Попросили прийти посидеть в проверяющей комиссии. Лицей небольшой, и учащихся у нас не так много, но во внутришкольной олимпиаде принимали участие все, а потому работы было достаточно.
Великий и могучий английский. Было забавно проверять. Задания для 9—11 классов были одними и теми же. А потому, какой-нибудь социолог или статист, задавшись целью, смог бы по результатам всего лишь одного теста составить психологический портрет среднестатистического школьника XXI века.
Некоторые вполне серьезно полагают, что «Властелина колец» написал великий Роберт Бёрнс (уж это-то не знать!!), что на Трафальгарской площади в Лондоне стоит памятник Чарли Чаплину (прощается, так как не каждый-то взрослый знает, что Нельсону (еще бы знать, кто это), что основоположником (внимание!) теории Дарвинизма является Черчилль!! Что пресловутое яблоко упало на голову совсем не Ньютону!
О том, кто такая принцесса Диана некоторые и слышать никогда не слышали, как и не смогли среди заведомо неправильных вариантов выбрать имя убитого в США участника легендарных Битлз – Джона Леннона.
Что оно слушает, это молодое поколение?
И вопросы-то вроде для разминки, как говорится. На общее понимание и эрудицию. А не взяли. А ведь они всего-то навсего моложе меня на 8 лет.
Ведь не может целое поколение учителей за 8 лет измениться настолько, чтобы утратить навыки преподавания? А поколение молодых?
В детском саду (вот уже несколько лет наш лицей тесно сотрудничает с несколькими детскими садами города), придерживаясь учебного плана, начали тему «Откуда ты». Учимся отвечать на вопрос «Where are you from?» Небольшой экскурс в то, кто мы такие.
– В какой стране мы живем? – спрашиваю. Дети в группе 6—6 с половиной лет.
Точность попадания в цель и палитра ответов поражает. Возникает вопрос, затрагивают ли некоторые родители эту тему вообще.
– В Бердске.
– Нет, это не страна, а город.
– Во Франции! (???)
– В России. (ну наконец-то!!)
– Россия по-английски будет Russia.
– О! – восклицает темноволосый Матвей. – Как «Наша Russia»! (оказывается, затрагивают. Кто как умеет)
– Да. Наша Россия, – вздыхаю я.
А 6-летняя Лиза со всей серьезностью дела добавляет к нашему диалогу следующее: «А вороны наши Сибирские!»
Детские комментарии это вообще тема для отдельного разговора. В то время когда я спрашиваю, помнят ли они как сказать по-английски «Меня зовут Маша», они успевают вставить свои реплики касательно того, что «мама мне новые коньки купила» и «я скоро на поезде поеду», и даже про то что «мы сейчас в деревню переехали»!! «В Морозово. А в нашей квартире сейчас живет наша тётя». Умопомрачительно. Других слов у меня нет. Выслушиваю. И обычно добавляю «Ну, молодец». Считаю, что говорить им «Тихо!» в этом возрасте просто нельзя. Иначе ни малейшего намёка на индивидуальность к моменту окончания школы (а, может, даже начальной школы) у них не останется.
А то, что ответил мне Денис из пятой группы на самом первом занятии, когда я проводила небольшой соц. опрос на тему, кто до этого изучал английский язык, одновременно ошарашивает простотой своего изложения и повергает в шок.
– А меня тётя Наташа хотела научить английскому языку и умерла…
Что ответить я, кажется, нашлась. Но пришлось крепко накрепко стиснуть зубы, чтобы не рассмеяться.
Понедельник. Заступила. Наверное, ко скольки бы утром ты в лицей ни приехал – всё будет поздно. Обязательно найдутся родители, привозящие свое чадо ни свет ни заря. Что поделаешь, мы живем в век технологий и всеобщей тотальной занятости. С ночи до зари включительно. Контрольные инструкции от К.В. и построение на линейку в коридоре второго этажа с места в карьер. «1 „А“, строимся!» Не строятся. «За мной! Девочки встают перед мальчиками!» Кажется, учителя других классов смотрят на меня: и чего она тут прыгает?
Уроки у детей веду не я. А завуч по учебной части, учитель начальных классов по образованию. А вот все остальное – перемены, завтраки, обеды, полдники, прогулки, доп. занятия, построения, поездки в бассейн и театр – на мне. Не так-то уж и мало, надо заметить. И вот – первая перемена.
Я – за учительским столом, и Ева – совершенно о своём.
– Я бы хотела превратиться в пегаса! Это такая летающая лошадь. Я бы могла летать, куда захочу! А еще я бы хотела блестящую гриву!
– А мой брат Эдик моему папе знаете кто? Он ему тоже сын!! А знаете, как так получилось? Папа раньше жил с Эдиковой мамой, а потом они развелись.
– А Вы знаете, почему без хищников не было бы жизни на Земле? Потому что хищники поедают таких животных, которые больные, а то по миру распространятся ТАКИЕ болезни!!..
Вот так вот запросто Ева подошла ко мне и начала общаться. Причём её совершенно не интересовало, что это я постоянно записываю вслед за ней да еще имею наглость переспрашивать! Вот она – детская непосредственность, от которой (почему-то этот факт не перестает меня волновать) к 16 годам не остается и следа. По крайней мере, у 90% детей.
В течение всей последующей недели эта самая Ева показала себя невозможной плаксой. В первый раз-в первый же понедельник. Согласно инструкциям, после четвертого урока мы дружно одеваемся в теплую одежду и так идём на обед (чтобы после обеда не подниматься снова в кабинет на второй этаж, а дружно проследовав в гардероб, одеться в куртки и идти гулять.
Практически все, по одному, подходят ко мне и спрашивают разрешения спуститься в раздевалку за теплыми штанами (стоял небывало холодный (-8 градусов по Цельсию) конец октября. Однако же Ева на вопрос, почему она не одевается, сразу же приготовилась расплакаться. «Ну же, Ева, ну, в чем дело?» И снова слезы и детские всхлипывания. Конечно же ей еще невмоготу было логически объяснить, что мама купила ей такой неудобный комбинезон, в котором куртка и штаны соединен. И так, как делают другие ребята, – надеть нижнюю часть от комбинезона и в ней идти на обед, она не может. Ну, кто же ходит обедать в куртке, в самом деле?