Рецензенты: Т. Г. Голева, канд. ист. наук, старший научный сотрудник Отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН, Е. А. Ягафова, д-р ист. наук, профессор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (г. Самара).
Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 13-01-00072 «Этнокультурные процессы у народов Урала в конце XIX – начале XXI в.», в рамках проекта № 029а-Ф Программы стратегического развития Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Подготовка издания осуществлена в рамках гранта РГНФ № 13-01-00072 «Этнокультурные процессы у народов Урала в конце XIX – начале XXI в.».
Рекомендовано к печати Президиумом Пермского научного центра УрО РАН.
Издание осуществлено по заказу департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края в рамках реализации подпрограммы «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае» государственной программы «Обеспечение взаимодействия общества и власти».
Издание осуществлено за счёт средств краевой целевой программы «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае»; гранта Министерства образования Пермского края.
© Черных А. В., Каменских М. С., 2014
© Издательство «Маматов», 2014
Предлагаемая вашему вниманию книга «Чуваши в Пермском крае» продолжает серию работ научно-исследовательского проекта «Этнодисперсные группы народов Среднего Урала». Настоящее издание является седьмой книгой в данной серии. В предыдущие годы подготовлены и изданы «Немецкие хутора Прикамья» (2008), «Поляки в Пермском крае» (2009), «Эстонцы в Пермском крае» (2010), «Китайцы на Среднем Урале» (2011), «Белорусы в Пермском крае» (2013), «Корейцы в Пермском крае» (2014)[1]. Настоящая книга посвящена чувашам Пермского Прикамья. В ней рассматриваются особенности миграционных процессов и формирование чувашского населения в Пермском крае, расселение и численность в разные исторические периоды, комплексы традиционной культуры, а также современные этнокультурные процессы и общественное движение.
Чуваши – один из народов Поволжья и Приуралья. Предки чувашей – тюркские племена булгар, проникшие в Поволжье в VII–VIII веках из северокавказских и приазовских степей. На территории Поволжья они активно взаимодействовали с местными финно-угорскими племенами, в том числе ассимилировали некоторую их часть[2]. Самоназвание чувашей, по одной из версий, восходит к названию одного из родственных булгарам племён – сувар, или суваз, суас[3]. В 1551 году чувашские земли вошли в состав Русского государства[4].
Чувашский язык является единственным живым языком булгарской группы тюркских языков алтайской языковой семьи. В XVIII веке у чувашей появляется письменность на основе кириллицы (старочувашское письмо). Новочувашская письменность и литература создаются в 1870-х годах в период формирования чувашского литературного языка. Диалекты чувашского языка – низовой («укающий») и верховой («окающий»)[5]. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, 1042289 граждан России указали, что владеют чувашским языком[6].
Традиционно принято выделять основные этнографические группы чувашей – верховые (вирьял, тури, кай енчи) на севере и северо-западе, средненизовые (анат енчи) в центральных и северо-восточных районах и низовые чуваши (анатри, мал енчи) на юге Чувашии и за её пределами[7].
После вхождения в состав России чуваши начинают принимать христианство. Основная их часть была христианизирована к середине XVIII века[8]. Большинство современных верующих чувашей – православные христиане. Современные верования чувашей сочетают элементы православия и язычества, оставшегося от их дохристианской культуры[9]. В некоторых районах Поволжья и Приуралья сохранились поселения чувашей-язычников[10].
Общая численность чувашей, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляет 1435872 человека[11]. По сравнению с Всероссийской переписью населения 2002 года численность чувашей, как и всего населения страны, сократилась – на 201222 человека. Большая часть этноса проживает в Чувашии (в 2010 г. – 814750 чел., или 67,7 % населения региона), Татарстане (116 252 чел., 3,1 %), Башкортостане (107450 чел., 2,7 %), Ульяновской (94 270 чел., 7,7 %) и Самарской (84 105 чел., 2,7 %) областях[12]. Значительные диаспоры сформировались также на Украине и в Казахстане. Несмотря на высокие темпы урбанизации, у современных чувашей сельское население преобладает, хоть и незначительно, над городским (731 648 против 704 224 чел.)[13].
С 1992 года в России зарегистрирована и действует межрегиональная общественная организация «Чувашский национальный конгресс». На начало 2009 года конгресс объединял 79 организаций, созданных в 29 субъектах Российской Федерации и шести зарубежных странах[14].
Одним из важных аспектов изучения современной истории чувашей является анализ становления и развития чувашских этнолокальных групп, сформировавшихся за территорией их традиционного проживания. Уже в начале 1960-х годов В. Д. Дмитриевым был отмечен высокий процент чувашей, проживающих за пределами исторической родины[15]. Разбираясь в причинах миграции, ряд исследователей рассматривал переселение чувашей в советское время как продолжение вынужденной в результате перенаселения колонизации Сибири, Приуралья, южных и юго-восточных районов Поволжья, которая началась ещё в XVI веке[16]. Активную миграцию чувашей также связывают с переездом населения из сельскохозяйственных районов в промышленные центры страны в период индустриализации[17]. Среди основных регионов миграции авторы выделяют современные Республику Татарстан, Республику Башкортостан, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области[18]. История, причины и периодизация миграций чувашей в XX веке раскрыты в вышедшей в 2008 году монографии «История Чувашии новейшего времени»[19].
Пермский край в списке данных территорий, как правило, не упоминается. При этом численность чувашей в Прикамье за период с 1920 по 1960 год увеличилась более чем в 20 раз. На сегодняшний день чуваши – единственный из появившихся в XX веке в Пермском крае народов, который имеет места компактного проживания