-1-
Вера выглянула в окно. Над небольшой речушкой, клубами поднимался летний туман, растекаясь по росистому лугу как парное молоко из опрокинутого подойника. В огороде над цветущей картошкой и молодыми зонтиками укропа яркими бликами играли первые солнечные лучи.
Поспать бы ещё хоть часок, да нельзя, свекровь начнёт браниться, хоть сама ещё не торопится вставать. Вечно она недовольна Верой, как ни старайся, а всё равно ей не угодишь. Набросив лёгкий ситцевый халат поверх ночной рубашки и наспех заколов косы, Вера вышла во двор. Босиком пробежала по мокрому от густой росы спорышу к умывальнику. Умывшись и почистив зубы, снова вернулась в дом. Заправила постель, переоделась в домашнее платье и пошла в летнюю стайку доить корову. Потом проводив её в стадо принялась готовить завтрак. Когда свёкор и свекровь проснулись у неё уже всё было готово.
– Молодец Верочка, когда только успеваешь, мы с матерью только встали, а ты уже половину дел по хозяйству сделала.
Похвалил Веру свёкор, свекровь за это зло зыркнула в его сторону.
– Что она успела сделать, корову подоить да завтрак приготовить, прямо больших дел наворотила. А остальное нам
с тобой робить нужно.
– Так ей же на работу идти, а мы целый день дома. Валька, что ты вечно недовольная, вечно у тебя такое лицо будто тебя целый лимон съесть заставили.
– Что ты несёшь пустомеля, зато ты вечно сияешь как пятак начищенный, все довольный.
Саня, так по уличному называли Александра Фомича отвечать жене не стал, не хотелось с утра портить настроение. Знал что если сейчас ответит супруге, то до обеда, спокойной жизни можно не ждать, изведёт своим ворчанием. Любила Валька поскандалить, что тут скажешь. Позавтракав вместе со свёкрами, Верочка пошла одеваться на работу. Вот уже два года живёт она в Вихровке, в семье мужа, а всё привыкнуть не может. Всё вокруг не родное, всё чужое, а особенно семья Славика. Ни ко двору пришлась в ней Верочка. С мужем она познакомилась у себя в Васильевке, куда недавно вернувшийся из армии Славка, пришёл вечером на танцы. Надолго запомнился Вере тот июньский вечер. Увидела она незнакомого,темноволосого парня в военной форме и голову потеряла. И Славка сразу заприметил её, голубоглазая, с косами цвета спелой пшеницы, тоненькая как тростиночка, Вера выгодно выделялась на фоне своих подруг. Она в этом году окончила десятилетку и хотела ехать в город, поступать в кулинарное училище, очень любила Верочка готовить. Но всё пошло совсем не так как планировала она в жизни. Вскружил ей голову красавец Славка Буртасов, и всё у
них случилось, тёплой июньской ночью в скирде прошлогоднего сена на краю вишнёвого сада. Там и застал их отец. Ругая дочь на чём свет стоит он погнал её домой, а Славик шёл следом как привязанный и твердил, я женюсь на ней, дядя Иван, не брошу честное слово, я люблю Веру.
– Конечно женишься, куда ты варнак денешься после того что натворил. Эх Верка, Верка, ты же в город собралась, учиться хотела. Выучилась, на собак брехать, ну гляди теперь, если что не жалуйся, сама для себя такую жизнь выбрала.
А дома мама и бабушка узнав что случилось, принялись голосить и причитать по Верочке как по покойнице.
– Мама, бабуля, ну не плачьте пожалуйста.
Просила их Вера, сама заливаясь при этом слезами.
– Как же не плакать дочка, позор какой на всю деревню. Ну как ты могла так поступить, Верочка. Ведь я сколько раз говорила тебе чтобы с парнями осторожной была.
Причитала мать, а бабушка ей вторила.
– Ох Верка, голова твоя садовая, что же ты натворила, с таких лет хомут себе на шею повесила.
– Бабушка, я люблю Славика.
Оправдывалась Вера.
– Любит она. Ты то любишь, а вот любит ли он?
– И он тоже любит бабушка.
– Сомневаюсь я в этом внучка. Если бы любил, то берёг бы, ведь ты ещё дитё считай. А он тебя бабой сделал, какая уж тут любовь, похоть одна.
– Бабушка, не говори так, любит меня Славик.
Не соглашалась с Глафирой внучка. Но делать было нечего, в субботу пришли из Вихровки сваты, и просватали Верочку.
Свадьбу сыграли через месяц, но без росписи, так как невесте только семнадцать исполнилось. Расписались они уже с мужем через год, когда совершеннолетней стала. Свекровь её, совсем другую девушку в жёны сыну хотела. Потому и невзлюбила невестку с первых дней как только она появилась в их доме. Свалила на неё всю домашнюю работу, и изводила своим недовольством. Через месяц после свадьбы Вера забеременела. Славку эта новость не сильно обрадовала.
– Вер, ну зачем нам ребёнок сейчас, мы ведь ещё и не пожили в своё удовольствие, начнутся сейчас пелёнки да крики по ночам.
– Ну и что ты предлагаешь теперь?
Спрашивала его Верочка.
– Если не хотел пока детей, осторожней нужно было быть. Ведь это от тебя зависит, не от меня.
Говорила она мужу ночью лёжа в постели.
Но ребёночку, не суждено было появиться на белый свет. В сентябре, Славика отправили в командировку в соседний район, на уборку свеклы. Александр Фомич попал в больницу с радикулитом. Пришлось Верочке вдвоём со свекровью копать картошку. Валентина недолго думая, заставила невестку таскать мешки в погреб, надорвалась Вера, и случился у неё выкидыш. Погоревала, она, поплакала, но что поделаешь, случилось то что случилось. Зато Славик остался доволен. Сказал что они молодые, и обзавестись детьми всегда успеют. После этого случая, Вера пошла работать, сначала телятницей, а потом ей предложили должность счетовода. И она согласилась с большой охотой, потому что целыми днями выслушивать претензии свекрови не было уже сил. Поначалу она старалась с ней не спорить, но потом не выдержала и стала отвечать на грубость Валентины. Между ними стали возникать частые ссоры. И отец посоветовал Славке, поехать на лесозаготовку.
– Деньжат подзаработаешь, и леса, дом для вас построим, сам видишь, двум хозяйкам на одной кухне не ужиться.
И Славка завербовался на три года где-то в костромские леса. Полгода его уже не было дома, сначала Верочка сильно скучала по мужу, писала ему чуть ли не каждый день, а в ответ письма приходили редко. А потом привыкла к тому что его нет рядом, и смирилась с этим, стала просто ждать, когда он вернётся домой.
–2-
Как-то ещё весной, Вера после очередной ссоры со свекровью, ушла домой в Васильевку. Там она не выдержав, расплакалась и рассказала всё матери с бабушкой как её изводит Валентина. Глафира вытирая слёзы рукавом кофты выговаривала внучке.
– Ох Верка, надела хомут с таких то годов, разве он тебе по силам, чтобы тащит его. А благоверный твой чего за тебя не вступится, ты же говорила что любит тебя, А если любит, значит должен защищать.
– Да он заступался за меня, когда дома был, а как уехал, так она совсем словно с цепи сорвалась, редкий день пройдёт, чтобы скандал не затеяла. Я молчу, молчу, а потом не выдержу и отвечу ей. Так она будто только этого и ждёт, начинает кричать тогда, так что на другом конце села слышно. Мам, может пока Славика дома нет я у вас поживу, а то сил моих терпеть свекровкины придирки уже нет.