Софья Филиппова - Цивилистическая наука России: становление, функции, методология

Цивилистическая наука России: становление, функции, методология
Название: Цивилистическая наука России: становление, функции, методология
Автор:
Жанры: Монографии | История права | Гражданское право | Правоведение
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2017
О чем книга "Цивилистическая наука России: становление, функции, методология"

В монографии автор размышляет по поводу сущности, задач цивилистической науки, ее возможностей и пределов влияния результатов научной деятельности на практику. Действительно ли прав немецкий прокурор Кирхман, утверждавший в середине XIX в., что законодатель росчерком пера способен превратить в горы макулатуры любую юридическую библиотеку? Так ли линейна связь между законом и наукой? Есть ли поступательность и преемственность в развитии цивилистики? Что такое «идеальное право» – миф или научная цель? Автор предлагает читателю вместе с ним задуматься над этими вопросами.

Автор проводит периодизацию отечественной цивилистической науки в зависимости от актуальных задач, стоящих перед нею, сравнивает и классифицирует методы научного исследования, используемые в цивилистической науке.

Книга будет полезна студентам-юристам и аспирантам для решения задачи профориентации, а также в качестве пищи для размышлений всем интересующимся цивилистической наукой.

Бесплатно читать онлайн Цивилистическая наука России: становление, функции, методология


© С. Ю. Филиппова, 2017

© А. М. Филиппова, художественное оформление, 2017

© Издательство «Статут», редподготовка, 2017

* * *

Благодарности

Мне бы хотелось выразить огромную признательность за помощь в работе над настоящей монографией, а также за поддержку моих научных и творческих замыслов в течение многих лет доктору юридических наук, профессору кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Борису Ивановичу Пугинскому.

Благодарю за внимание к моей монографии, уделенное время, добрые слова, заданные вопросы и сделанные критические замечания моих первых читателей:

– заведующего кафедрой гражданского права Российского государственного университета правосудия Владимира Викторовича Кулакова;

– профессора кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Наталию Владимировну Козлову, чья поддержка была мне очень важна, а работа с заданными вопросами, надеюсь, позволила улучшить монографию;

– профессора кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Вадима Анатольевича Белова, несмотря на то, что, к сожалению, ни тема, ни метод исследования ему не понравились.

Отдельно хочу поблагодарить заведующего кафедрой коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора юридических наук Елену Антоновну Абросимову за создание комфортных условий для работы на кафедре.

Введение

На протяжении ряда лет занимаясь исследованиями в области частного права и обнаруживая сравнительно устойчивый круг проблем, к которым вновь и вновь обращались ученые на протяжении без малого двух столетий существования отечественной цивилистической науки, я задалась вопросом о том, что происходит с полученными научными результатами. Можно ли говорить о кумулятивном эффекте и считать, что все эти годы происходит поступательное развитие цивилистической науки и движение к истине, или результаты научных изысканий мимолетны, отражают текущее состояние правового регулирования и утрачивают актуальность с «росчерком пера»[1] законодателя, сменой экономических условий, политического строя? Что происходит в процессе научной исследовательской деятельности с правом и правореализационной практикой? Меняются ли они под воздействием научных исследований путем внедрения выводов и рекомендаций? Если да, то можно ли считать деятельность по осмыслению права научной или это своего рода способ формирования права – его источник? Если нет, то остро встает вопрос о смысле этой деятельности.

Подобные вопросы обсуждаются и в отношении других научных отраслей. Общество на современном этапе постигло некоторое разочарование в гуманитарном знании и общественных науках. «Фундаменталистическая идея точности, строгости, достоверности, очевидности в познании и добротворения в обществе провалилась»[2]. А ведь цивилистическая наука строилась изначально именно на этих двух идеях – добра и логики (точности, строгости и достоверности) в познании права. И что же осталось?

Думаю, что такого рода вопросы тревожат на определенном этапе большинство ученых. Настоящая монография является попыткой рефлексии на тему сущности отечественной цивилистической науки и собственной исследовательской деятельности в поиске ответа на эти и ряд иных вопросов.

На протяжении последнего десятка лет так или иначе многие опубликованные мной работы связаны с вопросами сущности цивилистической науки и ее методологии. Настоящая монография представляет собой результат многолетних размышлений и обобщает ключевые выводы, сделанные в предыдущих работах[3].

В работе рассматриваются понятие цивилистической науки, ее соотношение с отраслевой наукой гражданского права, описывается структура цивилистической науки, ее становление и развитие. Значительное внимание уделено исследованию функций, выполняемых цивилистической наукой, ее целям, задачам, ожидаемому научному результату, в том числе критериям оценки его достоверности. Показывается связь цивилистической науки с государством и гражданским обществом, обосновываются причины разделения единой цивилистической науки на отдельные ответвления, делаются предложения по преодолению разобщенности цивилистической науки. Выделяются подходы к пониманию предмета цивилистической науки и критически оцениваются, показывается связь между предметом, функциями науки, избираемыми методами и получаемыми научными результатами. Исследованы методы, используемые в отечественных цивилистических исследованиях, показаны причины их появления, эвристические возможности и пределы. С опорой на современные представления из области эпистемологии и гносеологии описывается методика ведения исследовательской деятельности с применением различных методов познания.

При проведении исследования, результаты которого представлены в настоящей монографии, я: а) изучила высказываемые в разное время мысли выдающихся ученых-цивилистов о цивилистической науке, ее сущности и значении; б) провела исследование научного результата с позиций методологии (способы его получения, требования, критерии оценки достоверности и фальсификации). Таким образом, в работе есть два уровня: теоретический и эмпирический, для каждого из них использованы соответствующие методы.

Постановка проблемы исследования. По справедливому утверждению А. П. Сергеева, «без научной основы гражданско-правовое регулирование представляло бы собой бессистемное воздействие на общественные отношения, формируемое под влиянием случайных, субъективных факторов и поэтому способное привести к непредсказуемым последствиям»[4]. Для того чтобы такую научную основу обеспечить, сама наука, изучающая такое регулирование, ее предмет, методология, структура должны быть теоретически обоснованы, а значит, нуждается в научном осмыслении.

Собственно исследованию сущности и структуры цивилистической науки посвящено небольшое число научных работ за все годы ее существования. В дореволюционный период этот вопрос занимал А. Г. Станиславского, Г. Ф. Шершеневича[5], А. Х. Гольмстена[6], Ю. С. Гамбарова[7], С. В. Пахмана[8], Е. В. Васьковского[9], А. В. Завадского[10] и других ученых. Некоторые соображения по этому поводу высказывались и при рассмотрении вопросов сущности и структуры юридической науки вообще, например, в работах Ф. Тарановского[11], В. И. Сергеевича[12]. В советский период сущностью науки гражданского права специально занимались С. И. Аскназий, О. А. Красавчиков, О. С. Иоффе, И. Б. Новицкий; так или иначе эти вопросы затрагивались в работах М. М. Агаркова, Р. О. Халфиной[13] и некоторых других ученых. В современный период существует несколько монографических работ М. Н. Семякина, а также ряд научных статей С. С. Алексеева, В. А. Белова, Е. Г. Комиссаровой, О. А. Кузнецовой, Б. И. Пугинского, Л. В. Санниковой, Е. А. Суханова.


С этой книгой читают
В монографии рассматриваются возможности и перспективы воздействия права на корпоративный конфликт – специфическое явление современной российской правовой действительности. Проанализированы корпоративные конфликты, состоявшиеся и продолжающиеся в России в период с 2002 г. по март 2009 г., внутренние документы ряда российских корпораций, решения арбитражных судов по корпоративным спорам.Может быть полезна судьям, рассматривающим корпоративные спор
В данной работе проведен анализ текущего законодательства о фирменном наименовании, исследованы задачи, которые могут быть решены с его помощью, а также показаны правовые средства решения стоящих перед субъектом задач как в случаях, когда соответствующие правовые возможности правом предоставлены непосредственно, так и в тех случаях, когда непосредственное регулирование соответствующих отношений отсутствует.Для научных работников, предпринимателей
Новая книга немецкого историка и теоретика культурной памяти Алейды Ассман полемизирует с все более усиливающейся в последние годы тенденцией, ставящей под сомнение ценность той мемориальной культуры, которая начиная с 1970—1980-х годов стала доминирующим способом работы с прошлым. Поводом для этого усиливающегося «недовольства» стало превращение травматического прошлого в предмет политического и экономического торга. «Индустрия Холокоста», ожест
Таможенные органы Российской Федерации, с момента начала их создания до сегодняшнего дня, прошли нелёгкий путь развития. На протяжении всего пути, им приходилось переживать множество реформаций, изменений и адаптаций к различным внутренним и внешним политическим и экономическим факторам. В связи с частыми и резкими перепадами экономического климата в мире, приоритет задач таможенной службы постоянно меняется, как и выбор методов их выполнения. За
В своем новаторском исследовании автор показывает, что культ вождя народа, известный нам по фигурам Ленина и Сталина, зародился не в советское время, а весной и летом 1917 года. «Первая любовь революции» Александр Керенский стал первым носителем и отчасти изобретателем этого культа. Традиция монархической культуры не исчезла бесследно. Обогатившись традицией почитания партийных вождей, она возродилась в новом образе уникального вождя революционно
Սույն աշխատության մեջ ներկայացվում են լեզվաբանների ձեռքբերումները` շարահարությամբ կապակցված բարդ նախադասությունների ուսումնասիրության գործում.
Вдруг встретившись в родном городе, друзья вспоминают детство. И в голове самого бесшабашного из них рождается безумная мысль: этим летом снова поиграть. Только теперь по-настоящему. Спасать уже реальный мир от не менее реального зла.Вас ждут одиннадцать историй, абсурдных и наполненных смыслом, заставляющих улыбнуться и задуматься. Здесь будет и флеш-моб урук-хаев, и шашлык из лютозайца, и эпичная битва с Человеком-дураком, и бригада эльфов в св
Главная героиня произведения Анна, проснувшись летним солнечным утром, обнаруживает, что она одна в квартире. Все источники связи и информации (телефон, телевизор, радио и т. п.) находятся в нерабочем состоянии. В панике, она выбегает из дома и понимает, что двор тоже неожиданно опустел. После многочасовых лихорадочных поисков признаков жизни в опустевшем городе, Анна убеждается в том, что в обезлюдевшем городе остались только мёртвая тишина и пу
На чужом несчастье счастья не построишь…А что, если это единственный способ исправить ошибки прошлого, изменить судьбы людей?Порой мы боимся признать свои желания из страха причинить боль близким, но горькая правда необходима для формирования верных жизненных приоритетов, для встряски.Измену можно осуждать и отрицать, или принять как нечто, ломающее привычное мировоззрение. Иногда встреча и последующие эмоции бывают внезапны, как цунами, их нельз
Три девушки – Мика, Регина, Злата… Три кардинально разные судьбы – замужняя женщина, свободная карьеристка, содержанка…И одно на троих определение – любовницы…