Павел Сапов - Cоциология архитектуры. Внутренние противоречия

Cоциология архитектуры. Внутренние противоречия
Название: Cоциология архитектуры. Внутренние противоречия
Автор:
Жанры: Социология | Внутренняя политика | Публицистика
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Cоциология архитектуры. Внутренние противоречия"

Масштабная статья, раскрывающая особенности функционирования архитектурного рынка в России, с описанием внутренних противоречий и "подводных течений", скрытых от обывателя. Затронуты вопросы пересечения рыночных и государственных интересов.

Бесплатно читать онлайн Cоциология архитектуры. Внутренние противоречия


Архитектор: вчера и сегодня

Когда, давным-давно я поступил в архитектурный институт, преподаватели формулировали нам следующий вопрос: «почему наша специальность – лучшая?». То есть то, что она лучшая не подлежало сомнению. Я, как и большинство (если не все) студентов был очарован такой постановкой вопроса. Стоит ли говорить, что на период обучения я свято верил в это, как мне сейчас кажется, довольно спорное утверждение. Точнее, смотря под каким углом на него посмотреть. Но шли годы, и вот пришла пора выходить в большой мир…

Сначала расскажу о той эпохе, которую я не застал, и информацию о ней узнавал и анализировал по рассказам очевидцев. Речь идет о периоде советской архитектуры до распада СССР. Судя по рассказам тех, кто жил и работал в тот исторический период, тогда, прежде всего, в работе был смысл. В отличие от эпохи, пришедшей на смену. В 90-е годы, с приходом в нашей страну демократии, и моментального расслоения общества на сословия, задачи архитекторов свелись буквально к расстановке кресел для очень высокопоставленных администраторов по степени их важности. Специальность уверенно и прямолинейно деградировала. То, что творилось в то время, даже архитектурной практикой в полном смысле этого слова назвать довольно трудно. И еще один принципиальный момент – в той, советской социальной системе такой специалист как архитектор, был уважаемым членом общества. В демократической России 90-х он превратился в некий обслуживающий персонал, с низкой самооценкой, и, как правило, с отсутствием каких-либо морально-нравственных критериев, дойдя практически до полной карикатуры на человека.

К дню сегодняшнему ситуация несколько изменилась, хоть и не столь кардинальным образом как хотелось бы. Но связано это, прежде всего, с развитием двух разных, и часто противоположных направлений – государственные программы, и развитие крупных игроков рынка. Даже идеологически они чаще всего полярны – одни идут четко в фарватере западных концепций, в том числе и общественных, другие опираются на государственные институты власти, избранной большинством граждан. И там, и там появились свои авторитеты, и при столкновении интересов довольно часто происходит политическая борьба. Подробнее об этом мы расскажем далее, здесь же нам важно лишь зафиксировать этот фактор. Уважение к архитектору как специалисту постепенно возвращается, хотя и довольно медленно.


Техническая подготовка: владение инструментами

Прежде всего хотелось бы отметить, что сейчас главный вопрос при трудоустройстве заключается в том, владеет ли специалист компьютерными программами, и какими именно, а вовсе не оценки в дипломе (и даже его наличии), как многие ошибочно думают. Причем, разница в уровне владения компьютерными инструментами действительно колоссальна. Поскольку уровень владения программами довольно низкий, в целом по стране, то и требования при приеме на работу, до недавнего времени были весьма не высоки. В большинстве случаев достаточно было владеть какой-нибудь простой программой для разработки чертежей, как правило это AutoCAD или ArchiCAD. Обучить работать в любой из этих программ человека «с нуля» возможно за несколько недель. В принципе, большая часть современных российских специалистов на этом и останавливаются. Но сегодня, с развитием «социального института кадровиков» (сейчас их называют модной английской аббревиатурой HH, human resource – человеческие ресурсы), эти самые кадровики, со свойственным чиновникам рвением, стали вписывать в вакансии все известные программные пакеты. И снова возникла путаница, ибо людей, владеющих всем этим перечнем просто не существует. Как в России, так и в мире. На практике же действует фундаментальный и незыблемый закон жизни в нашей стране – «как договоришься». И, конечно, люди договариваются.


Архитекторы и визуализаторы

Сегодня архитектурная визуализация используется практически повсеместно – от изображения проекта, с целью донести до заказчика его суть, до инвестиционно-строительных презентаций. Еще каких то 10-15 лет назад эта услуга была настолько редкой, что преимущества трехмерной подачи материала использовали буквально единицы компаний. Но объективная потребность в визуализации росла, и, следовательно, рынок расширялся. Конечно, уровень предлагаемый на рынке сегодня очень разный, так же как и стоимость услуг. Но в этой статье мне хотелось бы поделиться с читателем своими соображениями по поводу выделения визуализации в отдельный вид искусства. Этот процесс начинал происходить в нашей стране примерно в интервале 2004-2009 годов, когда появились отдельные компании, занимающиеся трехмерной визуализацией и анимацией архитектурных объектов. Однако, к 2010-2012 годам это направление практически прекратило свое существование, как отдельный вид бизнеса. Что было обусловлено как объективным снижением доходов в нашей стране, так и жестким демпингом со стороны фрилансеров-одиночек, которые, впрочем, довольно скоро оказались на небольших окладах в крупных строительных и архитектурных компаниях. Таким образом рынок архитектурной визуализации как таковой, практически схлопнулся.

Не могу обойти вниманием и еще одну проблему – взаимодействие архитекторов и визуализаторов, часто приводящее к конфликтам интересов. Неоднократно журналисты различных изданий обращали свое внимание на случаи несанкционированного использования 3D художниками работ, созданных вместе с архитекторами. Причем, если в большинстве своем, архитекторы считают, что результат совместных усилий архитектора и визуализатора есть собственность архитектора, то многие придерживаются противоположной точки зрения. До сих пор у нас не принято считать визуализацию чем-то серьезным, а уж амбиции визуализаторов вызывают у архитекторов лишь усмешку. Однако, архитектор, без визуализатора сегодня часто представляет куда более смехотворное зрелище, чем визуализатор без архитектора. Исключение составляет лишь сфера изготовления «рабочки» (рабочей документации), но это, скорее, не архитектурная, а бюрократическая деятельность, и там 3D графика не нужна вовсе. Не стоит также забывать, что хороший визуализатор может работать и в кинематографической и в рекламной области, в то время как архитектору, оставшемуся без визуализатора, ничего не остается, кроме как искать другого визуализатора – редкого заказчика сегодня можно удовлетворить одними лишь чертежами.

Почему же я сам отстаиваю позицию визуализаторов, являясь архитектором? Прежде всего, необходимо рассказать о самом создании, как архитектуры, так и ее визуализации. Изучив эти процессы, я могу с уверенностью сказать, что создание трехмерных моделей колоссально сложнее, чем создание архитектуры в чертежах. Причем, разница настолько значительна, что визуализатор может запросто снизойти до чертежей, и лишь единицы архитекторов-чертежников способны освоить трехмерное моделирование.


С этой книгой читают
Сравнительный анализ B2B и B2C компаний. Возможен ли переход из одного в другое? Как происходит переход из индустриальной экономической модели, при которой главным является производство, в постиндустриальную, где, непосредственно производство занимает второстепенную роль, и на первый план выходит формирование маркетинговых образов. Автор приводит личные наблюдения и некоторые обобщения из собственного жизненного опыта.
В данном материале рассматривается повсеместно насажденная система тендеров, которая, будучи задумана как некая "защита от коррупционных схем", на практике не только породила целое новое окно коррупционных возможностей, но и создало целый "тромб" в "кровеносной системе" российской экономики. Общий вред усугубляется еще и возникновением ряда квазиспециальностей, вроде "специалистов по тендерам", которых начали готовить российские ВУЗы – эти многоч
Продолжение повести «Анастасия», в которой своеобразным образом накладывается жизненный путь главной героини на реалии современной Украины, с общей последовательной самодеструктивной основой, заложенной как на уровне базовой структуры личности, так и основной идеологемы государства. Весь неизбежный трагизм обеих не просто изложены в художественной форме, но и определены глубинные ментальные причины, благодаря которым сформировалась именно такая м
В данной работе автор рассматривает принципиальные отличия в управлении бизнесом и государством. Казалось бы, почему успешные предприниматели, достигшие приличных высот в области построения бизнеса, часто терпят сокрушительное поражение на политическом поприще? В чем принципиальная разница в мышлении бизнесмена и политика, и почему в ряде случаев оно полярно? Репрессивные и мотивационные модели управления – что более применимо к бизнесу и к полит
Впервые в отечественной академической социологии представлен социологический портрет религиозного экстремиста и террориста, а также частично опровергнут доклад международных экспертов ООН по социально-демографическому анализу лиц, вовлеченных в экстремиcтскую и террористическую деятельность. Автором дается разъяснение основных наиболее профессиональных методологических подходов в понимании природы зарождения и развития экстремистских и террористи
Le processus de socialisation atteint un certain degré d'achèvement lorsque la personne atteint la maturité sociale, qui se caractérise par l'acquisition par la personne d'un statut social intégral. Cependant, dans le processus de socialisation, des échecs, des échecs sont possibles. La manifestation des inconvénients de la socialisation est un comportement déviant (déviant ou délinquant).
The process of socialization reaches a certain degree of completion when a person reaches social maturity, which is characterized by the acquisition of an integral social status by a person. However, failures and failures are possible in the process of socialization. A manifestation of the disadvantages of socialization is deviant (deviant or delinquent) behavior.
Der Prozess der Sozialisierung erreicht ein gewisses Maß an Vollständigkeit, wenn eine Person soziale Reife erreicht, die durch den Erwerb eines integralen sozialen Status durch die Person gekennzeichnet ist. Im Prozess der Sozialisierung sind jedoch Fehler und Rückschläge möglich. Eine Manifestation der Nachteile der Sozialisierung ist ablehnendes (abweichendes oder delinquentes) Verhalten.
Антонио Грамши – видный итальянский политический деятель, писатель и мыслитель. Считается одним из основоположников неомарксизма, в то же время его называют своим предшественником «новые правые» в Европе. Одно из главных положений теории Грамши – учение о гегемонии, т. е. господстве определенного класса в государстве с помощью не столько принуждения, сколько идеологической обработки населения через СМИ, образовательные и культурные учреждения, це
Обращаясь к биографии великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, стало привычным называть имя знаменитой певицы Полины Виардо как предмета его многолетнего увлечения, в какое-то время любви и, во всяком случае, многолетней привязанности. Эти сложные отношения действительно существовали, приносили светлые минуты, но гораздо чаще тяжелые, безысходные, не дававшие вырваться из заколдованного круга, как говорил сам писатель, несвободы.А м
Сборник рассказов "Красноярск 2045", что стал одним из самых значимых эпизодов в жизни и творчестве Тимура Агаева! Перестрелки, интриги, да и различного рода выживание прилагаются. Содержит нецензурную брань.
Не ходи в ту избушку, там живет ведьма! Да только кто верит в эти бабушкины сказки?Не бери ничего из рук старухи, это опасно! А что делать, если яблоко будто само скользнуло в мои ладошки?И вот уже моя жизнь полна странностей, а таинственный незнакомец, который называет себя моим куратором, дает непростые задания и делает предложения, от которых никак не откажешься. И, черт возьми, ну почему он такой привлекательный?