Тайм-менеджмент – это не искусство пофигизма
Мы не будем никуда спешить. Моя бабушка всегда говорила: «Тёма, горячо! Ешь не спеша, не глотай большими кусками. За нами ведь никто не гонится…»
Я бы не рекомендовал пытаться получить от этой книги просто быстрый результат, стремительно пролистав выбранные главы, «заглотив большие куски», так сказать, как часто происходит с профессиональными читателями. Вы можете сделать и так, конечно, – но тогда вы упустите половину из того, что эта книга может вам в принципе дать. Читайте в свое удовольствие и последовательно. Читайте медленно. В конце концов книга – это не инструкция к стиральной машине и не сборник кулинарных рецептов.
Мы не будем никуда спешить. Ближе к концу книги вы вообще поймете, что большая часть спешки в нашей жизни в принципе бессмысленна. Хотя об этом же говорит уже и самый первый эпиграф. Но! Это не значит, что Дедлайнер не научит нас быстро и в срок делать все нужные дела. Мы ведь для этого собрались? Но успевать мы будем все глубоко осмысленно и с полноценным проживанием каждого момента.
Кстати, на Западе сейчас стало очень популярным так называемое slow movement («движение в защиту неспешности»). Это целое течение западной мысли и литературы, а также огромная индустрия [подробнее: Honoré 2004]. Slow movement производит некую культурную революцию, опровергая идею о том, что «быстрее» значит «лучше». Нет, не значит! При этом slow movement – не о том, как искусственно замедляться. Это о том, как все делать в правильном темпе, не теряя чувства и красоты каждого мгновения. Делать все с максимальным качеством, а не с максимальной скоростью. Slow movement имеет много ответвлений. Например, slow food («медленная еда»), где воспитывается культура питания. Slow art. Slow sport…
При всем при том предлагаемая в данной книге система не одна из тех многих тайм-менеджерских (ТМ) практик, которые просто предписывают забить на менее важные дела, ведь на них все равно не останется времени. Вообще, гениальный подход, да? Темп жизни сейчас сумасшедший, задачи валятся из всех щелей, в сутках всего 24 часа, и сколько-то из них нужно спать, человек явно всего не успеет – так давайте просто отрежем часть жизни и забьем на нее! И весь трюк лишь в том, как сделать это, не травмируя собственную психику, то есть в том, как одновременно – не успевать и оставаться спокойным.
Но тайм-менеджмент не о том, как на что-то забить. Особенно в тех случаях, когда забить ни на что нельзя. Бывают такие проекты, где в буквальном смысле тысячи и тысячи задач, и ни на одну из них нельзя забить. Например, организация Олимпиады. Или строительство крупного моста.
То есть тайм-менеджмент – это не искусство пофигизма!
И с Дедлайнером мы будем успевать все, что нужно успевать. Все – от покупки зубной пасты до подготовки и подписания стратегических контрактов на десять лет – все будет учтено, зафиксировано, занесено в список, ранжировано, запланировано и в итоге сделано в нужный момент. И здесь не будет неважного: покупка зубной пасты столь же важна порой, как и подготовка больших рабочих проектов. «Личное» и «рабочее» вообще очень тесно связаны и должны быть интегрированы в единую систему планирования. И обо всем этом – чуть позже…
Многие современные деловые книги начинаются с раздела о том, как «мир изменился». Это уже стало штампом и банальностью. Но это правда.
В феврале 2005 года трое бывших сотрудников PayPal: Чад Херли, Стив Чени и Джавед Карим – создали сервис YouTube. То есть вдумайтесь: еще в конце 2004 года (и весь период ранее) YouTube не было в принципе! По меркам истории это было минуту назад – сервису всего 15 лет! Но вы можете себе представить жизнь без YouTube сегодня? Спустя полтора года, в ноябре 2006-го, Google покупает YouTube у этих практически еще подростков, заплатив рекордные 1,65 миллиарда долларов.
Примеры можно множить до бесконечности: Facebook, Instagram (ему вообще меньше десяти лет от роду), Telegram и т. д. Мир меняется по меркам истории с космической скоростью. И меняется он прежде всего с точки зрения плотности и интенсивности коммуникаций. То, что сто лет назад, и пятьдесят лет назад, и даже тридцать лет назад было немыслимо, – сейчас есть в каждом доме у каждого жителя мегаполиса. Именно уплотнение коммуникаций и тотальная цифровизация напрямую связаны с проблематикой тайм-менеджмента: плотность коммуникаций определяет плотность и интенсивность новых входящих задач, а значит, интенсивность рабочих процессов и управления ими.