В одной из губерний Российской империи появилась группа людей, которые стали исповедовать религию своих дальних предков славян – язычество. Но, когда в руках одного или нескольких лиц сосредоточивается власть над многими людьми, это может привести к печальным последствиям!..
Владимир – один из древнейших городов России. Назван он так в честь Киевского князя Владимира I Святославича – правнука Рюрика. В 988 году он принял христианство по греческому обряду, которое затем стало государственной религией Киевской Руси. А до этого исторического события у славянских племен с незапамятной древности была своя религия – вера не в одного, а во многих богов. Они имели свой язык, ритуалы, обычаи, знаки и символы, которые постепенно стали намеренно уничтожаться теми, кому это было выгодно. Язычество имело свое представление о том, как устроен этот мир. Среди славян выделялась особая группа людей, которых именовали жрецами. Считалось, что они владеют магией, тайной информацией, благодаря которой могут взаимодействовать между миром людей и миром богов. Конечно, всему рано или поздно приходит конец. Ничто не стоит на месте. День сменяет ночь, а империи рушатся как карточные домики, и на их месте появляются новые. Это неизбежные процессы, которые необходимо принять. Все мы плывем по течению одной реки под названием «жизнь». Но когда мы оказываемся на перепутье и встает выбор, куда двигаться дальше – налево, направо или прямо – каждый из нас сам выбирает, что для него лучше. И от принятого нами решения будет зависеть дальнейшая жизнь.
Христианство появилось на Руси в конце X столетия, но многие люди упорно отвергали новую религию. Тогда князь Киевский отдал приказ разрушить все капища (храмы) славян, а самих язычников либо насильно заставить принять новую веру, либо выслать их за пределы княжества. Времена были неспокойные. Все то, что наши предки хранили, передавали своим потомкам из поколения в поколение на протяжении столетий, вдруг из-за волевого решения одного человека стало искореняться, в корне изменился привычный уклад жизни. И хотя многие язычники предпочли отправиться в мир иной, нежели смириться с новыми порядками на земле их пращуров, многие все же поменяли религию, хотя в глубине души продолжали верить в своих богов. Эти люди сбивались в сообщества, собиралась по ночам, подальше от чужих глаз, и продолжали соблюдать тайные обряды. С каждым столетием последователей язычества становилось все меньше и меньше. И вот, к концу XVIII столетия их остались единицы. Однако несмотря на то, что с тех пор прошло много времени, их вера в древних богов оставалась по-прежнему непоколебимой.
Восемнадцатый век постепенно подходил к концу. В городе Владимире в то время проживали пара тысяч человек. Большинство жителей знали друг друга в лицо. Многие дружили между собой не одно десятилетие.
В 1798 году в город приехал пожилой купец. Откуда он прибыл, никто не знал. Да и он не особо любил об этом говорить. Как только он въехал в город, люди заметили рядом с ним двух красавиц. То были его дочери – Василиса и Святослава. Обе высокие, стройные, с длинными косами. С момента их появления многие уважаемые семьи хотели женить своих сыновей на одной из его дочерей. Но Андрей Иванович Белоусов, а именно так звали приезжего купца, не желал выдавать своих дочерей замуж по расчету. Он дал им право выбирать, с кем они готовы прожить свою жизнь. Долгое время никто не мог понравиться красавицам Белоусовым.
Прошел год. Количество мужчин, желающих породниться с приезжим купцом, только увеличилось. Однажды теплым июньским вечером 1799 года, прогуливаясь возле Дмитриевского собора, девушки заговорили о том, как скучно им здесь живется. Вот если бы отец отвез их в Москву или Санкт-Петербург…
– Видимо, не суждено нашим мечтам сбыться, сестра.
– Нет, Василиса, рано или поздно удача улыбнется нам. Стоит немного подождать и ты сама убедишься в правоте моих слов, – возразила Святослава.
Девушки остановились и невольно залюбовались рекой Клязьмой. И если Святослава более-менее верила, что ей улыбнется удача, то Василиса придерживалась иного мнения.
– Я не могу так больше жить! – воскликнула она. – Мне тяжело здесь без нашей матушки.
– И что ты предлагаешь? Вернуться обратно?
– Хотя бы! А иначе я не вижу смысла в жизни.
– Ты что это удумала, а?! Решила свести счеты с жизнью?
Только Василиса хотела ответить сестре, как увидела идущего в их сторону молодого человека.
– Святослава, смотри. Мне кажется или я его впервые вижу?
Глаза девушки засверкали. Никуда не спеша, молодой человек направлялся в сторону своего дома, но, заметив двух очаровательных незнакомок, улыбнулся, подошел к ним и поздоровался так приветливо, будто ожидал этой встречи всю свою жизнь.
– Добрый вечер, барышни!
– И вам вечер добрый! – ответила Святослава.
– Я живу в этом городе всю свою жизнь и знаю в лицо почти всех жителей. Но вас я вижу впервые.
– И мы тоже – сколько ни приходило молодых людей просить нашей руки, но вас среди них мы не видели! – дерзко ответила Святослава.
– Забыл представиться. Меня зовут Ярослав Иванович Норов, а вас как изволите величать?
– Святослава Андреевна Белоусова, – чуть смягчив тон, ответила девушка. – А это моя младшая сестра – Василиса Андреевна.
– Отчего же она молчит? Неужели она меня боится?
– Ну что вы. Просто она не привыкла разговаривать на улице с незнакомцами.
– Понимаю, – покачав головой, произнес мужчина. – Что ж, не буду вас отвлекать. Мне пора.
– До свидания, – попрощалась с ним Святослава.
– Хорошего вечера!
Но, не успел он отойти от девушек и двадцати шагов, как Василиса, не сдержав свои чувства, крикнула:
– Постойте!
Мужчина остановился. Красавица поспешно подошла к нему.
– Извините мое молчание. Мы с сестрой находимся в этом городе чуть больше года, и большую часть времени проводим в доме отца. Вы могли бы, как будет у вас время, сводить нас на экскурсию? Показать город.
– С большим удовольствием!
– Прекрасно, а когда?
– Давайте встретимся здесь же через три дня. Ближе к полудню.
– Хорошо, тогда до встречи.
– До встречи, Василиса Андреевна.
И Ярослав ушел, не оглядываясь. Вернувшись к Святославе, Василиса увидела, как резко изменилось выражение лица ее сестры. В нем можно было разглядеть зависть и соперничество. Очевидно, двум сестрам понравился один и тот же человек, что не редкость во все времена.
– Сестра, почему ты на меня так смотришь, будто я тебе сделала что-то плохое? – спросила Василиса.
– Тебе показалось… Уже темнеет. Нам пора. Мы же не хотим, чтобы папа начал беспокоиться?