Мы верим в свое бессмертье, —
Когда мы устанем биться,
На смену придут другие,
Моложе и лучше нас…
Николай Добронравов
Сегодня мусульмане всего мира живут в культурно-сложном обществе. Одновременно в нем соседствуют христиане, буддисты, атеисты, представители разных культур и мировоззрений. Живя в таком мозаичном мире, мусульмане стоят перед лицом двух противоречащих дуг другу задач. С одной стороны, мусульманину важно сохранить свою собственную культуру и ценности. С другой, ему необходимо быть частью современного мира. Мусульманину важно быть представителем и своего народа, и родной страны, и общечеловеческой культуры. Путь этот не прост.
Еще одна важная задача заключается в том, чтобы сохранить национальную культуру не только для себя, но и передать ее детям. С педагогической точки зрения здесь видится несколько иллюзий. Недальновидным мусульманам кажется: «Раз я стал верующим, то автоматически мой ребенок будет мусульманином». Отец говорит о своем сыне: «Я читаю намаз, мой ребенок рядом ходит и тоже научится». Конечно, есть родители, чьи дети читают намаз, держат пост, девочки носят платок, и им нравится тот путь, который выбрали родители. В будущем они готовы его поддержать. Но сегодня многие мусульманские семьи сталкиваются с непониманием собственных детей, которые относятся к религии без пиетета.
В 1990—2000-е гг., после десятилетий советского атеизма, огромное количество людей вновь обратились к религии. Кризис государственных институтов, разочарование в коммунистической модели и последовавший вслед за этим идеологический вакуум подвиг людей к вере. Последовательно это коснулось как православия, так и ислама. В 90-е годы мусульманские, христианские, иудейские и буддийские религиозные организации по всей стране озаботились тем, чтобы вернуть к жизни старые храмы и мечети. Сообщества верующих начали строить мечети, и их число выросло на порядок: от нескольких десятков до нескольких тысяч по всей стране.
На этапе религиозного возрождения многие верующие стали приобщать к исламу и своих детей. В это время в домах Аллаха зазвучали голоса ребятишек. Однако незнание возрастной психологии и недостаток методической литературы привели к тому, что на детей обрушился такой поток новых знаний, который детская психика не смогла принять. Тысячи детей разочаровались в религии. Связано это с тем, что мировоззрение родителей и их детей формировалось в разных культурных парадигмах.
Между тем, после распада СССР появились новые поколения молодых людей, которые могли выбрать себе в современном супермаркете идей любое мировоззрение. И это может быть совсем не ислам.
Человек нерелигиозного мировоззрения может рассуждать: «Пусть мой ребенок выберет в себе тот путь, который ему нравится». Для верующего человека эта ситуация невозможна, потому что в картине мира мусульманина судьба и будущее человека привязаны к его религии. Сто пятьдесят лет назад человек, который родился в общине, с высокой долей вероятности остался бы мусульманином. Сегодня, если ребенок не останавливает свой выбор на исламе, то может разочаровать своих родителей. Поэтому мусульманин должен ставить вопрос о семейном религиозном образовании на первый план.
Проблема разрыва поколений и передачи религиозной культуры своим детям характерна не только для ислама. Так или иначе, все родители – представители других традиционных конфессий: православные, буддисты, иудеи – сталкиваются с этим вопросом. Возле многих храмов висит старая пословица: «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придется говорить с Богом о детях». Очень правильные слова, которые должен взять на вооружение каждый верующий.
Конечно, есть в представлении людей типичные стереотипы. Например, отец свой долг перед семьей сводит к формуле: «Я зарабатываю деньги». Есть подмены типа: «Кого надо, того Аллах сам наставит на путь истинный». И вот уж действительно, теперь можно вообще ничего не делать!
Между тем, мы помним хадис нашего достопочтимого господина Пророка Мухаммеда, который сказал бедуину: «Привяжи верблюда и тогда полагайся на Аллаха». Это высказывание побуждает нас создавать причины для определенных действий.
Немногим более года тому назад в мечетях Духовного управления мусульман Республики Башкортостан я начал читать лекцию «Проблемы мусульманского образования». Я благодарен муфтию-председателю Айнуру Азаматовичу Биргалину за предоставленную возможность поделиться своими мыслями с мусульманской аудиторией. Иногда обсуждение выходило далеко за пределы часового лекционного формата и продолжалось в кулуарах. Случалось, что после кто-либо из слушателей просил меня повторить ее в другом сообществе. В процессе выступления многие мусульмане комментировали те или иные сюжеты лекции, многие из этих рассуждений я включил в эту книгу. Я приношу людям искреннюю благодарность за интересные идеи и примеры.
Суть лекции сводилась к одной простой мысли, объединяющей и проблемы и решения: наша задача состоит в том, чтобы создавать воспитательную среду. Эта среда состоит из множества элементов, о которых мы пойдет речь в этой книге. Рассуждения, представленные в книге, не претендуют на абсолютную правоту. Это лишь публицистические заметки, которые, я уверен, заставят вас о многом задуматься.
Прежде чем перейти к основному материалу, хочется рассказать о типичных семейных историях воспитания детей.
В мусульманском сообществе есть разные семьи. Представьте себе верующего, который женился на женщине, не исповедующей ислам. Может быть и наоборот. Бывает, что супруга исповедует ислам, но для нее Пророк Мухаммед (с.а.с) – это просто выдающаяся историческая личность. Ничего более. Дальше этого имени ее знакомство с исламом не идет. В этом браке родились дети. Отец проводит на работе значительную часть времени, с детьми занимается мать. Хорошо, если она хотя бы одобряет ислам как приемлемую социальную модель. Но отец слишком устает на работе, чтобы заниматься духовным образованием своей супруги. И у него нет сил заниматься духовным образованием детей. Он им не рассказывает истории про Пророка (с.а.с), про историю ислама, про ценности. И вот вопрос: какова вероятность того, что его дети станут реально соблюдающими духовную практику мусульманами?
Вопрос, похоже, риторический. Если такой человек будет говорить, что у него нет времени, и ему нужно работать, то его можно сравнить с сумасшедшим, который беспокоится о том, что неплохо было бы пообедать – в то время, когда у него горит дом…