Ну наконец-то дедушка согласился идти за грибами! Вечером он объявил Витале, что завтра с утра, с первыми лучами солнца, они идут в лес, поэтому сегодня спать надо лечь пораньше. Маму с папой решили не брать.
«Толку от них в грибном деле никакого, пусть лучше отдохнут», – с деловым видом поделился своими мыслями с дедушкой Виталя.
Про Ваньку даже и разговора никто не заводил, естественно, брать его в лес по грибы никто не собирался. Ваньке было уже 5 лет, но все относились к нему, как к маленькой ничего не понимающей ляльке. Хотя где-то это было недалёко от истины, но кое-что эта «лялька» уже понимала. А понимал Ванька то, что утром будет что-то необычное, интересное, куда берут Виталю, а его нет, и интересное это начнется прям на рассвете, когда все еще будут спать.
Дедушка строго сказал, что будить долго Виталю не будет и если он с первого раза не проснется, то второго раза не будет и он, дедушка, уйдет за грибами один. Виталя заверял дедушку, что проснется еще раньше него. Поскольку электричества на даче не было, то не было и телевизора, поэтому все легли спать в 9 часов вечера. Наверно, все и заснули быстро, все кроме Ваньки, который решил пренепременно пойти с дедушкой и Виталей за этими самыми грибами.
«Я еще и кошку Дымку с собой возьму», – решил Ванька, – «поводок у нас есть, может она в поиски этих самых грибов очень поможет, она же все таки животное, какое-никакое». Но самое главное, а это Ванька, не смотря на свой маленький возраст, прекрасно понимал, -это проснуться утром, чтобы его не забыли. Спать Ваньку уложили на одном диване с бабушкой, на соседнем диване лег спать дедушка, мама с папой и Виталей легли спать на втором этаже. Когда все заснули, Ванька выкатился из-под бабушки, спрыгнул с кровати на пол и, пройдя на веранду, принес тазик и поставил его рядом с дедушкиным диваном, напротив его ног. План у Ваньки был следующий: утром дедушка встает, наступает в тазик, получается шум и он, Ванька, просыпается, и им придется взять его вместе с собой. Правда, почему дедушке с Виталей придется взять его с собой, он не особо задумывался, главное для него было проснуться утром.
Поставив тазик, Ванька залез на диван под одеяло и заснул.
Утром всех разбудил пронзительный визг кошки Дымки, вслед за визгом раздался металлический скрежет летящего под диван тазика и уже потом дедушкин крик, в котором дедушка спрашивал всех присутствующих – кто же поставил тазик возле его дивана?
Ванькин план сработал на 100%, в поставленный тазик улеглась спать кошка Дымка, чем усилила эффект выстроенной ловушки. Дедушка, проснувшись, встал с дивана, наступил на кошку, следом тазик полетел под диван, и в общем, все проснулись. Ванька решил не медлить, а громко объявил:
– Я тозе иду за гибами!
Дедушка был настолько зол такой необычной побудкой, что даже не стал спорить, а лишь сказал Витале:
– Смотреть за братом будешь сам.
Ваньк, просияв от радости, накинул на Дымку поводок, сидел и смиренно ждал, когда мама его накормит.
Одевшись и слегка позавтракав, процессия выстроилась на веранде. Без смеха смотреть на них было нельзя. Первый стоял дедушка, одетый в специальный антикомариный костюм, шляпу с сеточкой на лице, в руках было ведро. Виталя был одет в большие резиновые сапоги, старый, зашитый спортивный костюм и зимнюю вязаную шапку. И завершал эту процессию Ванька – также в резиновых сапогах большего размера, в двух парах колготок и каком-то женском берете на голове. На поводке он с гордым видом держал перепуганную кошку Дымку. Вид у Вани был лихой до безобразия, глаза горели, на лице застыла безумная улыбка. Папа, мама и бабушка просто закатывалось со смеху. Папа сказал, что такой компании даже зайцы будут помогать собирал грибы. А бабушка сказала, чтобы они не выходили на дорогу, где много людей, так как их могут забрать в дурдом. Дедушка уже пожалел, что собрался за грибами, лучше бы было просто сходить на ближайшее озеро.
Процессия вышла за калитку и пошла в сторону леса. Первый шел дедушка, потом Ванька, который тащил на поводке не желавшую идти за грибами кошку, и замыкал шествие Виталя. Когда углубились в лес, дедушка сказал, что строем за грибами никто не ходит и предложил следующий план. Виталя с Ваней идут впереди, а дедушка чуть в стороне, не упуская их из виду. Если вдруг кто заблудится, останавливается на месте и зовет остальных.
– Ну все, пошли искать грибы, сказал дедушка, Ванька дернул Дымку за поводок, как будто данный призыв относился к ней.
Виталя с Ваней выломали себе по палке и, сшибая макушки кустов и разгребая прошлогоднюю листву, пошли вперед.
Сбор грибов продолжался уже около часа, у дедушки было почти полное ведро, у Витали с Ваней дела похуже. Ваня почему-то огромную надежду в поисках грибов возлагал на Дымку, и поэтому бесконечно толкал ее под все деревья, думая, что она сейчас найдет гриб. Виталю это все злило, и он всю дорогу объяснял Ваньке, что кошка к подосиновикам и подберезовикам не имеет никакого отношения и искать их ни при каких обстоятельствах не будет. Так за весь час они и не нашли ни одного гриба.
– Ну, всё, поворачиваем назад, – объявил дедушка.
Процессия развернулась и двинулась в обратном направлении, больше всех этому обрадовалась Дымка, т. к. Виталя сжалился над ней и взял на руки. Ванька радостный, что освободился от бесполезной и не оправдавшей его надежд кошки бежал впереди, его красный берет был хорошо виден среди зеленой листвы. Вдруг все услышали короткий Ванькин крик и берет пропал из виду, дедушка с Виталей бросились к тому месту, где последний раз мелькнул берет. Подбежав к кустам, они оказались на краю глубокого оврага, на дне которого виднелся красный берет.
– Ванька, Ванька, – позвали его поочерёдно дедушка и Виталя, – ты там как? Давай выбирайся.
– Не могу, откликнулся Ванька, – нога боит, я ее удалил сина, так сина, сто стать не могу.
– Вот повезло с братом, устало сказал Виталя, – кошку за него тащил, а сейчас еще и его тащить что ли?
Виталя стал осторожно спускаться в овраг, приговаривая: – знаешь, Ванька, наверно мы тебя здесь оставим, ты толстенький долго продержишься, а мы за тобой папу пришлем, согласен?
– Нет, – сказал Ванька, – я тада буду пакать, – и стал нарочито громко всхлипывать.
– Ладно хватит ныть, я уже почти спустился, давай руку, – сказал Виталя и протянул свою руку брату. Ванька ухватился за Виталину руку и попытался поднялся.
– Нога боит, – сказал он.
– Видать вывихнул, – вздохнул Виталя, и, обхватив брата одной рукой, цепляясь за кусты второй, стал выбираться наверх. Карабкались ребята минут десять. Выбравшись из оврага, Виталя упал без сил на траву. Ванька тоже устал, но больше его беспокоила вывихнутая нога. Дедушка уже понял, что путь домой несколько затянется, и пока Виталя тащил из оврага Ваньку, сделал из лиан и еловых веток нечто подобное саней.