Дениз Лиар - Детский юнгианский психоанализ

Детский юнгианский психоанализ
Название: Детский юнгианский психоанализ
Автор:
Жанры: Детская психология | Психоанализ | Зарубежная психология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2008
О чем книга "Детский юнгианский психоанализ"

Автор книги, Дениз Лиар, на основе своего богатого опыта работы с детьми заставляет нас по-новому взглянуть на психическое здоровье ребенка, на реальный смысл его функции воображения. Ребенок естественно живет в мире мифов и игры, в своем персональном воображении, которое выражает его истинную природу. Но ему нужно быть бдительным и осторожным, потому что существует опасность спутать мир своих фантазий с реальной жизнью, перенести этот мир на реальных персонажей и отношения с ними, что может явиться причиной конфликтов и неврозов, детских психозов, где «продукции» бессознательного поглощают субъекта.

Эта книга восполняет очевидный пробел в литературе по детскому психоанализу и может стать настольной книгой детского психоаналитика.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Детский юнгианский психоанализ


Denyse Lyard

Les analyses d enfants

Une clinique jungienne


Albin Michel



Печатается с разрешения издательства Albin Michel.


Перевод – С.А. Бикина, О.Я. Журавлева


© Editions Albin Michel S.A., 1998

© «Когито-Центр», перевод на русский язык, оформление, 2008

Введение

Аналитическая психология и детский анализ должны были пройти длинный путь, прежде чем объединиться. В настоящее время появляется все больше и больше аналитиков, занимающихся детским юнгианским анализом во всех уголках мира. Поначалу, следуя путем психиатра и аналитика их Цюриха Карла Густава Юнга (1875–1961), они ограничивались лишь аналитическим «пониманием», базируясь на воспитательном аспекте и просветительской работе среди родителей, не проводя анализа маленьких пациентов.

Сдержанность и колебания Юнга понятны, если принять во внимание его собственный опыт влияния бессознательного, с которыми он столкнулся ребенком прежде, чем стал способен противостоять этому сознательно. Из его автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления»>1 мы узнаем, что эти ощущения у него появились с четырех лет. Они нашли свое выражение в ужасных нуминозных снах, которые ставили под сомнение жизненные ценности родителей и их ближайшего окружения. Разочарование, так рано появившееся у маленького мальчика, лишило его ощущения безопасности, которое обычно обеспечивают родительские ценности. Именно этот ранний мучительный опыт может объяснить недоверие Юнга ко всему, что может акцентировать бессознательные влияния у ребенка. Он считал, что родители и воспитатели должны помочь ребенку освободиться от этих бессознательных влияний, чтобы он мог построить собственное Я, в дальнейшем способное на конфронтацию. Поэтому анализу ребенка он предпочитал анализ родителей, выстраивая линию поведения воспитателя по отношению к ребенку. Отсюда и родилась семейная психотерапия.

Желая покончить с мифом о том, что якобы Юнг никогда не проявлял интерес к детству и к развитию, я обратилась к его письмам на эту тему. Должна констатировать, что в начале своей карьеры его наблюдения за детьми и его мысли о психологии детей были связаны с изменением его отношения к идеям Фрейда, что подтверждает их переписка 1907–1912 гг.>2 Этот переломный этап в жизни и творчестве Юнга мы рассмотрим в первой части книги.

Обратимся к понятиям анализ и аналитическое отношение. Надо дать им определения потому, что их понимание различно у юнгианцев, фрейдистов и лаканистов. В одной из своих лучших книг «Психология переноса»>3 Юнг дал определение этих понятий.

Анализ – это сложное переживание в отношениях двух бессознательных и двух сознаний в неравноправной позиции, где аналитик предвосхищает своего анализируемого в осознании происходящего процесса. В этом динамическом поле может появиться множество структур, образующих Я, – тех, которые составляют личное бессознательное, – и организующих структур личности любого человека (сознательное и бессознательное), то есть человеческих схем, которые составляют коллективное бессознательное. Активизация бессознательных содержаний при переносе позволяет анализанду их осознать и противостоять им благодаря отношениям с аналитиком, отношениям, порождающим различение: «Да, это действительно мое, а это мне не принадлежит; я выбираю больше не быть таким». Способ стать самим собой, актуализировать, осуществить реализацию проекта становления себя, своей самости, себя абсолютно целого. Способен ли на это ребенок? Есть ли в нем Я достаточно выстроенное, чтобы пережить противостояние? И особенно важно – имеет ли он возможность войти в отношение со своей самостью? Последняя уже существует?

Первые теории, касающиеся психотерапии и юнгианского психоанализа детей, были созданы благодаря Майклу Фордхаму, лондонскому детскому психиатру и ученику Юнга. Он был вынужден выковать свое собственное оружие в период Второй мировой войны, находясь в изоляции на острове, вдали от учителя, но рядом и в сотрудничестве с аналитиками-фрейдистами, в частности, с Мелани Кляйн.

Хотелось бы заметить, что дети организуют свои отношения с миром, с другими людьми и с самими собой по схемам, в которых главную роль играет тело и бессознательное во взаимодействии с островками Я, которые, хотя и существуют с самого начала, но выстраиваются в целостное Я постепенно. Именно с этой сомато-психической целостностью анализ вступает в отношение, тем самым помогая ребенку развиваться в новом качестве.

Фордхаму принадлежит разработка понятия «первичная Самость»>4, эта биопсихическая целостность, которую я называю также «центральным организатором». Он описывает модель функционирования, из которой вытекает терапевтическое отношение, так любимое англичанами, и к которой я обращусь во второй части моей книги.

Эрих Нойманн, другой юнгианец второго поколения, был аналитиком в Тель-Авиве с 1934 по 1960 годы, он оставил богатое наследие, в котором отразились его разнообразные интересы. В конце жизни Нойманн стремился обозначить структуру и динамику рождающейся личности ребенка. Его подход отличается от подхода Фордхама, он исключительно полезен тем, кто сталкивается с самыми архаичными зонами психики. Еще в своей работе «Происхождение и развитие сознания»>5, представляющей широкую этно-мифологическую картину, он углубился в изучение Феминности, а в «Великой Матери»>6, истории Эроса и Психеи>7, продолжил изучение Феминности в супружестве>8. В «Ребенке»>9 он затронул клинический аспект человеческого развития; к сожалению, это произведение осталось незаконченным. Сегодня многие концепции, созданные Нойманном, используются большинством юнгианцев, среди которых – и детские, и взрослые аналитики. Я рассмотрю эти концепции во второй части моей книги, они включают в себя понятия, которые я обычно использую.

Этот краткий исторический экскурс позволяет понять, почему детский психоанализ так поздно нашел свое место в рядах юнгианских обществ аналитической психологии. Его официальное признание произошло на девятом конгрессе международной Ассоциации аналитической психологии, который состоялся в Иерусалиме в 1983 году. С тех пор детские аналитики прокладывают свой путь и помогают аналитикам взрослых найти первопричину конфликта. Я ставлю перед собой такую же цель, обобщая свой клинический опыт в последних частях своей книги.

Часть первая

К.Г. Юнг и ребенок

Глава первая

Диалог с Фрейдом

Читая переписку Фрейда и Юнга (1906–1910), я поняла, какую важную роль в жизни и творчестве Юнга сыграли его встречи с юными пациентами, а также возможность наблюдать за реакциями старшей дочери на появление на свет младшего брата в конце 1908 года. Из этих писем становится ясно, как Юнг меняет свою точку зрения на детство и отношение к детям. Это подтверждается биографией Фрейда, написанной Петером Геем


С этой книгой читают
Многие дети, никогда ещё не видев волков, уже их сильно боятся! Через уникальный метод "Обсмеём свои страхи! " – сказка настроит детей, на радостное взаимодействие с миром! После прочтения книги, мировосприятие Вашего ребёнка улучшится, ведь мир – наш друг! И даже волк, может быть веселым героем сказки. Это уравновесит эмоциональное состояние ребенка, улучшит сон, который будет гармоничным и спокойным. А когда ребенок подрастет, можно будет расск
Виктория Зонова – современная российская писательница, психолог и иллюстратор книг для детей. Она создает увлекательные терапевтические сказки с любовью и тонким пониманием детской психики. В ее сказках добрые чудеса кажутся реальными, а главными персонажами всегда являются дети. Виктория мама троих детей. И старший сын вдохновил ее на написание этой книги. Сказка про приключения мальчишки и кота. Эта сказка научит дружбе, храбрости и находчивост
Во всем мире ежегодно пропадает около восьми миллионов детей. В России ежедневно пропадают более сотни детей, за год – до пятидесяти тысяч. Это страшная статистика! Часть из них теряется, часть похищается. В первую очередь – это задача родителей предпринять меры и проработать с ребенком схемы поведения, если малыш окажется в сложном положении. Применяя доступные технические средства, родители могут минимизировать возникновение опасной для жизни и
Данная книжка написана для детей, кто начал учиться, и для их родителей. Авторы – ученица 2-го класса и её Папа, столкнулись с проблемой учёбы в школе, и, при совместном обсуждении, нашли и раскрыли секреты учёбы. В результате Виктория закончила школу с отличными оценками, и далее техникум и ВУЗ с красными дипломами. Секреты просты и понятны, и реально очень помогают облегчить учёбу и повысить качество образования. Эти секреты нужны не только шко
Одиночество – общий удел, Да не всякий его сознает, – Ты себя обмануть не хотел, И оно тебе ад создает. И не рад ты и рад ты ему, Но с тоской безутешной твоей Никогда не пойдешь ни к кому – И чего б ты просил у людей? Никому не завидовал ты, Пожелать ничего ты не мог, И тебя увлекают мечты На просторы пустынных дорог. Фёдор Сологуб
Небольшой сборник философских рассказов, заставляющий задуматься о превратностях судьбы, ценности человеческой жизни, дружбы, любви, семьи – о всем том, что так дорого каждому из нас.
Лилит, заурядная воровка, нацелилась стать мировым злом, точнее злодейкой. А помогать ей будет загадочный артефакт. И бог – по собственной воле. Честно-честно, Элруса никто не заставлял предавать Камиллу. Закончиться ли всё хэппи-эндом? Да. А для кого – покажет лишь время.
После дворцового переворота одаренная ведьма Дейна Морлан попадает в плен к новому королю. Единственный маг, который способен ее спасти, бессилен и связан другими обязательствами, но Дейна не унывает. Если она не сможет одолеть короля, то встретит свою забытую любовь. Или все-таки наоборот? Путь, который предстоит пройти Дейне, долгий и тернистый, но и награда за победу огромна.