Если у земли есть душа, то искать ее надо в России…
Вопрос: Здравствуйте, Терентiй! Хотелось бы начать с такого вопроса: Скажите, поэзия – она для вас искусство или, скорее, средство выражения ваших философских взглядов? Не один год известен Травнiкъ афорист, философ, а теперь поэт…
Ответ: Поэзия для меня творчество и никак не искусство. И все же я, скорее, философ, говорящий и пишущий на поэтическом языке. А что, есть и такой, он еще называется родным. Можно еще добавить – родным русским языком. Для России язык – это и есть ее золотовалютный фонд, а уж потом только золото и нефть… Скажу сразу, где язык мощнее – там и душа шире, и дух ярче. А больше ничего и не надо, только овладеть всем нам настоящим родным языком – самым ценным из известных на данный момент полезных ископаемых и уже достаточно редким. Вот тут, в этом самом овладении и начинаются проблемы. Но это иная, большая тема…
Вопрос:Терентiй, ваши стихи пронизаны любовью к Родине. Считаете ли вы себя патриотом? Как вы понимаете патриотизм?
Ответ: Начну, если позволите, отвечать с последнего вопроса. Патриотизм… Как я понимаю патриотизм? Безусловно, у каждого человека здесь, на планете, есть место, где он родился, где он рос, учился ходить и говорить, впитывая в себя все настроения, все особенности этого места, другими словами, воспитывался и взрослел на этой земле. Поскольку оно находится на территории какой-нибудь страны, то эта страна и определяет своими качествами – духовными и культурными – всю структуру этого места и, соответственно, качества личности рожденного на этой территории. Это и есть его Родина. Родину, как и родителей, не выбирают, а принимают и любят. Поэтому для меня любить Родину и родителей – понятия единые. Что касается патриотизма, то для меня это способность человека славить свою Родину, другими словами, жить так, чтобы любой иноземец «влюбился» в вас и в землю, которая вас родила. Когда «патриоты» гонят все инородное, это не патриотизм, это утверждение себя за его счет, самоутверждение. Просто так проще. Скажите, что легче – все выбросить и сесть царьком, или мудро править, сохраняя мир народов и пользуясь опытом разных культур? Вот второе, сложное, и есть – патриотизм. Любой бунт в стране, который изгоняет лишних жителей – это ее позор, но никак не патриотизм. Обычно патриоты, это либо ультралевые, либо ультраправые партии. Но вся красота патриотизма, вся его сила в том, что он могуч, когда централен. Этим и славится Россия, своей душевностью. Если у земли есть душа, то искать ее надо в России…
Вопрос: Так могут и на шею сесть…
Ответ: Стране, в которой развит истинный патриотизм, на шею не садятся и не сядут никогда. С ней, как правило, считаются и уважают. А вот там, где лживый патриотизм, а такой повсеместно, там могут. Поэтому там и гонят всех за кордон местные экстремистские силы. Проще выгнать. А дальше что делать? Те, кто гонят, как правило, строить не умеют, они настроены на войну, а нужны строители. Эти должны еще вырасти. Проще изначально понять и воспитывать настоящие патриотические чувства в обществе.
Вопрос: У вас есть сборник стихов «Вечный май», посвященный подвигу нашего народа в годы войны. Стихи новые, замечательные. Что вас сподвигнуло к написанию этих стихотворений? Опять же чувство патриотизма или что-то иное?
Ответ: Это стихи о войне. Когда уходят ветераны, то остаются поэты, которые продолжают ими начатое дело. Я поэт, я не могу не писать о подвиге своего народа. С этого и начинается поэтическая красная строка.
Вопрос: Не так давно вышла ваша книга «Альфа Вита», сборник духовной поэзии. Какова ее история?
Ответ: В книгу вошли мои духовные стихи. Решили их расположить по алфавиту, для удобства. Позже появилось и созвучное название, но с иным смыслом. Альфа жизни, думаю, так и называется она, «вита» по латыни жизнь… Я пишу стихи, и так сложилось, что среди них немало духовных. Мои друзья предложили мне такую идею, собрать их под одним названием и в единый сборник. Сначала вышла книга «Любовь», эту идею мне подсказала искусствовед Марина Васильева, она и стала составителем этой книги. Позже, мой друг, ценитель и собиратель духовной поэзии Надежда Гуменюк разработала эту идею, выстроили стихи по алфавиту и разместила стихи на своем сайте «Животворящий родник».
Вопрос: Многие, кто вас знает, считают вас детским поэтом, точнее, поэтом, пишущем замечательные стихи для детей. Скажу о себе, что сам читал и с интересом. Вопрос такой: а что вас привело в столь необыкновенную, столь тонкую область литературы?
Ответ: Дети, дети и привели. Я так скажу: т хотите выйти из тупика, пусть вас дети берут за руку и ведут. Точно выведут. Взрослые дядьки заведут, а эти выведут. Они меня и вывели к своей поэзии. Это как проснуться отдохнувшим. Когда ты пишешь для детей, то у тебя вся жизнь впереди.
Вопрос: Хорошо, спасибо. Давайте-ка опять вернемся к началу нашей беседы. И все-таки… Россия. Что для вас сокрыто в этом имени, в этом образе? Задаю, понимая и зная, как много стихов вы посвятили Родине.
Ответ: А вы сделайте вдох и все поймете. Мы все дышим Родиной. А теперь не дышите. Тяжело?
Вопрос: Вы можете сказать, что сейчас время возрождения России?
Ответ: Нет, не могу. Россию не надо возрождать, она не умирала и не умрет. У нее иная задача, у этого планетарного органа – расти и сеять. Значит в нее и заложены эти миссии. Даже во времена былые Россия жила. Она не может исчезнуть, слишком велика и могуча. Россия как океан, и в ней достаточно чистой воды, чтобы быть. А то, что мы подразумеваем под возрождением – это ремонт, очистка, уборка или, скорее, все вместе, но не возрождение. Наши поля заросли, и сейчас их пропалывают. Кстати, в начале ХХ-го века они тоже заросли, и революция их полола. Речь же идет о революции, а не об инволюции. Россия взбрыкнула, но это не значит, что сделала что-то плохое в те годы. Появилась иная форма мышления, культуры, знаний, общественных отношений. Это не всегда плохо. Плохо другое – что старое рушилось без оглядки. А что вы хотите, посмотрите на сегодняшний день. Все советское разрушено, почти все. Так чем наше время отличаемся от 1914—1917 годов, разве что интернетом, да сотовыми, а проблема остается, да еще какая проблема. Знаете, когда меняют крышу, то фундамент стараются не трогать. Я считаю, что мы сейчас все живем именно в Советской России, именно она и расцветает. Раньше была царская, потом никакая, а теперь, как раз Советская. Только мы и ее никак не отремонтируем. Тратим время. То на запад смотрим, то на восток глядим. А фокус в том, что и запад, и восток – это окраины, а мы в центре, и никуда смотреть здесь не надо, разве что под ноги себе.