В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится
Давным-давно на одной планете жили маленькие люди. От нас они почти ничем не отличались, кроме роста, и жили так, как считали нужным их предки. Они верили, что на небе живёт Бог и руководит ими через своих жрецов, поэтому жрецам они верили больше, чем соседу. Почти у каждого в семье был говорящий попугай – это было не только престижно, но ещё и считалось, что через попугая можно общаться с Богом. Ведь попугай знал их семейные тайны и мог передать Господу всё, что пожелает их семья. У мальчиков и девочек были свои желания, детские, а у их родителей свои: чтобы у них была счастливая и уважаемая семья и всегда был достаток. Чужие не должны знать их семейные тайны, только попугай.
На планете не было зимы, и поэтому дома строили так, чтобы туда не заползла змея, не пришёл в гости медведь, ведь медведи любят мёд, малину, другие ягоды, и очень много. Но так как они были набожны, то были очень гостеприимны, поэтому мёд на всякий случай имелся у каждого. Была ещё одна причина иметь в запасе мёд, но о ней, дорогие читатели, вы узнаете позже.
Это племя считалось отшельниками. Они всегда находились в одном месте: племя было окружено горами, откуда стекали холодные ручьи, впадающие в речку, которую люди шутя называли Муралейка. Племя жило на правом, высоком берегу реки, и уходило русло реки во впадину, куда жрецы запрещали заходить. Дети никогда никуда не уезжали. Старики жили в пристрое дома, а если кто из сыновей хотел жениться, то уходил в дом бабушки и дедушки, который пустовал.
Однажды случилось кое-что необычное. Пошли два брата в лес по ягоды. Одного звали Сластёна, а второго Трудяга. Имён, естественно, у племени не было: их всех звали по кличке, которую давали с рождения или чуть выросшим. Например, родился ребёнок, и его назвали одним именем, но, когда люди племени заметили, что мальчик любит сладости, стали звать его Сластёна. Так вот, два брата вышли на поляну, полную красных ягод клубники. Встали на колени в сторону юга и, обратив взор на небо, стали благодарить богиню урожая Макошь за подаренную им радость. Набрав небольшие лукошки ягод, братья весело пошли назад. Остановившись у опушки леса, братья насыпали на пенёк по горсточке ягод и снова поблагодарили богиню урожая Макошь. Встали на колени, перекрестившись и сделав поклон головы, прошептали: «Благодарим богиню урожая Макошь за предоставленные дары леса. Бог урожая, Ясно Солнышко, прими от нас скромный дар. Природа силушкой с Викторией поделится, а ягоды Виктории – здоровьишком. Родная земля и в горести мила».
Братья пошли быстрым шагом домой, так как нужно быть дома засветло, но тут Сластёна увидел, что в стороне от них что-то красное блестит, и позвал Трудягу посмотреть:
– Трудяга! Там ягоды блестят, пойдём посмотрим?
– Ну пошли!
Они направились в сторону ягод и разочарованные остановились: это была бузина, к тому же неспелая. Сластёне неохота было разочаровывать брата, и он, осмотревшись, опять показал на видневшиеся вдали ягоды. Опять побежали смотреть. Вдруг справа увидели пещеру на холме, а около пещеры кто – то лежал. Подошли: лежали парень и девушка и как будто спали. Сластёна с Трудягой долго смотрели на них из-за кустов, но те то ли спали, то ли устали. Сластёна говорит:
– Брат! Тайга тоже хочет пищи, может, это жертвоприношение?
– Не похоже, брат. А кто жертвует, никого не видно.
– Может, подойдём?
– Давай, а кто первый пойдёт?
– А давай вместе! – говорит Сластёна.
Оба на цыпочках стали подходить. Нагнулись и посмотрели: вроде не бледные, значит живые. У парня что-то топорщилось в кармане. Сластёна показал брату, а тот сунул руку в карман незнакомца и вытащил железную кружку и кусочек хлеба.
– Давай морс сделаем из ягод, я к ручью в лощину сбегаю.
– Беги! А я здесь посижу.
– Брат, если что, свистни! – отправляясь за водой, попросил Сластёна.
Братья не теряли надежды, что путники станут их друзьями, и отпаивали незнакомцев морсом. Первая закашляла девушка. Открыв глаза и увидев двух незнакомых человечков, в ужасе закричала. Сластёна и Трудяга упали в траву лицом, просили у Природы помиловать их и, обернувшись к лесу, стали причитать молитву:
– Ссорам, вздорам, чёрным укорам здесь не бывать, моё имя не упоминать. При солнышке тепло, при матери добро.
Девушка недоверчиво смотрела на братьев и не могла понять, кто из них испугался больше – она или они? Она потрогала за руку товарища, тот открыл глаза:
– Вставай! Здесь незнакомцы, я боюсь.
– А где мы?
– Не знаю, вставай.
Парень приподнялся, встал на ноги. Два брата настороженно смотрели на парня, который намного выше ростом. Было за полдень, парень захотел есть и полез к себе в карман, а там пусто. Он проверил второй карман – пусто.
– Ваша кружка. Выпейте морс, у вас кусочек хлеба был. – и Сластёна протянул парню кружку с морсом и хлеб.
Попив, парень протянул девушке кружку, та сказала:
– Допивай, они меня тоже угостили.
– А как вас зовут? – спросил Трудяга. Парень пробормотал какое-то непонятное слово и, показав на девушку, назвал её имя. Братья переглянулись. Трудяга сказал:
– Ты! – и ткнул пальцем в грудь парня, – Человек-пещерка. А ты, – и Трудяга ткнул пальцем на девушку, – Пещерка-баба. Мы будем вас так звать!
– Хорошо! – сказал парень. – А вас как звать?
– Сластёна, – и Трудяга ткнул пальцем на брата, – а я Трудяга. Мы – братья, и поэтому часто бываем вместе. Вы где живёте?
– Не помню, – и парень повернул голову в сторону девушки. – Мы откуда пришли?
– Я тоже не помню, – сказала девушка. – А как вы считаете?
– Мы думаем, – Сластёна посмотрел на брата, – что вас послал к нам в гости бог-спаситель Радегаст. Ведь вы являетесь гостями-иностранцами. У нас нет людей, похожих на вас.
– А почему я тогда Пещерка-баба? Я – Гость-иностранец.
– У нас нет одинаковых имён, как у вас. Со временем вам могут сменить имя, а пока вы Пещерка-баба, а он Человек-пещерка. Это, в отличие от ваших, разные имена, – серьёзно сказал Сластёна. – Трудяга, уже дело к вечеру идёт, может, пойдём прямо, через лощину?
– Пожалуй, ты прав, Сластёна. Давайте все за мной!
В ущелье спустились быстро, но подниматься девушке оказалось не так просто. Человек-пещерка подталкивал её сзади, подавал ей руку спереди, но она скользила, падала, так как листья под ногами тоже скользили и осыпались вниз по ущелью. Трудяга достал нож, вырезал палку из прута лещины, которая хорошо гнулась, и стал помогать Человеку-пещерке. Девушка хваталась за ствол дерева, брала один конец палки, а парень сзади её подталкивал, и они достигли вершины лощины. Девушка устала и прилегла на землю, положив голову на кочку из земли. Трудяга посмотрел на солнце, которое скрылось за облака, и горестно спросил: