Дизайнер обложки Freepik (freepik.com)
Дизайнер обложки Асет Кайларов, ИД «Эксклюзив»
© Талгат Жумагулов, 2019
© Freepik (freepik.com), дизайн обложки, 2019
© Асет Кайларов, ИД «Эксклюзив», дизайн обложки, 2019
ISBN 978-5-4496-0248-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Встречайте «Дипломата в сандалиях»
* * *
У вас в руках необычная книга Талгата Жумагулова «Дипломат в сандалиях».
Ее отличительной чертой является гармоничное сочетание «закулисной» жизни казахстанского дипломата, в особенности за рубежом, с нравственной внутренней культурой человека, связующая нить которой соединяет поколения: от Марата-отца к сыну-Талгату, далее дочерям Талгата – представителям поколения 21-го века.
Изложение текста подкупает искренностью, здоровой самоиронией, альтруистичностью и, в первую очередь, патриотичностью.
Настоятельно рекомендую казахстанским дипломатам, стоявших в начале 1990-х годов у истоков становления внешнеполитического ведомства РК, а их было изначально 64 человека (половина – ныне послы и главы дипмиссий РК за рубежом), написать подобную книгу.
Уверен, у каждого из них получится такое же светлое и искреннее повествование. Тем паче всем есть чем поделиться.
Усен Сулеймен, Посол Казахстана в Сингапуре и Новой Зеландии
* * *
«Дипломат в сандалиях» – это почти антиутопия, некий вызов традиционно серьезному жанру мемуаров дипломатов. Книга, которую я вам рекомендую прочитать, прежде всего наполнена добром и плохо скрываемой любовью к своей профессии и к своей стране. Вы прочтете ее на одном дыхании и, пока ее будете читать, улыбка будет блуждать на вашем лице. Cейчас такой публицистики мало, а о дипломатии – это, пожалуй, единственная
Непременно дайте почитать ее своим детям для того, чтобы они узнали, сколько настоящей жизни стоит за респектабельными фотографиями и публикациями о жизни дипломатов. И возможно, именно это повлияет на их выбор этой профессии
Карлыгаш Еженова, журналист, издательство Exclusive.kz
* * *
Жизнь дипломата полна интересных, захватывающих и даже нелепых эпизодов как непосредственно на службе, так и вне ее. Вместе с тем, она не такая праздная, как ее часто представляют и рисуют.
«Дипломат в сандалиях» – это истории молодого мидовца, они собирались на протяжении многих лет и тщательно отбирались для данного сборника. Сюжеты данных рассказов не раскрывают больших тайн дипломатии, но могут дать определенное представление о буднях обычного сотрудника казахстанского форин-офиса.
Вторая часть книги состоит из серии рассказов о моем отце Марате – простом алматинском пролетарии, вековавшем на рубеже двух эпох. В них, как мне кажется, есть ирония, юмор и назидания. А еще диалог поколений. В конце книги приводятся диалоги уже с поколением нового тысячелетия.
Поэтому эти рассказы также и о времени, которое течет и меняется стремительно. Ведь истории изначально не кажутся такими интересными и заслуживающими описания. И только по прошествии времени они всплывают в памяти в виде завершенного и осмысленного сюжета. И ты сам предстаешь в них в третьем лице и нередко получаешь удовольствие от укоризны или высмеивания своего главного героя – себя.
Очень надеюсь, что этот сборник подтолкнет моих коллег к публикации своих историй, коих в нашем МИДе предостаточно.
И да: изложенные мнения являются личной точкой зрения автора.
Автор
В детстве я очень любил математику. В 8 классе поступил в республиканскую физико-математическую школу. Предмет физики увлек к мечте об авиа-конструировании. Но к 11 классу с мечтой распрощался. С одной стороны, из-за очень призрачных перспектив этой сферы в собственной стране: ведь тогда придется работать на другую державу, а этого не хотелось. С другой, из-за банального малодушия: на дворе стояли 1990-е, когда технари-ученые в общем не котировались. Среди сверстников того времени в тренде были «профессии» коммерсанта, гаишника и даже рэкетира. В плане высшего образования модно было поступать на факультеты юриспруденции, экономики, менеджмента, финансов и международных отношений.
Не стал исключением и я. Вернее, по окончании 11 класса я вообще потерялся в вопросе о том, куда я движусь. И никто мне внятно не мог указать правильного направления. Настолько непонятное это было время. Главное, говорили, «получить диплом».
Многие мои одноклассники по физмат-школе еще в апреле подали документы и сразу поступили на механико-математический факультет КазГУ. Я же искал чего-то быстрого и легкого. Ведь вышли же в люди многие «новые казахи» и без особых дипломов. Короче, был в поиске и полной растерянности одновременно.
Подал документы в нархоз. Параллельно ходил на консультации в КазГУ на экономфак. А по ночам рьяно болел за сборную Голландии на чемпионате мира по футболу. Кстати, именно после этого чемпионата мира я окончательно порвал с футбольной темой, сильно отвлекавшей от дел насущных. Поныне принципиально не отслеживаю никакие чемпионаты. (Как часто доводится лицезреть сонных и даже спящих людей с мешками под глазами, мучающих себя на серьезных заседаниях и встречах после очередной «большой ночи футбола»…)
Но тогда мозги абитуриенту попыталась вправить мать. Заставила забрать из нархоза документы и сдать в иняз – Казахский государственный университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана. Сделали это в последний день приема документов. Подали на факультет международных отношений. Но, чтоб как-то «диверсифицировать риски», выбрали специальность журналиста-международника.
Такой подход был оправдан.
– Как вы думаете сколько из вас – шести ста студентов факультета – в конечном счете станут дипломатами? – спросил на первой лекции один из преподавателей. – В год вашего выпуска МИД примет на работу одного или двоих. И это с учетом того, что международников готовят КазГУ, АГУ и ряд других вузов.
Тут же пошел дополнительный «шорох» среди студентов о том, что этот «один или двое» попадут исключительно по большому блату.
В общем, на МИД я изначально не строил иллюзий, а журналистика, особенно международная, мне представлялась вполне посильной и привлекательной. Первые педагоги-международники Ермек Чукубаев и Аскар Нурша, свежие выпускники КазГУ, проработали в инязе только полгода, но смогли зажечь мой серьезный интерес к внешней политике и международным отношениям. Вообще с первых дней учебы понял, как много мне нужно набраться в гуманитарных науках. Я жадно стал поглощать информацию, от корки до корки читал «Панораму», «Деловую неделю», «НП», оппозиционную «XXI век». Чтобы понимать «Панораму», брал экономические и политологические словари, хотел во всем этом разбираться.