Главный редактор Л. Богомаз
Руководитель проекта М. Шалунова
Корректор З. Скобелкина
Компьютерная верстка О. Макаренко
Иллюстрация для обложки А. Белова
© Corwin Press, Inc., 2021
© ООО «Альпина Паблишер», 2021
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
⁂
Хуже всего дела в моем доме обстоят по утрам. Если у нас с детьми получается выйти из дома вовремя, ничего не забыть, да еще и остаться в хорошем настроении, день уже можно считать удавшимся. Но такое бывает редко. Несмотря на все мои попытки что-то планировать, утром царит хаос.
Однажды, когда я пыталась успеть привезти всех в школу к первому звонку, мой старший сын внезапно произнес то, что грозило сделать каждое наше утро еще более суматошным. «Мама, – взмолился Эван. – Пожалуйста, готовь мне нормальный завтрак. К половине десятого я уже голоден, а обед начинается только в 12:30».
В тот момент я уже была на пике утренней паники, и меня хватило только на то, чтобы рявкнуть: «У меня нет времени делать тебе завтрак, потом всех собирать, а потом еще и развозить по школам. Ты и сам это знаешь. Тебе скоро шестнадцать, и я не понимаю, почему ты не можешь сделать себе завтрак сам!»
«Но, мам, мне нужен плотный завтрак, типа яичницы или белкового коктейля. Что-то, после чего я не буду голодным уже к половине десятого, – не овсяные хлопья и не тост».
Я молча смотрела на сына, отчаянно пытаясь подсчитать, сколько времени это будет занимать у меня каждое утро. Насколько раньше мне придется вставать? Сколько минут это украдет у тех утренних часов, которые я трачу на подготовку к своим урокам?
Прежде чем я успела что-то ответить, Эван потряс меня следующей фразой: «Я буду рад сам делать себе завтрак, но ты должна научить меня».
Да, к шестнадцати годам я не научила его этому, потому что мне всегда было проще и быстрее сделать все самой. Я допускала меньше ошибок, на кухне было меньше беспорядка, и я могла быстрее найти все необходимое. В то утро слова сына застряли у меня в голове. Когда я вошла в собственный класс, где преподаю английский, мне казалось, что они отдаются эхом от школьных стен.
Очень часто наши лучшие намерения мешают процессу обучения других. Причины бывают разные. Одним приятно помогать и справляться с чужими проблемами; другие стремятся все контролировать и быстро находить решение. Но если мы хотим, чтобы человек чему-то научился, нам нужно хотя бы частично отказаться от своих привычек. Для меня как учителя это значит, что я чаще задаю вопросы, а не даю ответы. Вместо эффективности я выбираю беспорядок.
Чтобы научить Эвана готовить завтраки, мне нужно было сделать свой обычный утренний распорядок еще более хаотичным. Я понимала, что для этого потребуется немало времени. Я знала, что он будет допускать ошибки, которые мне придется исправлять, но ведь именно это и есть процесс обучения. А еще я понимала, что, если не вложу часть сил в этот хаос сегодня, мой сын никогда не освоит новый навык и не станет независимым.
В наши дни учителям и родителям особенно важно помнить об этом. Мы вынуждены иметь дело с множеством новых форм обучения – очной, гибридной, онлайн и домашней. И кажется, что привычные нам основы вдруг стали невероятно шаткими. Но именно сейчас необходимо вспомнить о важности обучения – о том, как оно выглядит на самом деле и как мы можем организовать процесс. Мы, родители, не должны быть экспертами, но нам нужно принимать активное участие в жизни наших учащихся. Вместо того, чтобы беспокоиться о том, найдутся ли у нас все нужные ответы, мы можем спросить своих детей, что думают они сами, поинтересоваться, где они могли бы найти ответ, или выяснить, чему они научились, а не что они делали. Мы можем использовать практические советы и идеи, описанные в этой книге, и помочь нашим детям освоить их. В период хаоса и полной неопределенности важна не только эффективность. Нужно найти время и для того, чтобы развивать в детях терпение и любопытство. Книга, которую вы держите в руках, расскажет вам, как это делать. На ее страницах Розалинд, Даг, Нэнси и Джон объясняют, как важно детям слышать от вас, родителей, такие слова: «Допускать ошибки нормально, и не всегда все получается с первой попытки», «Ошибки – это хорошо, они означают, что ты учишься», «Я вижу, что ты получил хорошую оценку за тест; значит, не зря ты старался, делал заметки и еще раз перечитал книгу» или «Это заставляет меня задуматься о _______, а что думаешь ты?». Родители не должны быть учителями, но они могут помочь детям научиться учиться.
Родители не должны быть учителями, но они могут помочь детям научиться учиться.
Этот урок важен для меня и как для учителя. Не стоит рассчитывать на то, что мои школьники смогут учиться новому самостоятельно, без моего участия. Тот факт, что они достигли определенного возраста или перешли в очередной класс, не значит, что они знают, как решать задачи нового типа, читать тексты другой степени сложности или готовить себе сто видов завтрака. Я не могу просто раздать задания, а потом собрать их и сказать, что это онлайн-обучение. Напротив, я должна сосредоточиться не на разработке заданий, а на процессе обучения. И как бы я ни хотела максимально повысить эффективность своей работы, я не могу ставить эту задачу выше индивидуального подхода, в котором нуждаются мои ученики.