Юрий Александрович Трусов, Дарья Александровна Абалмасова - Дневник философа. 366 дней мудрости стоицизма. Искусство жить, работать и любить

Дневник философа. 366 дней мудрости стоицизма. Искусство жить, работать и любить
Название: Дневник философа. 366 дней мудрости стоицизма. Искусство жить, работать и любить
Авторы:
Жанры: Социология | История философии | Социальная философия
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Дневник философа. 366 дней мудрости стоицизма. Искусство жить, работать и любить"

В условиях быстрого темпа жизни, постоянного стресса и потока информации философия стоицизма, даже спустя более чем 2000 лет после своего возникновения, способна дать современному человеку инструменты для достижения эмоциональной устойчивости и ясности мыслей. Ключевая идея стоицизма заключается в понимании различия между тем, что находится в нашей власти, и тем, что не зависит от нас. Ежедневный анализ своего состояния с опорой на этот простой принцип и фиксация мыслей помогают познакомиться и подружиться с настоящим собой, избавиться от навязчивых тревожных мыслей и обрести опору в себе.

Авторы этой яркой книги – преподаватель философии Дарья Абалмасова и философ Юрий Трусов – собрали мудрые практики стоицизма и создали настоящий дневник философа, рассчитанный на год ежедневного использования. Каждый день вас ждет новая мысль для размышления, вопрос к себе и вдохновляющая цитата дня одного из философов-стоиков – Сенеки, Марка Аврелия, Эпиктета и других, – которые помогут не только лучше понять свои чувства, но и научиться направлять их в плодотворное русло. На страницах книги оставлено место для записей – наполняйте дневник своими наблюдениями и заметками и научитесь извлекать пользу из любых непредвиденных ситуаций, которые преподносит жизнь современного человека! «Дневник философа. 366 дней мудрости стоицизма. Искусство жить, работать и любить» – не просто набор универсальных уроков и упражнений, которые философы-стоики подарили миру, это ключ к пониманию себя и своих жизненных стремлений.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Дневник философа. 366 дней мудрости стоицизма. Искусство жить, работать и любить


© Абалмасова Д.А.; Трусов Ю.А., текст, 2024

© Богданова А.А., обложка, 2024

© ООО «Издательство «Эксмо», 2025

Философский дневник

Человек рожден свободным, но между тем он находится в предлагаемых обстоятельствах[1] – так следовало бы предварить разговор о стоических практиках, парафразируя другого известного философа, Жан-Жака Руссо. Любое действие человека не происходит в вакууме, и он так или иначе вынужден сообразовывать свое поведение с внешними обстоятельствами, его действия могут вызывать поддержку, рьяный отпор или пренебрежение.

Среди обстоятельств нам встречаются: давление социального статуса или семейного положения, исторический контекст, личный опыт и все что угодно еще. «Предлагаемые обстоятельства» – термин из театральной лексики, который как нельзя лучше ложится на философствование стоиков, учитывая, как часто сами стоики сравнивали удел человека с ролью в театральной пьесе.

Обстоятельства могут быть враждебны человеку, и стоические философы, наиболее популярны из которых император Марк Аврелий, бывший раб Эпиктет и миллионер-регент Сенека, отлично чувствовали это на себе. Как действовать, осознавая свою зависимость от обстоятельств? Является ли эта зависимость абсолютной, даже когда кажется, что я ничего не могу изменить?

Несмотря на то что философия является дискурсивной дисциплиной, стремящейся к рациональному познанию мира, она также оказывается одним из способов саморефлексии для человечества. В попытках саморефлексии родилась философия как искусство не только рассуждать, но жить. Пьер Адо, французский философ и исследователь философии Античности, писал, что философия Античности может быть понята, только если принять во внимание некий изначальный экзистенциальный выбор[2], который, по его мнению, в случае философов Античности, предшествовал рациональному осмыслению вопросов счастья, удовольствия, страдания и блага. Античные философы – Сократ, эпикурейцы, киники, стоики – предлагают нам образы жизни и сами следуют им.

Мишель Фуко[3], вслед за Адо, подмечает в философии Античности важную особенность: античные философы не только пытаются познать себя, следуя призыву Сократа; каждый из них стремится изменить себя, сформировать себя как субъекта. Их философию отличает «забота о себе»[4], поскольку в центре внимания философов находятся техники работы над собой, собственной душой и телом.

Стоики выделяются среди философов Античности тем, что в их мыслях, из раза в раз и в разные эпохи, люди находят отклик в кризисных ситуациях, моментах тревоги, смятения и скорби. Сегодня мы используем выражение «переживать что-либо стоически», имея в виду стойкость, несгибаемость воли и непоколебимость перед лицом ударов, выпадающих на человеческую долю.

К стоицизму обращался римский император Марк Аврелий в военных походах, во время острого осознания неминуемости смерти, чтобы выстроить «внутреннюю цитадель»[5], справиться с гневом и тревогой, настраивая себя на новый день. Стоицизм помогал ему держаться своих решений. Из раба Эпиктета философия сделала свободного человека, к которому за советом обращались многие аристократы и даже император Римской империи.

Что такое стоицизм? Зенон Китийский для преподавания своей философии нашел уединенное место[6] на афинской Агоре – Расписную Стою, то есть галерею с колоннами[7] и фресками, вдоль которой он прохаживался во время занятий со своими учениками. По названию места – Стоя – Зенона и его последователей стали называть стоиками.

Стоическое учение традиционно разделяют на Древнее, Среднее и Римское[8]. Если Зенон, Клеанф и Хрисипп – главные представители Древней Стои – считали, что нужно изучать логику, чтобы понимать принципы познания, физику, чтобы понять законы природы, которые лягут в основу суждений о добре и зле, а уж потом этику, которая укажет путь добродетельной и счастливой жизни, то поздние стоики-римляне интересовались именно практической частью учения – этикой. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий оставили большое наследие, на которое мы будем опираться в ходе ведения дневника.

Философский дневник – современное изобретение? Формат дневника не является чем-то чужеродным для практики стоической философии: философ и император Марк Аврелий вел дневник, который был для него способом управления собой. Только это был не личный дневник в нашем понимании: Марк Аврелий не рассказывал в нем, как прошел его день, и не писал заметки по военным походам. В своем дневнике он повторял, проговаривал на разный манер положения стоической философии, облекая их в емкие изречения. Разговор с самим собой вообще был одним из основных упражнений стоической философии, призванным стимулировать рассуждение и присвоить себе, прожить некоторые идеи. Дневник помогал императору не поддаться акразии – параличу воли, при котором человек в реальности действует вразрез с поведением, которое он считает оправданным в определенной ситуации.

Нельзя сказать, что обстоятельства довлели над Марком Аврелием меньше, чем над Эпиктетом. В отличие от стоической философии, увлекшей императора еще с юношества, придворная жизнь не прельщала его. На заре своей политической карьеры он продолжил посещать занятия мэтров стоической философии. В возрасте 39 лет он стал императором, окружив себя советниками-философами. Его ждут непрерывные войны, то с парфянами, то с германскими племенами (непросто, учитывая не слишком воинственный характер), а также заговор, землетрясения, наводнение и эпидемия чумы. У Марка Аврелия родилось 14 детей, но многие умерли в детском возрасте[9]. «Его сочинения – высочайший этический дар древности – мало чем отличаются от учения Христа»[10], но он устроил гонения на христиан ради чувства долга перед Отечеством, опасаясь разрушительного влияния новой секты на устои империи. Он вошел в историю как один из пяти хороших императоров Рима, справедливый и честный.

В отличие от Марка Аврелия, Сенека не отличается такой же чистой репутацией. Ему вменяется в вину потакание императору Нерону, а также сам факт пребывания при его дворе: можно ли оставаться порядочным человеком в среде интриг и политических убийств, в окружении коррупции и разврата? Известно, что Сенека также принимал участие в политических интригах, настраивая Нерона против матери. Конечно, Сенека сам не был полным воплощением идеального мудреца, о котором так много написано в Античности. Между тем, вопреки желанию матери Нерона, Сенека философски наставлял его и надеялся воспитать из Нерона справедливого императора. Ничего не вышло. По версии некоторых древних источников, в своей дурости император дошел до того, что поджег Рим, чтобы почитать на фоне пылающего города стихи о падении Трои. Когда Сенека понял, что потерял влияние, он начал отходить от дел


С этой книгой читают
В этой книге авторы исследуют идеи утопий разных эпох и культур. Они раскрывают самые захватывающие замыслы философии, начиная с «Идеального государства» Платона и заканчивая «Космическими утопиями» русской мысли. Авторы исследуют эти идеи через призму современных социальных, политических и экономических реалий и обсуждают, могут ли эти утопии стать реальностью в будущем. Книга предлагает новый взгляд на идею идеального мира, отделенного от стере
В книге рассмотрены следующие вопросы: Возникновение и развитие политико-правовой мысли; Теория «естественного права»; Теория «общественного договора»; Социологические взгляды революционных демократов в России; Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина; Социология революционного народничества – субъективный метод в социологии; Психологическое направление в русской социологии.
У кнізе разгледжаны наступныя пытанні: Узнікненне і развіццё палітыка-прававой думкі; тэорыя «натуральнага права»; тэорыя «грамадскай дамовы»; сацыялагічныя погляды рэвалюцыйных дэмакратаў у Расіі; анархізм м.Бакуніна і п. Крапоткіна; Сацыялогія рэвалюцыйнага народніцтва – суб'ектыўны метад у сацыялогіі; псіхалагічны кірунак у рускай сацыялогіі.
O livro examina as seguintes questões: o surgimento e desenvolvimento do pensamento político e jurídico; a teoria do "direito natural"; a teoria do "contrato social"; as visões sociológicas dos democratas revolucionários na Rússia; o anarquismo de M. Bakunin e P. Kropotkin; a Sociologia do populismo revolucionário – um método subjetivo na sociologia; direção psicológica na sociologia russa.
В этой книге автор предлагает читателю глубокий анализ различных социальных процессов, происходящих в современном обществе. Основное внимание уделяется механизмам взаимодействия людей, групп и институтов, а также тому, как эти процессы влияют на развитие общества в целом. Книга рассматривает такие важные аспекты, как социальная структура, культурные изменения, динамика власти и влияние технологий на социальные отношения.Автор подробно разбирает т
Слово «обида» знакомо всем. Независимо от возраста, пола, профессии, места рождения – нам всем приходилось сталкиваться с этим мрачным, тяжелым чувством. Но даже если не всегда в наших силах избежать общения с теми, кто готов нас обидеть, – можем ли мы противостоять обиде как таковой?Олег Сунцов, специалист по ведической философии и культуре, автор множества лекций на темы духовного и личностного развития, уверен – можем!Его новая книга посвящена
Однажды на краю глухой сибирской деревушки появился дом. Возник он неожиданно, в один момент. Один за другим, местные жители начали входить внутрь, но назад выходили не все. В то же время по всему миру начали происходить грандиозные масштабные изменения. Наступил День Икс. Оставил ли он хоть малейшие шансы для человечества?
Добро пожаловать в волшебный мир, где сказки оживают специально для каждого ребёнка! В этой уникальной книге каждая история посвящена вашему малышу – его имени, фантазиям и мечтам. Здесь принцы, принцессы, звери и волшебные существа отправляются в удивительные приключения вместе с главным героем или героиней – вашим ребёнком.Эти именные сказки помогают детям почувствовать себя настоящими героями, учат добру, храбрости и дружбе. Каждая история – э
Молодая волщебница Лия в одной из Земель сказочного королевства находит клавиатуру…Она учится магии с помощью клавиш.