РУДКОВСКИЙ Александр Алексеевич родился 6 августа 1956 года в БССР, поселок Туголица, Бобруйского района, Могилевской области.
В 1973 году окончил Туго-лицкую среднюю школу и поступил в Черниговское высшее военно-авиационное училище летчиков (ЧВВАУЛ).
В 1975 году по состоянию здоровья был отчислен.
После демобилизации с ноября 1975 года по июнь
1976 года работал слесарем-сантехником на Минском заводе отопительного оборудования (М300).
В июле 1976 года поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). В августе 1977 года перевелся в Киевский институт инженеров гражданской авиации (КИИГА), который окончил в феврале 1982 года. С марта 1982 года по март 1984 года проходил военную службу в качестве офицера в в/ч 62508 Киевского военного округа.
В августе 1984 года поступил на Ленинградские Высшие курсы МВД СССР по подготовке оперативных уполномоченных уголовного розыска и окончил их с отличием в июне 1985 года.
Более двадцати лет проработал на оперативных должностях среднего и начальствующего состава уголовного розыска УВД города Ростова-на-Дону, УВД-ГУВД Ростовской области.
За время прохождения службы в МВД СССР и МВД РФ неоднократно поощрялся руководством УВД-ГУВД Ростовской области и министрами МВД СССР и МВД РФ.
С октября 1990 года по октябрь 1995 года учился в заочной аспирантуре (соискатель) Ленинградского института водного транспорта по специальности «Автома- тизированные системы управления», тема диссертации -
«Использование информационно-поисковой системы и методов моделирования при принятии управленческих решений в условиях дефицита информации». Такая тема была взята специально с тем, чтобы на практике использовать моделирование в раскрытии неочевидных преступлений.
С сентября 1998 года по июнь 2000 года учился в Санкт-Петербургском университете водных коммуни- каций по специальности «Юриспруденция». После окончания вуза получил специальность бакалавра.
Пенсионер МВД РФ, ветеран МВД РФ, ветеран уголовного розыска МВД РФ и Ростовской области, ветеран труда.
(первое раскрытое преступление)
Первый задержанный преступник, первое задержание, первое раскрытое преступление, первое оперативное дело…
У каждо госыщика оно свое и потому, что оно «ПЕРВОЕ» у каждого из нас оно остается в памяти навсегда.
Это случилось летом 1985 года, в г. Ленинграде, где я учился на Ленинградских высших курсах МВД СССР по линии уголовного розыска. Наша учебная группа ехала на автобусе «ПАЗ» на очередное занятие по самбо. За рулем автомашины был водитель Сережа, бывший десантник, который прошел войну в Афганистане. Он виртуозно водил машину, но иногда с нарушением правил. Его всегда спасала табличка, которая стояла за стеклом в автобусе – «МВД СССР». На всех занятиях мы были в милицейской форме. При поступлении на высшие курсы нам было присвоено специальное милицейское звание, согласно звания офицера запаса. За разговорами мы и не заметили, как подъехали к спортзалу. Вся группа вышла из автобуса и зашла в здание, кроме меня, Норкина Игоря, Завьялова Коли и водителя. Как всегда, о чем-то споря, мы немного задержались. Когда мы стали выходить из автобуса, со двора, где находился спортзал, на большой скорости вылетел «Зил-131» (бензовоз), чуть не сбив нас и не протаранив наш автобус.
Сережа-водитель сказал: «Саня, ты видел, что этот козел делает». Не успев еще ничего понять, мы увидели, как из-под той же арки дома, откуда только что вылетел «Зил», выбежал армейский полковник и увидев нас вдруг заорал:
Что же вы, «менты», стоите и ничего не делаете?! За рулем автомашины преступник. Он только что сбил женщину!
От неожиданности и от такого «хамского обращения» полковника к нам, мы немного оторопели.
Что случилось? – переходя тоже на крик обратился я к бегущему полковнику. Подбежав к нам, полковник быстро и бессвязно начал говорить о том, что этот «Зил», который промчался мимо нас, сбил женщину, и она, окровавленная, лежит во дворе. Так как я был старшим в нашей группе, а также командиром учебного «потока», мне пришлось принимать решение, которое созрело мгновенно. Я прыгнул назад в автобус и скомандовал Сереже-водителю заводить машину и гнаться за «Зилом» с целью задержания негодяя. А затем обратился к ребятам, которые продолжали оторопело смотреть вслед уходящему «Зилу»:
А вы что стоите, быстро в автобус.
Отдавая команды чисто интуитивно я, честно говоря, не понимал и не представлял, что дальше делать. Срабатывал больше человеческий фактор, чем профессиональный опыт (откуда ему было взяться?). Есть преступник, который скрывается, и его необходимо задержать. Вот и все! Я тогда еще не понимал, как в большом густонаселенном городе догнать автомобиль с этим преступником.
Сергей-водитель завел машину и, выезжая на дорогу, прервал мои размышления вопросом:
Саня, как гнать?
Быстро и без правил, как ты умеешь, – ответил я. Азарт погони уже охватил всех нас. Мы, как та легавая охотничья собака (поэтому, наверное, нас и называют «легавыми»), ухватив след и почуяв добычу, неслись по улицам города. Водитель выжимал из своего «Пазика» все, что мог выжать его видавший виды автомобиль. В тот момент никто из нас не думал, что несясь на большой скорости и нарушая все возможные и невозможные правила движения, мы просто могли разбиться. Но наш Сережа-водитель искусно управлял автобусом, ни на миг не упуская из виду пытавшийся скрыться «Зил».
Норкин Игорь, как оказалось, срочную службу проходил в МВД, и среди нас он был самым опытным по задержанию преступников. «Зил-131» несся на огромной скорости, нарушая все правила дорожного движения, при этом чуть не сбивая пешеходов. Я стоял рядом с Сергеем и видел его горящие глаза, как будто он находился в Афгане и сражался с «душманами». Увидев эти обезумевшие глаза, я крикнул:
– Сергей, только никого не сбей, чтобы мы смогли догнать преступника!
В это время Норкин Игорь, как самый опытный среди нас, скомандовал Сергею: «Постарайся «притереть» его к обочине или «подрезать» на светофоре!». Но так как преступник на всех светофорах «пролетал», как ему заблагорассудится, нам было тяжело сделать какой-либо маневр, чтобы избежать непоправимых последствий и остановить «Зил». Но на одном из перекрестков слу- чилось то, чего никто не ожидал. На пути «Зила» на крас- ный свет остановилось такси, справа у светофора на остановке стоял троллейбус, то есть свернуть на тротуар и проехать мимо светофора у водителя «Зила» возможности не было. Он остановился на красный свет перед такси и попытался слева обойти такси, но в это время слева уже стоял рейсовый автобус, и водитель «Зила» вынужден был остановиться. «Зил» попятился назад, но в это время наш «Паз» уже находился там, не позволяя осуществить «Зилу» задуманный маневр.