Томск – 2017
Моему деду – Леониду Семёновичу Артамонову,
солдату Великой Отечетсвенной войны
и отцу восьмерых детей,
ставших весьма достойными людьми,
– посвящаю.
Автор
«Мы должны громко заявить своё право на самоопределение и сказать, что мы хотим сами быть хозяевами своей страны. Мы должны употребить все средства, чтобы заявить это как всем нашим врагам, так и друзьям, как противникам нашего областного самоуправления, так и сторонникам областной автономии».
Г. Н. Потанин. Воззвание «К населению Сибири» (26 марта 1918 г.)
«Будущий историк должен однозначно отметить, что в 1918 г. существовала самостоятельная Сибирская республика».
Г. Гинс. Сибирь, союзники и Колчак
«Без великой России не может существовать Сибирь».
Из декларации Временного Сибирского
правительства от 3 ноября 1918 г.
«Правды, правды ищи,
дабы ты был жив и овладел землёю,
которую Господь, Бог твой, даёт тебе».
Второзаконие. Гл.16. Ст.20
К читателю
Уважаемые читатели!
В эти непростые для нашей Родины дни 2017 года, в дни столетия Великой Русской революции, мы предлагаем вашему вниманию вторую нашу книгу, посвящённую освободительному движению Сибири начала ХХ века. Первая под названием «День освобождения Сибири» увидела свет в 2014 году и вызвала неподдельный читательский интерес в среде людей, живо интересующихся данной проблемой. Сообразовавшись с таким весьма приятным для нас обстоятельством, мы сочли необходимым продолжить наши исторические исследования, и вот, результатом нового трёхлетнего многотрудного изыскания явилось это наше, так скажем, научно-познавательное сочинение, которое мы и предлагаем вам, уважаемые читатели, для продуктивного ознакомления.
Приятно, порой, бывает (вы, наверное, сами знаете) как-нибудь в один из долгих зимних или тёплых летних вечеров удобно расположившись в кресле с интересной книгой в руках, почитать и узнать что-то новое для себя, иногда как раз необходимое, а иногда и просто занимательное. Совсем другое дело, прилагая неимоверные усилия и гробя собственное здоровье (такая работа), от рассвета и до заката, что называется, в течение нескольких лет, а то и десятилетий заниматься научными изысканиями, добывать на-гора нужную информацию, дышать пылью библиотечных и архивных манускриптов, выуживая из них по крупицам заветные тайные знания. Так вот и мы. А теперь что ж, – кое-что из того, что нам самим удалось открыть и уяснить для себя в результате всех этих долгих поисков, мы с большим нашим удовольствием и предлагаем вам, уважаемые друзья, для познавательного чтения.
Сейчас, в год столетия Великой Русской революции, изменившей, а точнее скорректировавшей в нужном, что совершенно очевидно, направлении весь поступательный вектор всемирной истории, нам всем, видимо, вполне приспело узнать что-то новое для себя по данному поводу и дополнить полезной информацией тот багаж знаний, что мы наспех получили когда-то во время наших школьных и университетских занятий. Ещё более ценно, когда представленная для ознакомления и изучения информация касается обстоятельств и событий, имевших место и происходивших в те переломные во многом годы столетней давности на территории нашей с вами первородины – Сибири. Некоторые из нас, к сожалению, стали уже изрядно подзабывать о том, что мы сибиряки, а также о том, что у нас есть своя собственная историческая память и, как следствие, – своё собственное (как и полагается любому субэтносу) немного отличное от этнически идентифицированного российского, историческое самосознание. Напомнить об этом, как нам представляется, ещё раз не будет лишним, а сделать акцент на том, что роль сибиряков в период революции и особенно во время Гражданской войны была весьма и весьма значимой – тем паче.
Над изучением данной темы поработало не одно поколение российских и, главным образом, конечно, сибирских исследователей, и надо отдать им должное, они сделали немало в плане объективного изложения материала. В условиях постоянной политической цензуры, которая дамокловым мечём всегда висит над исторической наукой, при любом общественном устройстве и при любой власти, в том числе конечно же и при нынешней, историку не всегда удаётся донести до потребителя в полном объёме всё то, что ему посчастливилось по крупицам (ещё раз повторимся) и не больше вытребовать у матери Природы или господа Бога, как кому угодно. После чего полученные знания дозируются самими исследователями, затем разными способами цензурируются «всевидящим оком» власть предержащих, и только после этого уже предельно отфильтрованные они доходят, наконец, до народа, да и то, в большинстве случаев, в ещё более искаженном виде, как при игре в «глухой телефон», растиражированные с многочисленными ошибками дилетантами от науки.
Почувствовав в начале нулевых годов нового теперь уже столетия, что «пепел Клааса» вдруг «застучал в моё сердце», я, зайдя однажды после долгой разлуки в залы научной библиотеки Томского государственного университета, решил что-нибудь почитать по истории Сибири периода Великой революции и Гражданской войны. И тут я поразился обилию того книжного материала, что представился мне, что называется, навскидку в систематическом каталоге. «Всё это, не считая ещё более многочисленных журнальных статей, и жизни не хватит, чтобы прочитать», – подумал с чувством некоторого разочарования я, прекрасно понимая при этом, как профессиональный историк по образованию, что добрая треть, а то и половина из всего объёма, представшего перед моими глазами научного материала, есть в определённом смысле издержки «страшных лет России» (А. Блок), на которые до боли жалко было тратить отпущенные мне судьбой остатки времени и сил.
И тогда я, вспомнив вкрадчивые наставления некоторых наших лучших университетских преподавателей, решил обратиться к спасительным первоисточникам. И мне повезло, в фондах Государственного архива Томской области, я нашёл, во-первых, бесценные документы по истории сибирских областнических съездов, а также по истории самой Сибирской областной думы – первого и единственного, пока, на сегодняшний момент краевого парламента. Не меньшая по значимости находка ждала меня также и в родных стенах научной библиотеки ТГУ, где стараниями заботливых сотрудников этого уникального учреждения культуры сохранились подшивки большинства сибирских, а также некоторых дальневосточных газет периода революционных для России лет начала ХХ века. Надо отметить при этом, что периодические издания той поры, особенно 1917 и 1918 годов, имели то несравненное преимущество, что выходили в условиях не только фактического, но и практического отсутствия какой-либо цензуры со стороны властей. Такого рода архивный Клондайк конечно же не мог не окрылить меня, как вновь начинающего (в сорок-то с лишком лет) исследователя на своего рода научный «подвиг», – проштудировать по возможности большую часть из этих материалов и осуществить на их основе независимое ни от каких общественных и научных кураторов и базирующееся на собственном скромном финансовом обеспечении историческое расследование, призванное с незначительными, лишь чисто субъективными издержками, присущими любому независимому исследованию, освятить заинтересовавший нас событийный ряд.