Александр Снытко - Дочь полка

Дочь полка
Название: Дочь полка
Автор:
Жанры: Книги для подростков | Книги о войне
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Дочь полка"

Рассказ о надежде и вере, о судьбе маленькой девочки, волею провидения брошенной в горнило войны. Посвящается всем детям, пережившим годы военного лихолетья. Посвящается моим родителям, 1931 и 1935 годов рождения, пережившим фашистскую оккупацию в г. Новозыбкове Брянской области. Для школьного возраста.

Бесплатно читать онлайн Дочь полка


От автора

Когда внук проходил в школе «Сын полка» и читал по нашей просьбе вслух, я вдруг подумал, что такая повесть есть, о мальчишке на войне (их действительно было много, детей участников боевых действий), а про девочек, дочерей полка, не написано. Есть, конечно, документальные подтверждения, что девочки и партизанили, и в боевых частях сражались с фашизмом, но художественного сочинения о них нет.

Именно тогда и появилась мысль попробовать написать такую книгу, насколько я смогу это сделать. Что-то я нашел в доступных источниках, что-то слышал от участников войны, что-то сочинил. Получился рассказ, похожий на сказку, очень хотелось счастливого конца истории. Но ведь и в жизни иногда бывают истории, похожие на чудо.

А еще я хотел вспомнить своих родителей, которым пришлось жить в оккупации на территории, захваченной врагом. Отец, Виктор, в 12-13 лет пытался партизанить. Некоторое время Витя приглядывался к немцам с целью улучить момент, когда можно было выкрасть у них оружие. Дело было летом, в доме, в котором жили фашисты, были открыты окна. Возле одного окна в простенке висели два или три автомата, что было видно с улицы. Этим и воспользовался юный «партизан» Витя. Подбежав к окну, он попытался выхватить один из автоматов, но не справился, не рассчитав вес оружия. Но хозяева оружия его заметили и подняли тревогу. Отцу повезло, он успел убежать за угол на соседнюю улицу и спрятаться, но несколько выстрелов вслед все же прозвучали. Одна из пуль ударила по ноге вскользь, оставив отметину на всю жизнь.

Мать, Вера, тоже всю жизнь носила отметины войны. Она с матерью, моей бабушкой, попала под бомбежку и была ранена осколками бомбы в ногу. В нос тоже попал очень маленький осколок, оставшись там на всю жизнь. В школе потом ее дразнили, что нос в чернилах, а это синел тот самый осколок.

О детях, переживших войну, этот рассказ.

Все события и имена вымышленные, любые совпадения случайны.


1

Тошка была похожа на маленькую разбойницу из «Снежной королевы»: такая же шустрая и вездесущая. Правда, дальше совпадения заканчивались, потому что Тоню-Антонину-Тошку никто не баловал, а воспитывать старались все. Жила Тошка в военном гарнизоне. Она и родилась в гарнизоне. Отец ее был командир роты стрелков, а мать служила в полковой библиотеке.

Тоня была первым и пока единственным ребенком в семье. Как это часто бывает, родители ждали сына, а родилась дочь, поэтому и имя у нее было соответствующее, которое подошло бы и мальчику и девочке – Тошка. Впрочем, огорчались молодые родители недолго, минуту, может, две, после чего с энтузиазмом принялись за воспитание нового члена советского общества. Шел 1933 год. Тогда всё делалось с энтузиазмом: индустриализация, коллективизация… Так с энтузиазмом доросла Тошка до школы.

Пока Антонина заканчивала первый класс, ее отца перевели на новое место службы. Близко к западной границе создавали новые укрепленные районы, переводили части из других мест. Тошкин отец уехал еще в марте, не дождавшись конца учебного года дочери – приказ есть приказ. Мама осталась с Тоней, рассчитывалась на старом месте работы, да и просто решили девочку не срывать из школы.

Антонина Синицына скучала по отцу и прописи выписывала старательно, чтобы не ударить в грязь лицом при встрече.

В классе она была заводилой, не уступала ни в чем мальчишкам, была юркая и придумчивая, вполне оправдывая прозвище «Синица», данное ей одноклассниками. Дня не проходило, чтобы Синица не придумала новое похождение: то в школьный подвал заберется с пацанами, то на крышу, а то на полковое стрельбище пробралась с двумя такими же отчаянными сорванцами. Все бы ничего, да в тот раз проводились боевые стрельбы, и как дети обошли оцепление стрельбища и не попали под пули – одному Богу известно. В школе горе-разведчиков отчитали перед линейкой, дома – начистили кого чем по заранее известным координатам, а в полку солдат из оцепления стрельбища отправили на гауптвахту на трое суток за потерю бдительности. Тошке попало меньше всех, то есть ей вообще не попало: мать, вдобавок к школьной разборке, отчитала и пригрозила рассказать все отцу. Для девочки это было самое страшное: папу она очень любила и огорчать не хотела.

Жизнь Синицы в гарнизоне почти соответствовала солдатскому распорядку. Вставала она по трубе горниста, играющего «зорю» в шесть утра, бежала на зарядку в папину роту, потом быстро завтракала и шла на уроки. После уроков, сделав домашние задания, снова бежала в роту на занятия по всем предметам военного дела. Как следствие она в силу возраста разбиралась и в воинских званиях, и в стрелковом оружии, и в гранатах, и в строевой подготовке. Даже когда ее не пускали на какие-то серьезные занятия, Тошка устраивала «уроки военного дела» во дворе, где она была безусловным командиром. Собрав соседских детей в «полк», генерал Синица устраивала и парады, и гранатометания, что частенько приводило к недовольству со стороны соседей, так как гранаты не всегда летели во вражеские цели, частенько попадая и в окна, и в развешанное для сушки белье, да и гражданскому населению перепадало. Благо, что «гранатами» были сухие палочки, в другое время валяющиеся под ногами.

Но вот прозвенел последний звонок в первом классе, и Тошка с мамой, все последние дни жившие на чемоданах, сгрузив, не упакованное до того, в один большой узел, отправились к новой жизни.


2

В новом гарнизоне отец был уже не ротным, а заместителем начальника узла обороны на стыке укрепрайонов, и отвечал за обеспечение своего участка всем необходимым. Он следил за доставкой вооружения, стройматериалов, оборудованием стрелковых позиций и укреплений, а также питанием бойцов. Новые позиции строились западнее старой границы, практически на пустом месте, поэтому требовалось буквально все: и гвозди, и патроны, и продовольствие. И все это лежало на плечах зама по обеспечению.

В Европе уже шла война, но советское командование надеялось на пакт Молотова-Риббентропа, договор о ненападении между Советским Союзом и Германией, поэтому строительство велось неспешно, а личный состав почти полностью, за исключением служб обеспечения, был отправлен в летние лагеря. Не хватало всего: стройматериалов, нового оружия (было запланировано перевооружение войск) и, конечно, времени. Поэтому капитан Синицын, вырвавшись со службы буквально на несколько минут для встречи семьи, суматошно и радостно расцеловав своих девочек, тут же умчался по делам, поручив родных дежурному по подразделению.

Едва осмотревшись в комнате отца, Антонина оставила маму разбирать вещи, а сама помчалась знакомиться с новыми соседями и окрестностями. Квартиры командиров располагались в старом здании бывшей помещичьей усадьбы. Комнат в усадьбе хватило для всех командиров и для временного размещения штаба со всеми службами, пока строились здания нового гарнизона. Тоня первым делом обошла все помещения и перезнакомилась со всеми, кого смогла застать на месте. «Я Тошка, – представлялась она штатским, – мы приехали к папе». «Красноармеец Синицына», – четко рапортовала военным, встреченным на пути. И только в кабинет начальника ее не пустил стоящий на посту часовой. Но и здесь Синица смогла разглядеть в раскрывшуюся дверь несколько человек вокруг стола. У начальника узла шла работа по строительству, обустройству, обучению личного состава. Доклады вестовых от дальних застав, звонки от начальства – вся эта кутерьма привела к тому, что маленькая разведчица ухитрилась прошмыгнуть в кабинет начальника с очередным входящим, пока он предъявлял постовому пропуск. И тут она увидела отца, о чем поспешила известить окружающих радостным воплем: «Папа!», – ничуть не заботясь о том, где находится. Этот крик мгновенно прервал работу, и все оглянулись в поисках источника столь громкого звука. Капитан Синицын увидел дочь, поперхнулся, подхватил девочку на руки. «Разрешите, товарищ начальник?» – спросил он. «Кто это тут у нас?» – спросил командир, выходя из-за стола. Тошка вывернулась из рук отца: «Красноармеец Синицына!» – отрапортовала она. «Ишь ты, красноармеец! – засмеялся начальник и весело посмотрел на Синицына. – Твоя?» «Так точно, Антонина Синицына», – ответил капитан. «У вас две минуты». «Есть!» Синицыны вышли. «Дочь, я рад тебя видеть, но служба есть служба. Я должен идти, позже пообщаемся, хорошо?» «Так точно, товарищ капитан! Разрешите идти?» – отчеканила девочка. «Идите, красноармеец Тошка!» – улыбаясь, ответил отец и погладил дочь по щеке. На мгновенье прижавшись к отцовской руке, Синица лихо развернулась на каблуках, и, чеканя шаг, вышла из штаба.


С этой книгой читают
"Величаю вас бессмертной в моём внутреннем мире, и пусть, так будет всегда."
Довольно странная компания школьников из СПб, а именно: баскетболист-криптограф, братья-выживальщики, "ходячая энциклопедия" и самоуверенная книголюбка. Что они могут сделать вместе?
Непросто приходилось людям в 90-е годы 20 века – привыкшие строить жизнь в соответствии с идеалами одной страны, они вдруг оказались у осколков того, чему верили. Тяжелее всего пришлось детям – то, чему их учили в младшей школе, рухнуло, идеалов не стало, а родители проводили все время на работе с одной целью – выжить. И в этой атмосфере происходит становление душ, взросление двух подростков – Лукьянова и Осинкиной, и их первая хрупкая влюбленнос
Что может быть важнее дружбы для девочки-подростка? Лучшая подруга – единственная, кого хочется видеть каждый день, кому можно доверить любой секрет, кто никогда не подведет… К сожалению, идеалы Оли рушатся: самый близкий человек предает ее. Но она уверена: следующая подруга точно будет идеальной. А еще Оля обязательно встретит прекрасного парня, совсем не похожего на двоечника Колю, от взгляда на которого не первый год ёкает сердце. Но так ли ну
На планете Земля бушует вирус… Человечество стоит на пороге вымирания.Элл неожиданно встречает пропавшего 10 лет назад отца. Что скажет он сыну? Где был все эти годы? И кто он на самом деле?Тайна возникновения вируса, неожиданные повороты сюжета, любовные интриги – всё это в романе-фэнтези «Вирус».
Лимерик – это пятистрочное юмористическое стихотворение, шутки, словесная игра, в которую англичане играют еще с начала позапрошлого века. Да, Россия – не родина слонов и не родина лимериков. Но многое, сочиненное в этом роде на русском языке, по оригинальности и парадоксальности превосходит то, что написано на английском языке.
Спасаясь от заговорщиков, принцессы вынуждены скрываться в двух параллельных мирах. Младшим, двойняшкам, предстоит осваивать чужую магию в лучшей местной академии и доказать, что они достойны элитного боевого факультета, заносчивому красавцу-декану, который считает, что боевая магия не для девушек. У старших еще более ответственная задача: выжить в современной Москве без магии и сберечь новорожденного наследника – последнего принца волшебного кор
Противоборствующие расы. Вечные соперники, что не могут закопать топор войны даже после перемирия. Будучи по разные стороны баррикад, два врага сблизились. Она открыла ему сердце, а он предал доверие, растоптав всё, что ей было дорого. Не осталось ни единого шанса на примирение. И вопрос лишь в том, кто из них доживёт до рассвета?