Сергей Яхновец - Досье судьбы. Рифмотексты

Досье судьбы. Рифмотексты
Название: Досье судьбы. Рифмотексты
Автор:
Жанр: Стихи и поэзия
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Досье судьбы. Рифмотексты"

В книгу Сергея Яхновца вошли стихотворения, показывающие нам новые грани дарования поэта. Да, местами это привычный, озорной, голосистый Яхновец, но есть и тексты, исполненные философских раздумий о судьбах Родины, о человеке, о любимой женщине, о сути любви как о чувстве противоречивом и необходимом для любого человека.

Бесплатно читать онлайн Досье судьбы. Рифмотексты



© Яхновец С.Е., 2023

© Оформление. Издательство «У Никитских ворот», 2023

Черты большого портрета

Сергей Яхновец не мыслит своей жизни без поэзии. Этим ощущением буквально пронизана вся книга его стихотворений «Досье судьбы». Разные бывают в нашей словесности способы передачи поэтических инвектив. Яхновец выбирает самый, пожалуй, трудный – предельно насытить эмоциями поэтическую ткань и из этого высечь искру. Отсюда и подзаголовок «рифмотексты». Здесь налицо большая литературная игра, где ставки серьёзны. Стихотворения Яхновца представляют собой драгоценный сплав чувств, мыслей, страданий, метаний. Он предлагает нам взгляд современного человека на мир без прикрас, но при этом в этой прямоте взгляда он находит счастье: легко видеть жемчужны, когда змеи спят, а вот не отводить взгляд от жемчуга, когда вокруг шипящие пасти, – достойно, сложно, но и абсолютно необходимо для современного русского поэта:

Человек двадцать первого века
не меняет структуру души —
иллюзорного счастья калека,
суетящийся за барыши.

С самого начала книги Яхновец даёт нам константу, он не отделяет себя от людей XXI века, не романтизирует себя, но при этом цепляется за каждый малейший шанс вырваться из трясины материального к светлым точкам.

Лирический герой и автор предельно сближены, что придаёт книге не только исповедальность, но и большую степень сопереживания. Всё, что написано от первого лица, разнообразно, герой погружается в разный контекст, по-разному настраивает свою образную оптику.

И в итоге каждая его черта складывается в выразительный портрет. Вот он пристальный утончённый наблюдатель, воспринимающий природу как зеркало жизни, зеркало её философских закономерностей:

Слезою времени комар оплакан в янтаре…
Седых веков трагичный дар,
застывший в пузыре смолы,
остановившей жизнь, запечатлевшей смерть —
времён далеких катаклизм,
чтоб мы могли узреть —
болтающимся меж грудей
кулоном смертной метки —
веков окаменевший клей
на теле у кокетки…

Здесь всё сущее выглядит как переходящее одно в другое, это своеобразная метафора вечного круговорота в природе, достойного и восхищения, и удивления, и признание бесконечного превосходства жизни и природы над нашими представлениями о ней.

А вот он посвящает нас в оттенки своей горькой рефлексии, открывает самые внутренние переживания, при этом делает это с подкупающей безыскусностью, переплетая личные неурядицы с судьбой страны:

В суетливой судьбе, перепачканной мной,
сын замкнулся в себе, я расстался с женой.
А ветра и дожди истощили мой пыл.
Обманули вожди. Рок страну изменил.

Случается, Яхновец демонстрирует известную лите-ратуроцентричность, создаёт стилистическую цитату, но окутывает горьким прищуром иронии:

Море, знойное небо, снежные горы, и здесь рай земной.
Нега, нежные руки, сладкие губы, пьём страсти вино.

Думаю, что в поэтической галактике и Игорь Северянин с удовольствием принимает приветы от Сергея Яхновца.

Среди текстов автора этой книги есть вершины лирики, с традиционным русским надрывом, с ностальгией, это делает его творческий портрет более привлекательным, куда же русский поэт денется без саморазоблачительной ностальгии?

Отрыдали шальные метели,
очищая карниз ото льда,
зазвенели, запели капели,
провожая в поход холода.

Здесь мы видим отточенную технику, которой позавидует любой стихотворец, и то самое движение строки, которое так завораживает, то самое скольжение по словесному льду, что заводит поэта в дали неведомые и прекрасные.

Много и полно пишет Яхновец о любви. И воспринимает это чувство всеобъемлюще. В некоторых строках накал страстей такой, что прямо чувствуешь волнение персонажа, его влечение, его экстаз. Но есть и другие оттенки, горечь от непонимания любимого человека, долгое разочарование, сбрасывание масок, понимание, что на всякий романтизм влюблённости всегда найдётся цинизм расчёта. Иногда Яхновец пускается в гротескные танцы по поводу чувств, которые считает случайными или чересчур плотскими. И он вполне безжалостен в своём разоблачении. Не боясь пересечь красные линии, Яхновец может пустить в ход и грубость, и натурализм, но и это остаётся в рамках художественности.

Многие тексты записаны в строку – интересный ход. Это придаёт книге повествовательность и превращает поэтический сборник в историю человека, яркого, талантливого и искренне переживающегося за всё, связанное с человеком, со страной, со счастьем и несчастьем и той странностью русского бытия, что измеряется не здравым смыслом, а поэзией.

Максим Замшев,

главный редактор «Литературной газеты», Председатель Правления МГО Союза писателей России, Президент «Академии поэзии», член Совета по развитию гражданского общества и защите прав человека при Президенте РФ

Аспекты бытия

Такой

Человек двадцать первого века
не меняет структуру души —
иллюзорного счастья калека,
суетящийся за барыши.
Одержимый вопросами мира,
угнетает желанья мораль…
Созидатель, мечтатель, транжира,
в исступленье дрожащая тварь,
наслаждений гурман изощрённый,
увлечённый бесплодной борьбой,
к сроку жизни приговорённый —
это я, одиозный такой…

2011

«…ангелы плачут навзрыд…»

…ангелы плачут навзрыд…

Владимир Бояринов
Под мистическим куполом тайны,
под гипнозом бездонных глубин,
вновь смиренный стою и печальный —
со Вселенной один на один…
Звёзды плещутся тихо и нежно.
Взор чаруя, ласкают лучи,
и душа, разомлев безмятежно,
задыхается тайной в ночи…
Млечный путь жемчугов переливы
разбросал по космической мгле.
Испарюсь метеором счастливым
и осяду пылинкой в Земле…
Суть явлений – движенье распада,
окончанье всего и всегда…
Торжествуют блюстители ада —
и уносятся в бездну года…
Да и райские ангелы тоже
невидимками где-то летят,
и пороки судьбы не тревожат…
Ведь меня
        никогда
                  не простят…

201?[1]

Сную

1
Люблю панорамные виды
из окон своих и чужих.
За счастьем снуют индивиды,
и лезут банальности в стих.
Букашками разного рода,
приученными к суете,
ползём под пятой небосвода
к предписанной роком черте.
Машины мелькают огнями,
слегка угловаты дома,
и дни устремились за днями —
пожизненная кутерьма.
Глядит с подоконника голубь,
как кошка страдает моя.
Стою полусонный и голый,
и нету на мне ни… чего.
Столь неочевидность банальна,
что неудивительно мне —
знать, закономерность случайна,
случайность – привычна вполне.
Вбираю расслабленным взором
распластанный мир за окном,
как солнце с беспечным задором
бесплатное плещется в нём.
Избавлюсь от бренности тела,
избавлюсь от алчности пут.
Недолго уже до предела,
но душу сомнения рвут.
Разнылся, как кошка по птице,
по сытой, красивой судьбе —
стою, словно с дохлой синицей,
от жалости плачу к себе…
Парит журавлиное счастье,
И крик отдаётся в мозгах:
король неприкаянной масти

С этой книгой читают
Сергей Яхновец остро ощущает время, в котором он живёт. Он идёт по жизни размашисто и торопливо, задевая за кинжальные углы, которые ранят всё острее и больнее. Поэт не может молчать, поэтому в книге «Арендатор бытия» нашли пристанище самые противоречивые и откровенные впечатления тернистого пути. Они ждут своего читателя, единомышленника и задушевного собеседника. Книга содержит нецензурную брань.
Сергей Яхновец трепетно ощущает яркую противоречивость, необычность и банальность абсурдности бытия. Радуется, негодует, любит, ненавидит, серьёзен и выпендривается, торопится жить размашисто.Стихотворения написаны в разные годы.Автор выбрал из своей коллекции менее негативные и жёсткие – решил пожалеть читателя, побалагурить, понаглеть…Он не боится пересекать «красные линии» принятые в литературной среде – так видит, чувствует, понимает, пишет…
Гражданин Советского Союза. Коммунист.Родился 22.12.1956 г.Родители – ветераны Великой Отечественной войны.Окончил ВВМУПП им. Ленинского комсомола в 1981 г.1981—1993 гг. – служил на дизельных подводных лодках 182-й Отдельной Бригады подводных лодок (б. Бечевинская), КВФ.После предательского развала Советского Союза подал рапорт об увольнении из ВС, заявив о несогласии с политикой нового руководства страны, армии и флота.Уволен в запас с должности
Мы любим. Если повезет, становимся счастливыми, и со временем у нас появляются прекрасные воспоминания.Если нет, нам остаются грусть и иногда стихи.
Поэтический сборник включает в себя проникновенную женскую лирику. Каждое из стихотворений откровенно, как личный дневник. Лирическая героиня – женщина сильная и в то же время мечтательная, она живет одновременно двумя жизнями: реальной и воображаемой, миром ее грез и фантазий. И порой разрыв между двумя мирами драматичен.
Как правило, стихи получаются от впечатлений, которые ты пережил. Лучшие получаются тогда, когда эти впечатления ты смог выразить словами, облечёнными в те рифмы, те ритмы…
Спустя десять лет после трагической смерти мужа и годовалого сына, Миранда Баллок вновь оказывается на месте той страшной автокатастрофы. Она на пару минут выходит из машины, чтобы вспомнить о двух самых любимых ею когда-то мужчинах, вдохнуть свежего воздуха, сесть за руль и поехать дальше, но… Судьба распорядилась иначе.
В горах есть отель… с привидением. Раздается по стенам загадочный стук, причина которого не ясна вот уже 12 лет. В новом заезде отдыхающих оказалась выпускница юр.фака Кира Селезнева. Ей удалось разгадать эту тайну, разгадка оказалась столь неожиданной и потянула за собой… череду убийств.Содержит нецензурную брань.
- Вы поспорили? Вы реально поспорили на меня?! - Люба, я был уверен в тебе! – казалось, что Богдан говорит искренне – Люба я люблю тебя и дочь. Вы моя семья! Руслан молчал, он не считал нужным оправдываться. - И на что вы поспорили? – не удержалась я от вопроса. - Неважно! – первым ответил Руслан – главное, что выиграл я! *** Они поспорили, а проиграла в этом споре я! Но жизнь непредсказуема и играет по своим правилам. Бывший муж решил исправить
– На что ты готова, чтобы получить эту работу? – спрашивает мужчина с невероятно сексуальным голосом. Я не знаю, что со мной. Его зелёные глаза, легкая усмешка сбивают меня с мыслей о том, почему это настолько важно. – Спрашиваю, потому что это сложно, не каждая справится. Со мной ты задействуешь все грани своего воображения. Задания будут непредсказуемые, едва на ногах стоять будешь. Готова к этому? Я сглатываю. От его голоса воображение ведёт в