© Наталья Андреевна Терещенко, 2021
ISBN 978-5-0055-7529-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
80 исцеляющих лайфхаков!
Творческие задания и медитации осознанности!
Создаем галерею ресурсов!
20 фотографий творческих работ автора – правой и левой рукой!
Удивительная история о женщине, которая доказала, что ничто не может помешать начать жизнь заново.
Вдохновляющая книга для тех, кто в любом возрасте хочет научиться выходить из сложных жизненных ситуаций и стать лучшей версией самого себя, не только невзирая на тупики, но и благодаря именно им.
«Есть книги, появления которых ждут еще задолго до их реального воплощения. Человек, который жил полной во всех смыслах жизнью, вдруг теряет опору – свое физическое здоровье. Но остается дыхание, а значит, жизнь и, конечно, надежда! Автор обнажает глубоко личные переживания, страхи, сомнения, сопровождающие трудный путь восстановления здоровья. И за это возникает благодарность. В этой книге нет поучений, и читатель верит автору, он не чувствует себя неудачником, он видит, что и автор пережила отчаяние и страх. И тогда у читателя появляется надежда.
Книга выстроена как путь. В каждой главе есть определенная структура: история, рефлексия, творческие упражнения, медитации. Причем все это находится в определенной системе – каждая медитация, каждое творческое задание соотносится с ключевым переживанием, описанным в этой главе, и преследует цель пошагового, системного облегчения страданий читателя, улучшения его физического и душевного здоровья. Книга может быть не только прочитана, но прожита вместе с автором. Искренне убеждена, что такое произведение нужно очень и очень многим людям – ищущим и страждущим».
Наталья Бербер, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Российского Государственного Социального Университета
Благодарю Наташу Терещенко, мою дочку и неизменного вдохновителя, редактора, генератора блестящих идей и помощника в их воплощении. Без тебя не было бы этой книги. Спасибо тебе за безграничную веру в мои возможности!
Благодарю Игоря Терещенко, моего мужа, надежного помощника и технического кооператора. Спасибо тебе за финансовую поддержку моего проекта!
Благодарю моих родных и друзей за сопричастность, поддержку и веру в успех моей книги!
Главы книги носят название определенного цвета, соответствующего моему ощущению на данный период. Каждая глава состоит из эпизодов моей истории в хронологическом порядке, которые заканчиваются лайфхаком, после чего идут творческие упражнения и медитации осознанности.
Упражнения и медитации могут применяться в любой сложной жизненной ситуации и, конечно, просто для удовольствия и раскрытия собственного потенциала.
Хочу кратко пояснить, что такое арт-терапия и осознанность (майндфулнесс).
Арт-терапия – это терапия творческим самовыражением в любой области искусства. Это может быть рисунок и живопись, движение и танец, драма и литературное творчество, лепка и голосовые импровизации. Исцеляющая сила терапии искусствами состоит прежде всего в том, что, не требуя специальных навыков, дает возможность полного раскрепощения. Выражая себя спонтанно, не опасаясь критики, человек освобождает себя от внутренних конфликтов и открывает путь к исцелению, самопринятию и самоактуализации.
Арт-терапия как способ самовыражения и самопознания известна со времен пещерного человека, во всех регионах планеты и на протяжении всей истории человечества.
Осознанность (полнота осознания, майндфулнесс) – это наука и искусство управления вниманием, умение сосредоточиться на опыте текущего момента. Опираясь на древние восточные практики дыхания и медитаций, этот метод адаптирован к условиям и мышлению современного человека. Майндфулнесс является эффективным способом борьбы с повседневным стрессом, эмоциональным выгоранием, депрессией, тревожными расстройствами, фобиями и т. д. Регулярная практика майндфулнесс существенно улучшает физическое, психическое здоровье и иммунитет, повышает душевное равновесие и стрессоустойчивость, дает радость жизни, умение быть здесь и сейчас. Навыки осознанности могут применяться даже на ходу. В настоящее время осознанность стала образом жизни миллионов. В программу средних школ и график работы крупнейших корпораций мира включены часы занятий майндфулнесс, не говоря уже о клиниках разного профиля.
Я надеюсь, что моя книга поможет читателям справиться со сложной ситуацией, поверить в себя и свои возможности, обрести баланс и оптимистический жизненный настрой. Я верю, что, открыв для себя трансформирующую силу осознанности и арт-терапии, читатель начнет новую, прекрасную страницу в своей жизни.
На последнем занятии по арт-терапии мы сдвинули три стола и разложили на них во всю длину листы бумаги. На этом общем «хвосте» каждый должен был показать свой жизненный путь так, чтобы отобразить детство, несколько последующих этапов и обязательно грядущую старость. И еще – написать краткую историю соответственно этим этапам. Из дома каждый захватил фотографии разных периодов своей жизни, можно было рисовать, клеить, лепить. Мы вытащили из шкафа ворох всякой всячины – шишки, ленточки, ракушки, веточки, бусины и пр. Работа весело закипела.
Я справилась быстрее всех по той простой причине, что на последнем этапе застряли все. Никто не мог решить, что же будет в старости, поскольку до нее у многих было еще несколько десятилетий. Мне нечего было придумывать – я уже была там. Окинув взглядом общий длинный, пестрый лист и найдя свои фото и рисунки среди прочих, я удовлетворенно хмыкнула. На каждом этапе красовался один и тот же лаконичный автопортрет – рот до ушей и широко распахнутые глаза. Как мне сказала одна из моих новых коллег на грани своего тридцатилетия: «Восхищаюсь вами! А я вот уже стара…»
Любопытно было послушать разные версии предстоящей старости. Однако варианты были невообразимо скучны – вязать, сидеть дома в кругу внучат, разводить цветы и тому подобное. Слушая эти рассказы, я начинала неудержимо зевать. Не то чтобы я не люблю цветы или внучат. Просто меня всю жизнь вдохновляли другие образы, внучата которым не помеха. А с приходом интернета я уже выискивала в нем мой идеал – старушенций, распластавшихся в немыслимых позах йоги, седых морских волчиц, раздувающих тугие паруса, иссохших от тягот жизни счастливиц, попирающих вершины. Мне нравились парижские старушки на стильных каблучках, в пестрых платьях до сухих коленок, в браслетах на загорелых сморщенных запястьях. Мне нравились весело щебечущие немолодые дамы на инвалидных колясках, с горящими глазами озирающие горизонт. Все они – манифест праздника жизни, которой, несмотря на годы и болезни, наслаждаются до самого конца. И я всегда знала, что буду именно такой или не буду вообще.